Рабочая тетрадь. Часть 2
Наша безопасность
(с. 3) Огонь, вода и газ |
|
(с. 6) Чтобы путь был счастливым |
|
(с. 10) Дорожные знаки |
|
(с. 14) Опасные места |
|
(с. 16) Природа и наша безопасность |
|
(с. 19) Экологическая безопасность |
Чему учит экономика
(с. 23) Чему учит экономика |
|
(с. 26) Природные богатства и труд людей – основа экономики |
|
(с. 28) Полезные ископаемые |
|
(с. 32) Растениеводство |
|
(с. 34) Животноводство |
|
(с. 38) Какая бывает промышленность |
|
(с. 44) Что такое деньги |
|
(с. 46) Государственный бюджет |
|
(с. 48) Семейный бюджет |
|
(с. 51) Экономика и экология |
Путешествие по городам и странам
(с. 53) Золотое кольцо России |
|
(с. 62) Наши ближайшие соседи |
|
(с. 67) На севере Европы |
|
(с. 73) Что такое Бенилюкс |
|
(с. 76) В центре Европы |
|
(с. 80) Путешествие по Франции и Великобритании |
|
(с. 86) На юге Европы |
|
(с. 91) По знаменитым местам мира |
Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида. Сколько всего птиц показано?
Синицу большую можно отличить по жёлтой грудке, поползня обыкновенного по розовой, а воробей домовой оказывается просто серым.
Всего на рисунке восемь птиц. Три воробья, три синицы и два поползня.
4. Прочитайте текст. Используйте эту информацию при характеристике групп животных.
Самой большой группой животных на планете являются насекомые — их около 950 тысяч видов. Остальные группы не столь многообразны. Учёные насчитывают 20 тысяч видов рыб, это вторая по численности группа. На третьем месте птицы, их 9 тысяч видов. А на четвёртом пресмыкающиеся, их 8 тысяч видов. Млекопитающих всего 5 тысяч видов, а земноводных 4700.
Ответы к стр. 17 — 18
1. С помощью учебника допиши определения.
а) Окружающая среда — это всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.
б) Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
2. Муравей Вопросик, который живёт на опушке елового леса, очень заинтересовался темой урока. «Что составляет окружающую среду ели?» — спросил он. Подчеркни в списке нужные слова и ответь (устно) на вопрос Муравьишки.
Солнце, цапля, воздух, кувшинка, почва, ласточка, жираф, клёст, дятел, пингвин, белка, лесная мышь, муравьи.
3. Папа Серёжи и Нади готовил рисунки к нашему уроку, но не успел их закончить. Кто живёт в этой среде? Вырежи картинки из Приложения и правильно их расположи.
4. Выполни задание учебника и сделай записи в тетради.
Задание в учебнике: Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.
Книги по экологии (название прочитанной книги подчеркни):
«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», «Юный эколог», «Экология: наблюдаем, изучаем», журнал «Юный натуралист».
Тема: Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!
План сообщения:1. Отступление. (Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!)
2. Жаба – безобиднейшее создание.
3. Жабы – хорошие охотники.
4. Жабы – хранительницы равновесия в природе.
Мой некрасивый друг
Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, и тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой. Она не пыталась удрать, чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю. Но так или иначе, она сидела на тропинке и смотрела на меня. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. И вот сейчас, я понял, что это неправда. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?
И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой. В саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была другая жаба, но мне почему-то хотелось, чтоб это была та самая, которую я видел в лесу. И мне очень захотелось, чтобы она осталась жить в нашем саду.
Я стал часто наведываться к старому пню и иногда встречал там жабу.
Я стал приходить не с пустыми руками, а с «подарочками». Сначала жаба не реагировала на мои подношения. Но однажды… Нет, я не отвлекся, я смотрел на червя не спуская глаз. И всё-таки не заметил, как он исчез.
С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пню и в одном и том же месте находил мою жабу.
Но однажды я опоздал на свидание и на обычном месте не нашёл жабу. Я обошёл пенёк – её нигде не было. Пошарил в траве – нет. И вдруг увидал тёмный бесформенный комочек, уже облепленный мухами.
Кто это сделал?
Зачем?
Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая?!
Некрасивая… А я видел перед собой её удивительные, золотые, с тёмными точечками глаза, большой беззубый рот, нежную кожицу на брюшке, и мне казалось, что была она очень красива.
Но почему, почему этого не видят другие?
Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!
(Юрий Дмитриев. Путешествие на всю жизнь)
* * *
Вопреки недоброй молве, жаба – безобиднейшее создание для всех, кроме комаров, слизней, гусениц и других беспозвоночных вредителей наших садов и огородов. Единственная защита этого медлительного и кроткого существа – выделение беловатой жидкости на коже, ядовитой для мелких животных и бактерий. Эта жидкость порой спасает жаб от нападения мелких хищников, а главное, препятствует потере влаги в условиях сухости… Никаких бородавок от соприкосновения с жабами на коже человека не бывает.
Жабы – хорошие охотники. Охотится жаба ночью на комаров, мух, слизней, червей. Охотничье приспособление у них – язык. Трудно проследить, как молниеносно выброшенный язык хватает, то есть приклеивает насекомое, и втягивает его в рот. Этим самым жабы не допускают, чтобы эти существа размножались сверх меры.
В цепях питания в природе жабы занимают очень важное, своё место. Жабы – хранительницы равновесия в природе
(Журнал «Юный натуралист», 2006 год.)
← Предыдущая | Следующая → |
Задания для домашней работы (на выбор)
Задание 1
Запиши в словарик зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
Ответ:
Зоология – наука, которая изучает строение и жизнедеятельность различных видов животных.
Земноводные – четвероногие позвоночные животные.
Пресмыкающиеся – наземные позвоночные животные.
Млекопитающие – позвоночные животные, которых отличает особенность – вскармливание животных.
Задание 2
Определи группу животных по её представителю: морская звезда, стрекоза, краб, окунь, скорпион, лягушка, дятел, пиявка, осьминог, черепаха, медведь. Ответь устно.
Ответ:
Морская звезда – иглокожие
Стрекоза – насекомое
Краб – ракообразные.
Окунь – рыбы.
Скорпион – паукообразные.
Лягушка – земноводные.
Дятел – птицы
Пиявка – черви
Осьминог – моллюски.
Черепаха – пресмыкающиеся.
Медведь – млекопитающие.
Задание 3
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «История с пиявкой». Что можно сказать об отношении большинства людей к этим животным? Заслуживают ли они такого отношения?
Ответ:
Мальчик из рассказа испугался внешнего вида пиявки и хотел её убить. Однако, нужно знать, что не все пиявки опасны для человека, многие из них приносят пользу и человеку и природе. Относится к ним нужно бережно.
Задание 4
Приведи примеры (устно) животных разных групп, которые встречаются в вашем крае. Дай этим животным краткую характеристику на основе наблюдений.
Ответ:
В Москве и в Подмосковье встречаются:
Млекопитающие: олень благородный, волк обыкновенный.
Птицы: обыкновенный гоголь, сапсан.
Рептилии: прыткая ящерица, веретеница ломкая.
Рыбы: щука, линь, обыкновенный лещ.
Паукообразные: паук – крестовик.
Насекомые: Жук божья коровка.
Стр 92
Стр 94
Вернуться к содержанию: Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков 1 часть
Проверь себя
1. Перечисли группы животных, с которыми мы познакомились на уроке.
Мы познакомились со следующими группами: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
2. Назови 1 — 2 представителей каждой из изученных групп.
- Черви — червь дождевой, пиявка
- Моллюски — кальмар, осьминог.
- Иглокожие — морской ёж, морская звезда.
- Ракообразные — омар, рак.
- Паукообразные — тарантул, каракурт.
- Насекомые — жук-олень, пчела медоносная.
- Рыбы — акула, карась.
- Земноводные — лягушка, тритон.
- Пресмыкающиеся — удав, крокодил.
- Птицы — ворона, курица.
- Звери — Обезьяна, дельфин.
3. Как ты понимаешь, что такое виды животных? Приведи примеры.
Виды — это животные одной группы, но отличающиеся внешним строением. Например, собака и кошка — два разных вида млекопитающих, а карась и щука – два разных вида рыб.
Характеристика групп животных
Насекомых – более 1 миллиона видов.
Рыб – более 20 тысяч видов.
Земноводных – около 6600 видов.
Пресмыкающихся – 8700 видов.
Птиц – 9000 видов.
Зверей – 5000 видов.
Задание 4
Определите названия животных, изображённых на рисунках учебника (с.89-91). Для распознавания некоторых животных воспользуйтесь атласом – определителем. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
Ответ:
На 1 рисунке: клоп — щитник, пчела, речной рак, улитка, майский жук, божья коровка, бабочка – желтушка, пиявка, стрекоза плоская, муха – журчалка, слизень, сенокосец, дождевой червь, водомерки.
На 2 рисунке: креветка, кальмар, морские ежи, осьминог, морской огурец, краб, морская звезда, морская лилия.
На 3 рисунке: щука, утка – кряква, пескарь, зимородок, тритон, лягушка прудовая.
На 4 рисунке: ящерица, белка, уж, цапля серая, жаба серая, оползень, черепаха болотная.
Млекопитающие
Для человека, является естественным рассматривать млекопитающих, как вершину эволюции – в конце концов, люди сами относятся к этому классу животных. На самом деле, млекопитающие входят в число наименее разнообразных групп животных (существует всего около 5000 видов). Млекопитающие характеризуются: шерстяным покровом, молочными железами (продуцирующими молоко для вскармливания детенышей) теплокровным метаболизмом, который, как в случае с птицами, позволяет им охватить широкий спектр местообитаний, начиная от пустынь и океанов до арктической тундры.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выбери правильный ответ. Подчеркни его.
К внутренним органам относятся:
А) лёгкие, грудь, сердце, кишечник;
Б) желудок, голова, сердце, пищевод;
В) лёгкие, сердце, печень, желудок;
Г) печень, сердце, туловище, мозг.
4.Как называются части холма, которые обозначены на рисунке .Запиши названия .
5.Прочитай внимательно. Какие виды пропущены?? Дополни запись .
Виды животных: звери, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, _____________________________________________________________________.
Запиши кратко главный признак этих животных.
6.Внимательно прочитай примеры связей в окружающем мире.
Из земли прорастает росток,
лошадь ест траву на лугу,
созревает клубника в саду,
дети купаются в море,
доярка доит корову,
над лугом идет дождь,
белка грызет орех,
пчела опыляет цветки.
Подчеркни только то, что относится к связям между живой и неживой природой.
7. Как называется прибор для определения сторон горизонта?
8.Какие виды растений изображены на рисунках? Подпиши названия видов.
9. Впиши пропущенные слова.
Мхов и лишайников больше на _______________________стороне у дерева или камня.
Снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к___________________________ стороне.
10. Подчеркните название главного города нашего края
В каком из этих городов есть Эрмитаж? Запиши.
_____________________________________________________________
11. Узнай животное, которое занесено в Красную книгу по рисунку. Запиши название в строке ответа.
_____________________________________
12. Что относится к семейным традициям, а что – к культуре общения в семье?
А) благодарить бабушку за вкусный обед
Б) делать игрушки на новогоднюю елку своими руками
В) помочь маме нести сумку из магазина
Г) каждую весну вместе с папой вешать скворечник в парке
Семейные традиции (запиши только букву (буквы)_-________________
Культура общения в семье (запиши букву (буквы) ответа) _-________________
13. Внимательно прочитай приведенный ниже список правил безопасности. Какие правила относятся к поведению на природе?
А) осторожно обращаться с электроприборами Б) не играть со спичками и зажигалками
В) не разжигать костер без взрослых
14.Укажи название этого знака.
15.Подумай, какую пользу приносят человеку домашние животные. Запиши ответ.
На 1 рисунке: клоп — щитник, пчела, речной рак, улитка, майский жук, божья коровка, бабочка – желтушка, пиявка, стрекоза плоская, муха – журчалка, слизень, сенокосец, дождевой червь, водомерки.
На 2 рисунке: креветка, кальмар, морские ежи, осьминог, морской огурец, краб, морская звезда, морская лилия.
На 3 рисунке: щука, утка – кряква, пескарь, зимородок, тритон, лягушка прудовая.
На 4 рисунке: ящерица, белка, уж, цапля серая, жаба серая, оползень, черепаха болотная.
Учебник. Часть 2
Природные богатства и труд людей — основа экономики
(с. 42) Вопросы параграфа |
|
(с. 44) Обсудим |
|
(с. 45) Проверь себя |
|
(с. 45) Задания для домашней работы |
|
(с. 45) На следующем уроке |
Какая бывает промышленность
(с. 60) Вопросы параграфа |
|
(с. 63) Обсудим |
|
(с. 63) Проверь себя |
|
(с. 63) Задания для домашней работы |
|
(с. 63) На следующем уроке |
Государственный бюджет
(с. 71) Вопросы параграфа |
|
(с. 73) Вопросы после параграфа |
|
(с. 74) Проверь себя |
|
(с. 74) Задания для домашней работы |
|
(с. 74) На следующем уроке |
Семейный бюджет
(с. 75) Вопросы параграфа |
|
(с. 77) Вопросы после параграфа |
|
(с. 77) Обсудим |
|
(с. 78) Проверь себя |
|
(с. 78) На следующем уроке |
По Франции и Великобритании
(с. 132) Вопросы параграфа |
|
(с. 140) Вопросы после параграфа |
|
(с. 141) Проверь себя |
|
(с. 141) Задания для домашней работы |
|
(с. 141) На следующем уроке |
Проверь себя
Вопрос 1
Перечисли группы животных, с которыми мы познакомились на уроке.
Ответ:
Группы животных: насекомые, звери, рыбы, птицы.
Вопрос 2
Назови 1-2 представителей каждой из изученных групп животных.
Ответ:
Насекомые – муха, комар.
Ракообразные – рак.
Звери – лошадь, тигр.
Рыбы – щука, окунь.
Птицы – ворона, сорока.
Пресмыкающиеся – черепаха, змея.
Паукообразные – скорпион, клещ.
Вопрос 3
Как ты понимаешь, что такое виды животных? Приведи примеры.
Ответ:
Виды животных – животное одной группы, но они отличаются внешним строением.
Пример: обезьяна и лошадь, разные виды млекопитающих.
Рабочая тетрадь. Часть 1
Эта удивительная природа
(с. 23) Тела, вещества, частицы |
|
(с. 25) Разнообразие веществ |
|
(с. 27) Воздух и его охрана |
|
(с. 29) Вода |
|
(с. 33) Превращение и круговорот воды |
|
(с. 35) Берегите воду! |
|
(с. 36) Что такое почва |
|
(с. 39) Разнообразие растений |
|
(с. 42) Солнце, растения и мы с вами |
|
(с. 45) Размножение и развитие растений |
|
(с. 45) Охрана растений |
|
(с. 50) Разнообразие животных |
|
(с. 55) Кто что ест |
|
(с. 60) Размножение и развитие животных |
|
(с. 63) Охрана животных |
|
(с. 66) В царстве грибов |
|
(с. 69) Великий круговорот жизни |
Мы и наше здоровье
(с. 71) Организм человека |
|
(с. 73) Органы чувств |
|
(с. 76) Надежная защита организма |
|
(с. 76) Опора тела и движение |
|
(с. 78) Наше питание |
|
(с. 82) Дыхание и кровообращение |
|
(с. 84) Умей предупреждать болезни |
|
(с. 86) Здоровый образ жизни |
Учебник. Часть 1
Природа
(с. 4) Вопросы параграфа |
|
(с. 7) Вопросы после параграфа |
|
(с. 7) Проверь себя |
|
(с. Задания для домашней работы |
|
(с. 9) На следующем уроке |
Общество
(с. 18) Вопросы параграфа |
|
(с. 20) Вопросы после параграфа |
|
(с. 22) Проверь себя |
|
(с. 23) Задания для домашней работы |
|
(с. 23) На следующем уроке |
Что такое экология
(с. 25) Вопросы параграфа |
|
(с. 27) Вопросы после параграфа |
|
(с. 28) Проверь себя |
|
(с. 28) Задание для домашней работы |
|
(с. 28) На следующем уроке |
Воздух и его охрана
(с. 46) Вопросы параграфа |
|
(с. 46) Практическая работа |
|
(с. 48) Вопросы после параграфа |
|
(с. 50) Проверь себя |
|
(с. 50) Задание для домашней работы |
|
(с. 50) На следующем уроке |
Что такое почва
(с. 64) Вопросы параграфа |
|
(с. 64) Практическая работа |
|
(с. 67) Проверь себя |
|
(с. 67) Задания для домашней работы |
|
(с. 68) На следующем уроке |
Солнце, растения и мы с вами
(с. 74) Вопросы параграфа |
|
(с. 76) Вопросы после параграфа |
|
(с. 77) Проверь себя |
|
(с. 77) Задания для домашней работы |
|
(с. 77) На следующем уроке |
Размножение и развитие растений
(с. 80) Вопросы параграфа |
|
(с. 80) Обсудим |
|
(с. 81) Проверь себя |
|
(с. 81) Задание для домашней работы |
|
(с. 81) На следующем уроке |
Разнообразие животных
(с. 87) Вопросы параграфа |
|
(с. 91) Вопросы после параграфа |
|
(с. 92) Проверь себя |
|
(с. 93) Задания для домашней работы |
|
(с. 93) На следующем уроке |
Развитие и размножение животных
(с. 104) Вопросы после параграфа |
|
(с. 104) Проверь себя |
|
(с. 105) Задания для домашней работы |
|
(с. 105) На следующем уроке |
(с. 122) Вопросы параграфа |
|
(с. 123) Практическая работа |
|
(с. 124) Обсудим |
|
(с. 124) Проверь себя |
|
(с. 125) На следующем уроке |
Тесты
Эта удивительная природа
(с. 11) Тела, вещества, частицы |
|
(с. 12) Разнообразие веществ |
|
(с. 13) Воздух и его охрана |
|
(с. 14) Вода |
|
(с. 15) Превращения и круговорот воды |
|
(с. 17) Берегите воду! |
|
(с. 19) Что такое почва |
|
(с. 20) Разнообразие растений |
|
(с. 22) Солнце, растения и мы с вами |
|
(с. 23) Размножение и развитие растений |
|
(с. 24) Охрана растений |
|
(с. 26) Разнообразие животных |
|
(с. 27) Кто что ест |
|
(с. 29) Размножение и развитие животных |
|
(с. 30) Охрана животных |
|
(с. 32) В царстве грибов |
|
(с. 33) Великий круговорот жизни |
Мы и наше здоровье
(с. 35) Организм человека |
|
(с. 36) Органы чувств |
|
(с. 37) Надёжная защита организма |
|
(с. 39) Опора тела и движение |
|
(с. 40) Наше питание |
|
(с. 42) Дыхание и кровообращение |
|
(с. 43) Умей предупреждать болезни |
|
(с. 44) Здоровый образ жизни |
Наша безопасность
(с. 46) Огонь, газ и вода |
|
(с. 47) Чтобы путь был счастливым |
|
(с. 49) Дорожные знаки |
|
(с. 50) Опасные места |
|
(с. 52) Природа и наша безопасность |
|
(с. 53) Экологическая безопасность |
Чему учит экономика
(с. 56) Для чего нужна экономика |
|
(с. 57) Природные богатства и труд людей — основа экономики |
|
(с. 59) Полезные ископаемые |
|
(с. 60) Растениеводство |
|
(с. 61) Животноводство |
|
(с. 62) Какая бывает промышленность |
|
(с. 64) Что такое деньги |
|
(с. 65) Государственный бюджет |
|
(с. 67) Семейный бюджет |
|
(с. 68) Экономика и экология |
Путешествие по городам и странам
(с. 70) Золотое кольцо России |
|
(с. 72) Наши ближайшие соседи |
|
(с. 73) На севере Европы |
|
(с. 76) Что такое Бенилюкс |
|
(с. 79) В центре Европы |
|
(с. 80) По Франции и Великобритании |
|
(с. 82) На юге Европы |
|
(с. 83) По знаменитым местам мира |