Упражнение 117 — гдз русский язык 3 класс. канакина, горецкий. учебник часть 2

Гдз по русскому языку  за 3 класс, авторы в.п. канакина, в.г. горецкий  от путина клаб

РУССКИЙ ЯЗЫК

Как определить имена прилагательные?

109. Прочитайте.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)

В какое время года и какой вы представили берёзку? Какую роль выполняют имена прилагательные в данных предложениях?

Запишите по памяти. Проверьте себя. Над именами прилагательными укажите часть речи: прил.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.

В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным. какой?

110. Прочитайте.

… озерко заросло осокой. Посреди плавала … утка. У неё была … грудь, а … … головка на … шее кончалась клювом, … как шило.

Слова для справок: маленькая, плоская, острым, тонкой, небольшое, белая, дикая.

Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова. К какой части речи они относятся?

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

111. Прочитайте.

Оранжевый …, большое …, синее …, тяжёлая …, тёплый …, узкая …, душистая …, приветливая …, сладкая …, громкий …, красивые …, отзывчивый …, прохладная … .

  • Докажите, что данные слова — имена прилагательные.
  • Подберите к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Запишите полученные словосочетания. Выделите окончания в именах прилагательных.
  • Какие из данных имён прилагательных обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру? Какие из них дают оценку предмету?

приве́тливо

112. Прочитайте. Объясните, как найти среди однокоренных слов имена прилагательные.

1. Жёлтый, желтеть, желток, желтоватый. 2. Зелень, зелёный, зелёненький, зеленеть. 3. Чистый, чистенький, чистота, чистить. 4. Слабость, слабеть, слабый, преслабый. 5. Высокий, высоко, высота, высотный.

  • В чём различие в лексическом значении слов жёлтый и желтоватый, слабый и преслабый, зелёный и зелёненький?
  • Запишите только имена прилагательные.
  • К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы? Подберите их.

113. Прочитайте стихотворение.

Красные маки, жёлтый песок.
Зелёный зажёгся на ветке листок.
Жук фиолетовый греет бока.
Синяя плещет река в берега.
Оранжевым солнцем согреты леса.
А у скворца… голубые глаза.
(В. Степанов)

Назовите имена прилагательные, обозначающие цвета радуги. Подберите к ним синонимы.

Выпишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Устно поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

114. Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений.

Мартовское со..нце осв..тило п..ляну вес..ло затёнькала проворная с..ничка л..сная мыш.. пр..б..жала по снегу прыгнула на ель мал..нькая белочка еловая ветка сбросила сн..говую шапку.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая начало и конец предложений.
  • Подчеркните в каждом предложении главные члены предложения.
  • Найдите имена прилагательные. Каким членом предложения они являются? Подчеркните их волнистой линией.

115. Прочитайте. Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Спишите.

Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Томская область, Уральские горы, город Нижний Новгород, Красная площадь, Московский Кремль.

Подчеркните в именах собственных заглавную букву.

116. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Какие кр..сивые з..л..товолосые пингвины! Над глазами у них з..л..тистые хох..лки, словно две метёлочки, и брови ярко-ж..лтые. А клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно-з..лёные. А белая грудка кажется шёлковой — такая она гладкая и блестящая.

(А. Иванченко)

  • Докажите, что это текст-описание.
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. С какой целью употреблены имена прилагательные?
  • Прочитайте выделенные сложные прилагательные. Догадайтесь, как они образовались. Какие из них обозначают оттенки цветов?

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, пишутся через дефис (-): изумрудно-зелёный (цвет), тёмно-красный (цвет).

117. Прочитайте. Образуйте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета или оттенки цветов.

Серебристый, белый; тёмный, каштановый; яркий, красный; светлый, жёлтый; бледный, розовый; чёрный, белый.

Образец. Серебристо-белый, … .

  • Запишите составленные имена прилагательные.
  • Составьте и запишите предложение, употребив в нём одно из сложных имён прилагательных.

Кра́сная пло́щадь Моско́вский Кремль

Сложные прилагательные: слитное написание

Правописание сложных прилагательных подчиняется ряду правил орфографии, иллюстрируют их сложные имена прилагательные, примеры которых даны в таблицах ниже.

При этом сложные прилагательные могут писаться через дефис и слитно или являться частью словосочетания, где прилагательное не часть сложного слова.

Правило Сложные прилагательные: примеры
Слитно
1 При образовании сложного от сложного которое пишется слитно. нефтепровод — нефтепроводный, пароход — пароходный
2 При образовании сложного прилагательного из подчинительного сочетания слов, в том числе из словосочетаний «существительное +прилагательное», называющих географические объекты. горнолыжный — горные лыжи, естественнонаучный — естественные науки, среднесуточный — средний за сутки; лысогорский — ягоднополянский — Ягодная Поляна
3 Если обозначает научный термин или является специальным словом. чешуйчатокрылые, живородящие, млекопитающие, молочноконсервный, хлебопекарный, геологоразведочный
4 Если первая часть сложного слова следующая: высоко-, выше-, глубоко-, густо-, круто-, крупно-, легко-, мало-, мелко-, много-, низко-, ниже-, остро-, плоско-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, трудно-, тяжело-, узко-, широко-
. Если при таких элементах есть пояснительные слова, то написание раздельное.
малоизученный (но: мало изученные студентами), трудновыводимый (но: трудно выводимые из организма), широкоизвестный (широко известный за границей)
5 обще-, верхне-, средне-, нижне-, древне-, ранне-, поздне-.
общепринятый, среднерусский, нижневолжский, древнеанглийский, раннеспелый, позднескифский

Сложное слово: способы образования

Образуются тремя основными способами: сложение, сращение, аббревиация.

Способ Описание Сложные существительные и сложные прилагательные: примеры
Сложение Морфологический при котором сложное слово образуется путем слияния основ с помощью гласной (соединительная гласная О следует за твердыми согласными, гласная Е — за мягкими). шерстоткацкий, плотоядный, кровеносный, дальнеструйный
Сращение Лексико-синтаксический способ: в сложное сливается целое сочетание слов без соединительных гласных. двухэтажный (из двух этажей), сорокадневный (из сорока дней), сумасшедший (с ума сошедший)
Аббревиация Условно-фонетический способ: сложное образуется из сочетаний слов, но, в отличие от сращения, соединяются лишь части основ: слоги, буквы. универмаг, зарплата, КамАЗ, НАТО, ЕГЭ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: