Применение глобуса
Глобус — название уменьшенной модели Земли. Выполняется он в форме шара. На него в неискаженном виде наносятся материки, водные пространства и рельеф территории. Масштаб всегда постоянный и составляет 1:50000000. Это означает, что в 1 см содержится 500 км.
Вся поверхность глобуса покрыта меридианами и параллелями. Они необходимы для нахождения координат любой точки земного шара. Для этого используются такие понятия, как широта и долгота.
Широта — угол, сформированный двумя линиями. Одна представляет радиус экватора, а вторая соединяет центр Земли с определяемой точкой. В зависимости от полушария она бывает северная и южная.
Долгота — угол, образованный двумя плоскостями. Обе проходят через всю ось Земли. Одна из них рассекает планету через нулевой меридиан, а вторая — тот, на котором находится нужная точка. Под нулевым меридианом условно принято расположение Гринвичской обсерватории. Находится она под Лондоном. Долгота также бывает северная и южная.
Стороны горизонта
Горизонт различают по основным четырем направлениям:
- северное;
- южное;
- западное;
- восточное.
Кроме того, существуют промежуточные стороны горизонта – северо-запад, юго-запад, юго-восток и северо-запад.
Чтобы ориентироваться в пространстве, нужно уметь правильно распознавать стороны горизонта на любой местности
Особенно это важно в лесу или в городе, где линия горизонта скрыта высокими деревьями или зданиями
Сделать это достаточно просто. В полдень солнце находится в южной части неба, и тени от предметов будут падать в северную сторону. Повернувшись лицом к северу, за спиной оказывается юг. В таком положении по правую руку будет восток, а по левую – запад.
Для большего удобства в ориентировании на местности был изобретен очень полезный прибор – компас. Устроен он очень просто: это круглый циферблат с указанием направления юга, севера, запада и востока. В центре крепится намагниченная стрелка из стали, которая в любом положении указывает на север. Чтобы определить стороны горизонта на местности, нужно поворачивать компас до совмещения темного кончика стрелки с буквой С или N.
Рис. 3. Компас.
Что мы узнали?
При изучении темы «Горизонт» по программе 2–3 класса окружающего мира мы узнали, что представляет собой горизонт и линия горизонта. Мы выяснили, как самостоятельно определить стороны горизонта, а так же, как называется прибор, определяющий стороны света в любое время суток на любой местности.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Почему на Земле существует горизонт?
- Преломление солнечных лучей от поверхности
- Земля имеет форму шара
- Разнообразный рельеф планеты
- Искажение пространства
План местности
В отличие от карты, план составляется для небольшого участка местности. На нем может выделяться небольшой объект с прилежащей к нему территорией. Внешне он представляет собой схему поселка, колхоза или совхоза. В связи с небольшой площадью кривизна земной поверхности не учитывается.
На планах все существующие объекты вычерчиваются в заданном масштабе. Пропусков не допускается. Формироваться планы могут вручную или с помощью аэрофотоснимков.
На планах отсутствует градусная сетка. Северное направление находится вверху рисунка.
Вам также может быть интересно:
Что такое горизонт?
Долгое время наши предки считали, что Земля – плоская. В том, что планета имеет форму шара, люди убедились, когда научились строить крепкие корабли и путешествовать по морю.
Мореплаватели заметили одну интересную особенность – когда к ним в море приближался корабль, то вначале появлялась высокая мачта, затем паруса, и лишь по мере приближения был виден весь корабль.
Рис. 1. Мореплаватели в древности.
Однако прошло еще много времени, прежде чем люди убедились, что Земля имеет форму шара. И только благодаря такой форме стало возможным появление горизонта. Но что это такое?
Горизонт – это место, где небосклон соприкасается с землей или поверхностью воды. Горизонтом называют все, что видно вокруг, то есть, это видимая поверхность земли вокруг нас. Место, где небо сходится с землей или водной гладью, называют линией горизонта.
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Находясь на ровном пространстве (в степи) можно смотреть на 4-5 километров, а если подняться выше, линия обзора начнет увеличиваться. С горы или маяка открывается прекрасный вид, горизонт значительно расширяется.
Рис. 2. Линия горизонта.
До линии горизонта невозможно добраться – это не зависит ни от скорости, ни от способа передвижения. При попытке приблизиться к ней, она будет все время отдаляться.
Само существование горизонта доказывает, что Земля имеет форму шара, поскольку линии его не идеально ровные, а немного закругленные по краям.
Вода
Задание 1 (стр. 22)
Вычисли и запиши, сколько воды в теле человека, если его масса составляет: 30 кг, 60 кг, 90 кг.
А сколько воды в твоем теле?
Ответ
а) Если масса 30кг, то 30 : 3 • 2 = 20 литров
б) Если масса 60кг, то 60 : 3 • 2 = 40 литров
в) Если масса 90кг, то 90 : 3 • 2 = 60 литров
Чтобы вычислить, сколько воды в теле человека, нужно его вес разделить на 3 и умножить на 2.
Вычислите для вашего веса.
Например, ваш вес 36 кг, тогда в вашем теле 36 : 3 • 2 = 24 литра воды.
Задание 2 (стр. 23)
Эти картинки начал рисовать папа Серёжи и Нади. Помоги их закончить. Вырежи рисунки из Приложения и посели каждое животное в его природный дом. Не наклеивай рисунки сразу. Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки наклей рисунки.
По полученным картинкам-аппликациям расскажи о жизни в пресной и соленой воде.
Ответ
Рассказ о жизни в пресной и соленой воде:
Пресная вода почти не содержит соль, она находится в реках, озерах, прудах, подземных источниках. В этих местах живут разные животные, например, лягушки, раки, улитки, рыбы, например, щука. Также в пресных водоемах растут такие растения как, например, водоросли и лилии. Пресная вода занимает небольшую часть от общего объемы воды на планете, всего 3%.
Соленая вода – в океанах и морях. В этой соленой среде обитают морские животные и рыбы, такие как форель, акулы, дельфины, морские звезды и ежи, крабы, кораллы (коралловые полипы), планктон и многие другие. Также в соленой воде растут морские водоросли и подводные растения.
Задание 3 (стр. 24)
Практическая работа «исследуем свойства воды».Цель работы: определить свойства воды.Оборудование: три лабораторных стакана (из них два – с водой); ложка, соль, измельченный мел, воронка, бумага для изготовления фильтра, ножницы. колба с трубкой, заполненная подкрашенной водой; тарелка с горячей водой, тарелка со льдом.Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняй таблицу.
Ответ
Что делаем | Вывод |
Опыт 1. Опускаем в стакан с водой ложку | Ложка видна. Вода прозрачна. |
Опыт 2. Сравниваем цвет воды | Вода как прозрачная полоска. Она не имеет цвета. |
Опыт 3. Определяем запах | Вода не имеет запаха. |
Опыт 4. Соль и мел в воде | Соль и мел растворяются в воде. Мел окрашивает её. |
Опыт 5. Пропускаем грязную воду через фильтр | Вода очищается. |
Опыт 6. Нагреваем воду | При нагревании частицы воды расширяются. |
Опыт 7. Охлаждаем воду | При охлаждении частицы воды сжимаются. |
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута, я определил(а) свойства воды.
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
Задание 5 (стр. 25)
Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воды при нагревании и охлаждении. (Частицы воды обозначьте кружочками).
Ответ
При нагревании расстояние между частицами воды больше, чем при охлаждении.
Задание 5 (стр. 25)
С помощью опытов определи растворяются ли в воде эти вещества. Отметь знаком «+» (растворяется) или знаком «–» (не растворяется).
Ответ
Вещество | Растворяется ли в воде? |
Сахар | + |
Глина | — |
Пищевая сода | + |
Крахмал | — (в холодной воде) |
Предыдущая страница Следующая страница