Русский язык 3 класс учебник канакина, горецкий 2 часть — страница 62

Гдз русский язык 3 класс канакина, горецкий - учебник

Проверь себя

Упражнение 1

Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.

Ответ:

Слово и его лексическое значение

Каждое слово имеет свое закрепленном значение — лексическое значение.

Лексическое значение слова — это то, что обозначает слово. Оно разъясняется в толковых словарях.

Например, есть предмет «книга» и слово «книга». Его лексическим значением будет — произведение печати в виде сброшюрованных, переплетённых вместе листов с каким-либо текстом.

Слова могут иметь как одно, так и несколько значений. В зависимости от количества значений слова делятся на однозначные (герб, альбом) и многозначные (лук, язык).
Синонимы — это слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию и написанию. Например, красный — багряный, конь — лошадь.

Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению. Например, злой — добрый, смеяться — плакать, друг — враг.

Омонимы — это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению. Например, бокс — это вид спорта; бокс — это мужская причёска с коротко подстриженными или выбритыми волосами на висках и затылке.

Слово — это живая единица языка. С течением времени некоторые слова выходят из употребление. Их называют «устаревшими». Например, десница, чресла.

При этом в языке постоянно появляются новые слова, которые заменяют старые (правая рука, поясница) или называют новые предметы (компьютер, планшет).

Упражнение 2

Прочитайте. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие — переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.

Ответ:

1. Серые тучи (прямое значение) — серый день (переносное значение, означающее «пасмурный»).

2. Серебристый ландыш (прямое значение) — серебристый звон (переносное значение, означающее «мелодичный, приятный»).

Серые тучи с каждой минутой затягивали небо все сильнее и сильнее.

Упражнение 3

Прочитайте. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.

Ответ:

1. Барашки — животные.

2. Барашки — пена на морских волнах.

Упражнение 4

Прочитайте. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.

Ответ:

Упражнение 5

Прочитайте. Подберите к одному из данных слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.

Ответ:

Упражнение 6

Прочитайте. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в словах орфограммы.

Ответ:

1. Проверяемая безударная гласная в корне слова. Например, деревья — дéрево; уходить — ухóдит.

2. Проверяемые парные звонкие / глухие согласные. Например, мороз — морозы, паук — пауки, морковка — морковочка.

3. Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова. Например, поздно — опоздал, солнце — солнечный, здравствовать — здравие.

1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Например, обезьяна, гвоздика, корова.

2. Непроверяемые парные звонкие / глухие согласные. Автор, экзамен, кувшин.

3. Непроверяемая непроизносимая согласная в корне слова. Чувство, блеснуть, ресницы.

Упражнение 7

Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1 на с. 143 — 144).

Ответ:

Слово кольцо. В слове 2 слога: коль / цо. Второй слог ударный. Ударение падает на букву «о».

Кольцо :

1. К — — согласный звук, глухой парный, твёрдый парный.

2. О — — гласный звук, безударный.

3. Л — — согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный.

4. Ь — – не обозначает звука.

5. Ц — — согласный звук, глухой непарный, твёрдый непарный.

6. О — — гласный звук, ударный.

Вывод: в слове 2 слога, 6 букв и 5 звуков.

Как разобрать предложение по частям речи

Разложение предложения на части речи — это процесс, который помогает ученикам лучше понять структуру языка и правильно оформлять свои мысли в тексте. Для начала, необходимо понимать, что каждое слово в предложении относится к определенной части речи.

Существительные обозначают людей, животных, предметы и явления. Прилагательные описывают существительные, указывают на их признаки и свойства. Глаголы обозначают действия, которые совершаются подлежащим. Наречия указывают на обстоятельства, при которых происходит действие. Предлоги устанавливают связь между словами. Междометия выражают чувства и эмоции.

Чтобы разобрать предложение по частям речи, необходимо выделить главные слова — подлежащее и сказуемое. Далее, следует рассмотреть, какие слова обозначают обстоятельства, признаки и свойства. Предлоги и союзы также играют важную роль в структуре предложения и выделяются отдельно.

  • Подлежащее — это существительное или местоимение, о котором говорится в предложении.
  • Сказуемое — это глагол, указывающий на действие, которое совершает подлежащее.
  • Прилагательные обозначают признаки и свойства существительных.
  • Наречия указывают на обстоятельства, при которых происходит действие.
  • Предлоги и союзы устанавливают связь между словами и выделяются отдельно.

Этот процесс поможет ученикам лучше понимать язык и научиться строить свои высказывания правильно и грамотно.

Проверь себя

Номер 1.

Расскажите, что вы знаете об имени существительном. Для чего мы употребляем в речи имена существительные?

Ответ:

Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.В предложении именем существительным может быть выражено подлежащее или второстепенный член предложения, который, например, указывает на место, где происходит действие и др.Существительные бывают нарицательными (всё остальное) и собственными (обозначают имена, клички животных и названия географических объектов).Имя существительное может изменятся по числам, родам и падежам.В русском языке существуют 2 числа имени существительного: единственное (конь) и множественное (кони).В русском языке имя существительное может существовать в трех родах: женский, мужской и средний род.Еще существительное может изменятся по падежам. Всего их в русском языке шесть. Каждый отличается падежным вопросом и предлогом.Таким образом, можно составить таблицу.

Начальная форма имени существительного: И. п. ед. ч.

Номер 2.

Прочитайте слова. Докажите, что только одно слова является именем существительным.

Дружба, дружный, дружить.

Ответ:

Для того, чтобы доказать это, нужно вспомнить признаки имен существительных:1) обозначают предмет;2) отвечают на вопросы кто? что?.(Что?) дружба – отношения между людьми.(Какой?) дружный – который умеет дружить.(Что делать?) дружить – состоять в доверительных отношениях.Таким образом, только слово «дружба» является существительным.

Номер 3.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Т..вар..щ, ш..ссе, ..днажды, р..бина, чу..ство, ок..ло, тр..мвай, с..лома, п..том, м..етель, в..круг, в..сток, р..сун..к, комн..та, кр..вать, вет..р.

Над именами существительными укажите их род. К выделенным словам подберите синонимы.

Ответ:

Номер 4.

Прочитайте предложение. Выпишите из него словосочетание с именем существительным в винительном падеже.

Узкая дорожка3 шла через поле3 к реке.

Ответ:

Таким образом, нужно выписать словосочетание с существительным в винительном падеже: шла через поле.

Буквенный разбор3:

Узкая дорожка шла через поле.Дорожка – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма– дорожка. Неодушевлённое, нарицательное, женского рода. Употреблено в форме именительного падежа единственного числа. В предложении является подлежащим.Поле – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос через что? Начальная форма – поле. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме винительного падежа единственного числа. В предложении является второстепенным членом предложения.

Конец страницы

Переход на другие страницы

Информация на этой странице была полезной?

4.25(46голосов)

Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Способы определения частей речи в предложении

Определение частей речи в предложении – это одна из основных задач грамматического анализа. Существует несколько способов, которые помогут определить часть речи слова в предложении.

1. По окончанию слова. Некоторые окончания прилагательных, существительных и глаголов сразу указывают на их часть речи. Например, окончание -ый указывает на прилагательное мужского рода, единственного числа, а окончание -ть указывает на глагол.

2. По значению слова. Значение слова также может помочь в определении его части речи. Например, слова «дом», «мама», «книга» являются существительными, а слова «идти», «бежать», «прыгать» – глаголами.

3. Сравнение со словами из списка. В школьных учебниках часто дают списки слов, разделенных по частям речи. Сравнивая слово из предложения со словами из списка, можно определить его часть речи.

4. По контексту. Контекст – это совокупность слов, окружающих слово, которое нужно определить. Из контекста можно понять, какую часть речи представляет это слово. Например, в предложении «Мой друг говорит быстро» слово «говорит» является глаголом, поскольку оно указывает на действие.

5. По специальным признакам. В некоторых случаях части речи можно определить по специальным признакам, таким как наличие или отсутствие артикля, возможность принимать окончания и т.д. Например, слово «красивый» является прилагательным, поскольку оно может принимать окончания.

Все эти способы могут быть использованы для определения частей речи в предложении. Грамматический анализ предложения – это важный этап изучения русского языка, который поможет ученикам лучше понимать грамматические конструкции и правильно строить свои высказывания.

Примеры разбора предложений для учеников 3 класса

Пример 1:

Птица кряква купается в пруду.

Птица — существительное.

Кряква — существительное. Кряква — определяет, какая птица купается в пруду.

Купается — глагол. Глагол указывает на действие, которое делает птица кряква.

В — предлог, указывает на место, где кряква купается.

Пруду — существительное, указывает на место, где кряква купается.

Пример 2:

Мальчик бежит по дорожке.

Мальчик — существительное, указывает на кого именно происходит действие.

Бежит — глагол, сообщает, что действие выполняется в данный момент.

По — предлог, указывает на направление, вдоль чего происходит бег.

Дорожке — существительное, указывает на то, по чему бежит мальчик.

Пример 3:

Мишка идет в лес.

Мишка — существительное, имя существительное, которое обозначает, кто именно идет в лес.

Идет — глагол, сообщает, что действие происходит в данный момент.

В — предлог, указывает на место, куда идет Мишка.

Лес — существительное, указывает на место, куда направляется Мишка.

Пример 4:

Лето наступило, дети радуются.

Лето — существительное, указывает на время года, которое наступило.

Наступило — глагол, указывает на действие, которое произошло.

Дети — существительное, указывает на тех, кто радуется.

Радуются — глагол, указывает на действие, которое делают дети.

Понятие предложения и его элементы

Предложение — основная единица языка, выражающая законченное смысловое представление.

Оно состоит из нескольких частей, каждая из которых выполняет свою функцию:

  • Подлежащее — это часть предложения, которая обозначает, о ком или о чем говорится.
  • Сказуемое — это часть предложения, которая обозначает действие или состояние подлежащего.
  • Дополнение — это часть предложения, которая обозначает то, на что направлено действие сказуемого.
  • Определение — это часть предложения, которая уточняет значение подлежащего или дополнения.
  • Обстоятельство — это часть предложения, которая указывает на условия, при которых происходит действие.

Кроме того, предложение может содержать также вводные слова, которые выделяются запятыми и не связаны с основной структурой предложения. Вводные слова могут выражать чувства, настроение или переход к новой мысли, например: «конечно», «наверное», «безусловно».

По правилам русского языка, предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается на точку, восклицательный или вопросительный знак, в зависимости от интонации. Также в предложении может быть использовано несколько знаков препинания, таких как запятая, двоеточие, точка с запятой и т.д. Для правильного анализа предложения необходимо уметь определять структурные элементы и выполнять разбор по частям речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: