Одушевленные существительные
Определение
Одушевленные существительные — это слова, которые обозначают людей и предметы и отвечают на вопрос кто?
Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.
Примеры
В первую очередь одушевленные существительные называют человека:
- мама
- отец
- бабушка
- тётя
- ребёнок
- малыш
- богатырь
- начальник
- художник
К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:
- животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
- птиц (галка, воробей, синица, сорока);
- рыб (лещ, карась, судак, налим);
- насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).
Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Формула
Форма винительного падежа множественного числа = форме родительного падежа множественного числа.
Сравним:
Род. падеж | Вин. падеж |
крылья (кого?) бабочек | поймаю (кого?) бабочек |
листья (чего?) сосен | вижу (что?) сосны |
У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:
Род. падеж | Вин. падеж |
писк (кого?) комара | прихлопну (кого?) комара |
много (кого?) комаров | видим (кого?) комаров |
Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:
- названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
- сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
- названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
- слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».
Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.
Ответы к части №2
упр.1
упр.2
упр.3
упр.4
упр.5
упр.6
упр.7
упр.8
упр.9
упр.10
упр.11
упр.12
упр.13
упр.14
упр.15
упр.16
упр.17
упр.18
упр.19
упр.20
упр.21
упр.22
упр.23
упр.24
упр.25
упр.26
упр.27
упр.28
упр.29
упр.30
упр.31
упр.32
упр.33
упр.34
упр.35
упр.36
упр.37
упр.38
упр.39
упр.40
упр.41
упр.42
упр.43
упр.44
упр.45
упр.46
упр.47
упр.48
упр.49
упр.50
упр.51
упр.52
упр.53
упр.54
упр.55
упр.56
упр.57
упр.58
упр.59
упр.60
упр.61
упр.62
упр.63
упр.64
упр.65
упр.66
упр.67
упр.68
упр.69
упр.70
упр.71
упр.72
упр.73
упр.74
упр.75
упр.76
упр.77
упр.78
упр.79
упр.80
упр.81
упр.82
упр.83
упр.84
упр.85
упр.86
упр.87
упр.88
упр.89
упр.90
упр.91
упр.92
упр.93
упр.94
упр.95
упр.96
упр.97
упр.98
упр.99
упр.100
упр.101
упр.102
упр.103
упр.104
упр.105
упр.106
упр.107
упр.108
упр.109
упр.110
упр.111
упр.112
упр.113
упр.114
упр.115
упр.116
упр.117
упр.118
упр.119
упр.120
упр.121
упр.122
упр.123
упр.124
упр.125
упр.126
упр.127
упр.128
упр.129
упр.130
упр.131
упр.132
упр.133
упр.134
упр.135
упр.136
упр.137
упр.138
упр.139
упр.140
упр.141
упр.142
упр.143
упр.144
упр.145
упр.146
упр.147
упр.148
упр.149
упр.150
упр.151
упр.152
упр.153
упр.154
упр.155
упр.156
упр.157
упр.158
упр.159
упр.160
упр.161
упр.162
упр.163
упр.164
упр.165
упр.166
упр.167
упр.168
упр.169
упр.170
упр.171
упр.172
упр.173
упр.174
упр.175
упр.176
упр.177
упр.178
упр.179
упр.180
упр.181
упр.182
упр.183
упр.184
упр.185
упр.186
упр.187
упр.188
упр.189
упр.190
упр.191
упр.192
упр.193
упр.194
упр.195
упр.196
упр.197
упр.198
упр.199
упр.200
упр.201
упр.202
упр.203
упр.204
упр.205
упр.206
упр.207
упр.208
упр.209
упр.210
упр.211
упр.212
упр.213
упр.214
упр.215
упр.216
упр.217
упр.218
упр.219
упр.220
упр.221
упр.222
упр.223
упр.224
упр.225
Неодушевленные существительные
Определение
Неодушевленные существительные — это слова, которые называют нечто неживое и отвечают на вопрос что?
Неодушевленные существительные называют
- предметы реального мира (табуретка, дом, картина, вокзал);
- явления природы (дождь, радуга, снегопад, туман, роса);
- действия (полёт, выход, обмен, побелка);
- отвлеченные понятия (радость, согласие, ненависть, мир);
- растения (ромашка, роза, тополь, ковыль);
- совокупность живых существ (народ, толпа, табун, стая).
Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:
Признак
Форма именительного падежа множественного числа = форме винительного падежа множественного числа.
В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.
Понаблюдаем:
Им. падеж | Вин. падеж |
(что?) стаи | видим (что?) стаи |
(что?) табуны | смотрю (на что?) на табуны |
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
- § 88. Имя существительное как часть речи
- § 89. Доказательства в рассуждении
- § 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
- § 91. Имена существительные собственные и нарицательные
- § 92. Poд имён сущкствительных
- § 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
- § 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
- § 95. Три склонения имён существительных
- § 96. Падеж имён существительных
- § 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
- § 98. Множественное число имён существительных
- § 99. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
- Повторение
- § 100. Морфологический разбор имени существительного
Имя прилагательное
- § 101. Имя прилагательное как часть речи
- § 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных
- § 103. Оnисание животного
- § 104. Прилагательные nолные и краткие
- § 105. Морфологический разбор имени прилагательного
- Повторение
Глагол
- § 106. Глагол как часть речи
- § 107. Не с глаголами
- § 108. Рассказ
- § 109. Неопределённая форма глагола
- § 110. Правописание -тся и -ться в глаголах
- § 111. Виды глагола
- § 112. Буквы е — и в корнях с чередованием
- § 113. Невыдуманный рассказ (о себе)
- § 114. Время глагола
- § 115. Прошедшее время
- § 116. Настоящее время
- § 117. Будущее время
- § 118. Сопряжение глаголов
- § 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
- § 120. Морофологический разбор глагола
- § 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
- § 122. Употребление времён
- Повторение
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
- § 24. Синтаксис
- § 25. Пунктуация
- § 26. Словосочетание
- § 27. Разбор словосочетания
- § 28. Предложение
- § 29. Виды предложений по цели высказывания
- § 30. Восклицательные предложения
- § 31. Члены предложения
- § 32. Главные члены предложения. Подлежащее
- § 33. Сказуемое
- § 34. Тире между подлежащим и сказуемым
- § 35. Нераспространённые и распространённые предложения
- § 36. Второстепенные члены предложения
- § 37. Дополнение
- § 38. Определение
- § 39. Обстоятельство
- § 40. Предложения с однородными членами
- § 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
- § 42. Предложения с обращениями
- § 43. Письмо
- § 44. Синтаксический разбор простого предложения
- § 45. Пунктуационный разбор простого предложения
- § 46. Простые и сложные предложения
- § 47. Синтаксический разбор сложного предложения
- § 48. Прямая речь
- § 49. Диало́г
- Повторение
Имя существительное как часть речи
Существительные обозначают:
- конкретные предметы (стол, кукла);
- живые существа и растения (человек, тигр, дуб);
- явления природы (радуга, дождь, ветер);
- события (праздник, каникулы, парад);
- процесс действия (бег, рост);
- свойства, качества, состояния (доброта, дружба, волнение);
- вещества (золото, нефть);
- географические названия (Россия, Байкал) и др.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки существительных
1. Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные
одушевлённые | неодушевлённые |
отвечают на вопрос кто? | отвечают на вопрос что? |
называют живые предметы (люди и животные) | называют неживые предметы |
Например: кот, ученик | Например: окно, рюкзак |
2. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные
Одинаковые однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Так, словом книга называются все книги, хотя сами книги могут отличаться друг от друга содержанием, размерами.
Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными.Например: ученик, страна, город, река и т.п.
Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название.Например, чтобы из всех рек выделить одну, ей дали название: Ока, Волга.
Каждый человек имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы из массы людей выделить этого человека.
Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными.
Например: Пушкин Александр Сергеевич, Тузик, Москва и т.д.
собственные |
нарицательные |
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений |
Остальные имена существительные |
пишутся с заглавной буквы |
пишутся с маленькой буквы |
Например: Москва, Волга, Алиса |
Например: город, река, девочка |
3. Имена существительные бывают трёх родов
мужской род |
женский род |
средний род |
он, мой |
она, моя |
оно, моё |
Например: ключ, лес |
Например: машина, Таня |
Например: облако, животное |
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: быки – бык (м.р.), куклы — кукла (ж. р.), облака — облако (ср. р.).
4. Имена существительные изменяются по числам
единственное число (ед.ч.) |
множественное число (мн.ч.) |
обозначает один предмет |
обозначает два или несколько предметов |
Например: цветок, собака |
Например: цветы, собаки |
Имена существительные, имеющие только множественное число:
Каникулы, грабли, сливки, брюки, вес,. ворота, деньги, дети, люди, ножницы, очки, сани, духи, консервы, часы, сутки.
Имена существительные, имеющие только единственное число:
Мебель, охота, масло, мясо, молоко, одежда, обувь, посуда, беготня, лук, пюре, сахар, соль, мёд, картофель, небо, пение, поэзия, творчество, лирика, юмор, погода, метро, радио, ловкость, клубника, крапива, кукуруза, крыжовник, морковь, здоровье, верность, любовь, ненависть, кофе.
А так же слова среднего рода иностранного происхождения метро, кино, кашне, пальто, радио и др.
5. Имена существительные бывают трёх склонений
- Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к 1 склонению.
- Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е относятсяко 2 склонению.
- Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к 3 склонению.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
м.р. –а, –я |
м.р. — |
ж.р. -ь |
ж.р. –а, -я |
ср.р. –о, -е |
|
Например: лиса, поляна |
Например: окно, утро |
Например: любовь, мышь |
6. Существительные изменяются по падежам
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- найти в предложении слово, к которому относится это существительное, и поставить от него вопрос;
- по вопросу: предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над озером кружились чайки.
кружились (над чем?} над озером —- Т. п.
Полезная статья:
Когда заниматься с ГДЗ к учебнику Канакиной?
Дети часто не обращают внимания на возникающие с учебой сложности. Впрочем, некоторые родители тоже начинают реагировать на плохие оценки, когда учитель сделает замечание на собрании или после итогов четверти/триместра. Но момент оказывается уже упущен. Чтобы нагнать одноклассников, учащимся необходимо потратить уйму сил, изучить все упущенные темы. Времени на это просто нет. Поэтому не нужно доводить ситуацию до критической точки. Лучше с самого начала учебного года использовать решебник по русскому языку за 2 класс к учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г. (ФГОС).
Добиться успеха и полного понимания материала можно таким путем:
- не забывать про теорию, разбирать и запоминать все грамматические правила;
- всегда самостоятельно выполнять домашние задания;
- после этого, можно сравнивать свои результаты с верными ответами из решебника;
- тщательная работа над ошибками позволит избегать их появления в дальнейшем.
Благодаря детальным решениям, наглядным примерам и дополнительным комментариям у учеников создается полное представление о пройденном параграфе. Простота изложения информации позволяет легко ее запоминать. Это же в свою очередь помогает школьникам добиться высокой успеваемости и показывать отличные результаты на контрольных.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
- § 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
- § 7. Орфограмма
- § 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
- § 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова
- § 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
- § 11. Буквы и, у, а после шипящих
- § 12. Разделительные ъ и ь
- § 13. Раздельное написание предлогов с другими словами
- § 14. Что мы знаем о тексте
- § 15. Части речи
- § 16. Глагол
- § 17. -Тся и -ться в глаголах
- §18. Тема текста
- § 19. Личные окончания глаголов
- § 20. Имя существительное
- § 21. Имя прилагательное
- § 22. Местоимение
- § 23. Основная мысль текста
- Контрольные вопросы и задания