Часть 1наша речьдиалог и монолог

ГДЗ Русский язык — 2 класс — В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1Наша речьДиалог и монолог

Как отличить диалог от монолога?

    Диало́г — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

    Моноло́г — речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Упражнение 6. Прочитайте. Назовите сказку и её героев.

    — Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

    — Я, муха-горюха, а ты кто?

    — А я блоха-попрыгуха.

    — Ступай ко мне жить.

    • Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре? Кто спрашивает, а кто отвечает?

    • Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.

    • Догадайтесь, какую роль выполняет знак «тире» (—) в диалогической речи.

    • Спишите диалог. Проверьте написанное.

    Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой

В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (—).

    Ответ: переписывание.

Упражнение 7. Вспомните диалог из сказки «Колобок», который происходит между Колобком и Медведем или между Колобком и Лисой.

    • Подготовьтесь разыграть этот диалог.

Страничка для любознательных

О происхождении слов

Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т. д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.

Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», дйа — «два», моно — «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог — как «речь одного».

Ответ: устно.

Упражнение 8. Прочитайте строки из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка».

— Прощай, маленькая птичка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!

    • Отрывок из сказки — это диалог или монолог? Докажите. Кто произносит речь? К кому она обращена?

    • Спишите первое предложение. Найдите слово-прощание и подчеркните его. Подберите к нему слово, близкое по значению.

    • Выпишите из текста «вежливое» слово. Когда так говорят? Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

Проща́й

    Ответ:

Это монолог Дюймовочки, она обращается к Ласточке.

    — Прощай, маленькая птичка! (До свидания)

    «Вежливое слово» — спасибо.

Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, извините, простите.

Упражнение 9. Прочитайте строки из рассказа В. Осеевой «Синие листья».

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

    — Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

    — Я ей давала, а она не берёт.

    — Надо так давать, чтобы можно было взять.

    • Вы прочитали диалог или монолог? Объясните свой ответ.

    • Кто с кем разговаривает? Как вы понимаете смысл последнего предложения?

    • Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.

    • Спишите последнюю реплику.

    Ответ: переписывание.

Упражнение 10. Рассмотрите рисунки.

    • По какому рисунку можно составить монолог, а по какому — диалог? Составьте текст по любому рисунку. Подготовьтесь его рассказать.

    • Обсудите: в каких случаях вы использовали в речи диалог, а в каких — монолог?

    Ответ:

    1. Диалог.

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему — Волк.

— Колобок, Колобок, я тебя съем! Какой ты румяный, сдобный!

— Нет, Волк, я от Бабушки ушёл, от Дедушки ушёл, от Лисы и от Медведя! И от тебя, Волк, уйду!

    2. Монолог.

Упражнение 11. Подготовьте диалог-беседу на тему «Разговор по телефону» или рассказ-монолог на тему «Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул».

    Ответ:

— Здравствуй, Витя. Где ты был летом? Я отдыхала в Крыму.

    — А я был у бабушки в деревне.

    — Я купалась в море, ходила в горы с папой.

— А я с друзьями купался в реке, ловил рыбу, ходил в лес.

— У меня много фотографий. Я тебе покажу. Красота!

— У меня фотографий нет, но много историй, я расскажу тебе потом. Было здорово! В следующие каникулы опять поеду в деревню к бабушке и своим друзьям.

Проверь себя

    1. Для чего нужна речь?

    Ответ:

Речь нужна, чтобы общаться, передавать информацию, делиться мыслями и впечатлениями.

    2. Какие виды речи вы знаете?

    Ответ:

Виды речи: диалог и монолог.

    3. Приведите пример жизненной ситуации, когда можно сказать:

Каков человек — такова и его речь.

Ответ:

Смелый человек и трус, трудолюбивый и лентяй говорят по-разному. По речи можно определить характер человека, род его занятий, его привычки.

    4. Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог.

— Тит, поди молотить!

— Брюхо болит.

— Тит, поди кисель есть!

— А где моя большая ложка?

    • Прочитайте текст ещё раз. Что вы можете сказать о Тите как человеке по его речи?

    Ответ:

Тит — лентяй и обжора.

ПредыдущаяСледующая

Что такое диалог и зачем он необходим

Когда люди разговаривают друг с другом – они ведут диалог. Обязательным условием для этой формы речи является наличие двух и более собеседников. Высказывания, которыми они обмениваются, называются репликами, которые обязательно должны быть взаимосвязанными. То есть если Петя говорит о яблоке, а Маша – о тыкве, то это не диалог. Еще одно обязательное условие – это обмен репликами, то есть говорить участники должны по очереди.

Именно диалог является основной формой человеческого общения, то есть его основная функция – коммуникация между людьми.

Однако он не обязательно должен проговариваться – существует также письменная разновидность диалога, например, обмен сообщениями в Вайбере или Скайпе. К письменной форме относятся также диалоги в литературных произведениях, они являются неотъемлемой частью театральных сценариев.

Существует также особая разновидность внутреннего диалога, когда человек разговаривает “про себя”, сам с собой.

В литературе диалог необходим для того, чтобы напрямую передать мысли и чувства героев.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

учитель Попова С. В.

Цель: создать условия для ознакомления с понятием «диалог», формировать умения отличать диалог от монолога.

-познакомить с диалогом, как видом речи;

-учить составлять диалоги, записывать диалоги.

-содействовать развитию устной и письменной речи

-приучать к работе в паре.

-способствовать воспитанию уважительного отношения к

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование: учебник А. Полякова «Русский язык», рабочая тетрадь, слайды к уроку.

Сегодня на уроке математики вы все хорошо поработали. Я думаю, что и на уроке русского языка от своей работы вы получите большое удовлетворение.

Ученик – Можно назвать это разговором между учителем и учениками.

Учитель – Правильно. Назовите тему сегодняшнего урока?

Ученик – Тема урока «Диалог».

Ученик – Узнаем, что такое диалог.

Ученик – Я думаю, будем сами составлять диалоги.

Учитель – Еще мы познакомимся с тем, как надо записывать диалог?

Ученики выдвигают свои версии ( из Германии, Америки, Англии)

Например: На уроке чтения мы работали с диалогами.

Выделение главных членов. /мы работали/

Установление связи слов в предложении, их запись.

/ работали (с чем?) с диалогами

работали (где?) на уроке

на уроке (чего?) чтения/

Ученик – Я думаю диалог – это разговор двух людей.

Ученик – Да, мы теперь знаем, что такое диалог.

Ученики – Мы ведем диалоги в школе, дома, в транспорте, в магазинах, аптеке.

Ученик – Нужно обращаться доброжелательно друг к другу?

Ученик – Нужно внимательно слушать собеседника, стараться не перебивать?

Ученик – Надо смотреть в глаза тому с кем ты ведешь диалог?

Ученик – Если ты что-то спросил у незнакомого человека, то

нужно сказать спасибо?

Учитель – Ребята, решили мы следующую поставленную перед собой задачу научиться составлять диалог?

Ученик – Мы научились составлять диалог.

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят: Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу) Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей) Где сучёк давно засох, Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки) Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки

Учитель Кто нашёл его друзья?

Дети (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его) Это я, я, я!

Учитель – Это был диалог или монолог?

Ученик – Это был диалог.

— Если читать текст по ролям, как распределите слова?

Ученик – Слова можно отдать маме и сыну.

Учитель- Опираясь на текст, можно ли составить диалог?

Ученик – Диалог составить можно.

Ученик – Перед словами мамы и сына стоит черта.

Ученик – Каждую реплику писали с новой строки, начиная с

Учитель – Выполнили мы еще одну поставленную перед собой

Ученик – Да. Мы научились записывать диалог?

3.Определите количество букв и звуков в словах отлетают

(8б., 9зв.), удивляюсь (9б., 9зв.).

Проверка слов, в которые вставили буквы орфограмм.

Учитель- Вы списали монолог или диалог?

Ученик – Мы писали монолог.

Прочитайте текст. /Слайд 10/

— Здравствуй, киска, как дела Что же ты от нас ушла? — Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить, Ходите, зеваете На хвостик наступаете.

Учитель- Что это за тексты?

Ученик – Это диалог.

Учитель- Чем отличается диалог от монолога?

Ученик – В монологе идет речь от одного лица, в диалога участвуют

два и более человек.

Ученик- На письме каждая реплика героя диалога пишется с новой

строки и впереди ставится черта.

Посмотрите на эти смайлики.

— Если вы считаете, что то чем мы занимались на уроке, вам не пригодится, хлопаем когда покажу первого смайлика.

— Если вы считаете, что на уроке чему-то научились и вам это пригодится в дальнейшем, то хлопаем, когда я покажу второго смайлика.

Правила написания диалога в русском языке

Если с устной формой все понятно, то как при прочтении понять, что герои разговаривают друг с другом?

Для этого, как и при оформлении прямой речи, используется тире. Реплики могут сопровождаться пояснениями автора о том, кто это сказал и с какой интонацией, но могут и просто идти одна за другой. Понять, что реплику произнес другой человек, можно по тому, что она написана с новой строки, с заглавной буквы и перед ней стоит тире.

Вот пример:

– Давай пойдет в школу вместе?

– Давай, вместе всегда веселее.

Если диалог сопровождается словами автора, которые идут после реплики, то они пишутся со строчной буквы, перед ними ставится тире, а если они стоят перед, то пишутся с заглавной, а перед репликой ставят двоеточие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: