Составь схемы цепей питания вписав нужные

Плешаков. 3 класс. рт №1, с. 17 – 18

Схемы цепей питания, характерных для лесного сообщества

Пищевые цепочки и экологические связи в лесном сообществе

Лес представляет собой целую систему, в которой в тесной взаимосвязи друг с другом существует живая и неживая природа. Все живые обитатели леса: животные, растения, грибы и бактерии образуют вместе природное лесное сообщество.

Узнать о взаимоотношения живых организмов внутри лесного сообщества помогут пищевые цепочки. В пищевой цепочке каждый живой организм чем-то или кем-то питается, а также является пищей для кого-то.

Пищевая цепочка состоит из групп живых организмов.

1 группа – растения, бактерии

2 группа – растительноядные животные

Хищники бывают слабыми и более сильными. Сильные хищники, питаются более слабыми, которые входят в 3 группу.

Поэтому к 4 группе относятся сильные хищники

Флора и фауна лесов определяется климатом и почвой, поэтому для составления пищевых цепочек, характерных для лесного сообщества, обязательно стоит вспомнить типы лесов.

Хвойные леса занимают самую обширную часть суши. В тайге растут вечнозелёные хвойные растения: ели, пихты, сосны, а также лиственницы, сбрасывающие на зиму хвою. Животные мир тайги не изобилует многообразием видов, типичные представители: бурый медведь, лось, благородный олень, куница, бурундук, белка, кедровка, глухарь, рысь.

кедровые орехи -> белка -> лесная куница -> рысь

Хвойные леса кормят своих обитателей. Семенами шишек питаются грызуны, птицы, иногда и хищники. Семена кедровой сосны излюбленная пища белок, бурундуков, полёвок, кедровок. Враг грызунов – куница. Это небольшой, но очень ловкий и быстрый хищник – родственник ласки. Куницы становятся пищей для более крупных хищников, например, рыси.

кора ели –> заяц –> волк

В тайге зайцам приходится туго, сочной и мягкой еды мало, поэтому питаются они корой хвойных, молодыми побегами, а также семенами.

Волки могут охотиться как в одиночку, например, на зайца, так и на более крупных животных, объединяясь в стаи.

кора хвойных -> благородный олень –> волк

хвоя –> глухарь -> лиса –> бурый медведь

Хвоей в тайге питаются глухари. На эту птицу часто нападают некрупные хищники, в том числе и лисы. Бурый медведь ест как растительную пищу, так и животную. Охотится на грызунов, птиц и более мелких хищников. Медведь развивает скорость до 50 км/ч, поэтому с легкостью может догнать лисицу.

Южнее тайги расположены смешанные леса, которые в свою очередь граничат на юге с широколиственными. В смешанных лесах произрастают как хвойные, так и лиственные растения. Широколиственный лес представлен дубом, липой, клёном, вязом, березой, ясенем, осиной.

Благодаря смягчению климата к югу, фауна смешанных и широколиственных лесов более разнообразна, чем тайги. В этих лесах встречаются, как и в тайге, зайцы, белки, лоси и олени, волки, бурые медведи, лисы, а также характерные уже в большей степени для широколиственных лесов — кабаны, косули, иволги, зяблики, лесные жаворонки, синицы, дятлы, орлы, коршуны.

Составим пищевые цепочки, характерные для хвойных и широколиственных лесов:

орехи лещины –> белка -> лиса -> бурый медведь

В широколиственных и хвойных лесах белки питаются не семенами хвойных, а орехами лещины и семенами широколиственных деревьев. А вот врагами белки остаются всё же те волки, лисы, куницы и другие некрупные хищники.

жёлудь – кабан –> волк

Любимая пища кабанов – жёлуди. Несмотря на то, что волки уступают кабану в размере, охота в стае позволяет им без труда его одолеть.

Ещё несколько пищевых цепочек:

насекомые –> иволга –> беркут

Широлиственные леса богаты насекомыми, которые становятся пищей для большинства птиц.

Семена клёна -> лесная мышь -> хорёк -> филин

Хищные птицы, например, филин и беркут охотятся на мелких птиц, грызунов, а также куниц, хорьков и даже крупных животных, таких как лисы и детёныши оленей.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Составь схемы цепей питания вписав нужные

Невидимые нити в живой природе

Растительноядные — животные, которые питаются растительной пищей. Насекомоядные — животные, которые едят насекомых. Хищники — животное, которое получает пищу, охотясь и убивая добычу. Всеядные — животные, которые едят и растительную, и животную пищу.

Из-за особенностей питания разных животных в живой природе складываются невидимые цепочки. Учёные называют их цепями питания.

Внимательно прочитай текст. Подчеркни разными цветами названия животных разных групп: зелёным — растительноядных, синим — хищников, красным — насекомоядных, коричневым — всеядных.

С помощью атласа — определителя приведи примеры растительноядных и хищных животных (не менее трёх названий в каждом пункте). Растительноядные животные: корова, заяц, жираф, зебра, коза, лось, полевая мышь, бабочка Хищные животные: волк, рысь, барсук, лисица, куница, тигр, сова, орёл

Постройте модели цепей питания.

Составь схемы цепей питания, вписав нужные названия организмов. Один пример возьми из учебника, а другой предложи самостоятельно.

Рассмотри рисунки. Раскрась стрелки в соответствующие цвета:

Объясни, как указанные признаки помогают животным выжить. Крепкий панцирь черепахи и улитки, острые иголки дикобраза защищают этих животных от врагов. Паук плетёт свою сеть для поимки пищи, характерный признак богомола — устройство передней пары ног, вооружённых сильными шипами и служащих для захватывания добычи, у дятла крепкий и острый клюв, кончик клюва дятла имеет форму зубила, и подобно резцу он способен проникнуть в самое твердое дерево, чтобы добыть себе пропитание.

Кто что ест. Стр. 55-57

  1. Проанализируй информацию о различных животных. К какой группе по особенностям питания вы их отнесете? Закрасьте кружок соответствующим цветом: зеленым – растительноядные; синим – насекомоядные; красным – хищные; желтым – всеядные.

Ласточка, еж и ящерица питаются насекомыми, значит они насекомоядные.

Сова, лиса, рысь питаются другими животными, их мы называем хищниками.

Ворона и кабан все едят, и растительную пищу и животную, они всеядные.

Лесная мышь, заяц и лось едят исключительно растительную пищу, они растительноядные.

2. Самостоятельно или с помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры растительноядных и хищных животных. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте.

Растительноядные животные (по другому их еще называют травоядные): слон, заяц, зебра, олень, лось, зубр, хомяк, кенгуру, лошадь, кролик, лось, коза, овца, антилопа, олень, буйвол, жираф, верблюд, осел.

Хищные животные (по другому их еще называют плотоядные): волк, гепард, лев, леопард, лисица, тигр, рысь, орел, ястреб, пума, пантера, гиена, шакал, медведь, домашняя кошка (да-да, любая домашняя кошка — это хищник) , барсук, куница, норка, росомаха

3. Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из Приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Расскажи по модели об этих цепях питания.

  1. Мышь питается орехами, а куница питается мышами.
  2. Слизни питаются капустой, а сами являются пищей для лягушек.
  3. Мышь питается зернами пшеницы, мышей поедают змеи, а змеи являются пищей для коршуна

4. Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, дуб, кабан.

Кабан поедает желуди (плоды дуба), а волк охотится на волков.

б) Впиши в нужном порядке: сосна, дятел, жук-короед. Проведи стрелки.

Жук-короед поедает кору сосны, а дятел поедает жуков

в) Приведи свой пример цепи питания.

ель (семена) — белка — сова (или куница, ястреб)

5. Способы защиты у растений и животных очень разнообразны. Вот что нарисовал папа Серёжи и Нади. Выполни его задания.

Некоторые растения защищаются острыми шипами (1); жгучими волосками (2); горьким вкусом (3). Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами.

А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй самостоятельно объяснить, кто как защищается.

У пчел острое жало с ядовитым секретом.

Черепаха прячется под прочный панцирь.

Улитка тоже прячется в твердую ракушку.

Жаворонок имеет защитную окраску и прячется на земле среди высокой травы (например, колосьев пшеницы).

Бабочка тоже имеет защитную окраску, она не заметна на коре деревьев. А в случае опасности раскрывает крылья на которых нарисованы большие «глаза», которые отпугивают хищников. Это бабочка павлиний глаз.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Ответы к страницам 66 и 67

Невидимые нити в живой природе

1. Внимательно прочитай текст. Подчеркни разными цветами названия животных разных групп: зелёным — растительноядных, синим — хищников, красным — насекомоядных, коричневым — всеядных. Лето — щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек . Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды лягушка охотится на комаров. В лесу находят свою добычу — мелких грызунов — лиса и сова . Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося — это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища — и растительная, и животная.

2. С помощью атласа-определителя приведи примеры растительноядных и хищных животных (не менее трёх названий в каждом пункте). Растительноядные животные: хомяк, лось, ёж. Хищные животные: куница, сова, гадюка.

3. Вырежите рисунки из Приложения и постройте моде ли цепей питания.

4. Составь схемы цепей питания, вписав нужные названия организмов. Один пример возьми из учебника, а другой предложи самостоятельно. Осина → Заяц → Волк Пшеница → Мышь → Лиса

5. Рассмотри рисунки. Раскрась стрелки в соответствующие цвета:

Объясни (устно), как указанные признаки помогают животным выжить. Панцирь черепахи очень крепкий и потому зубам хищника невозможно пробиться сквозь него, чтобы добраться до сладкого черепахового мяса. Туже роль играет и раковина улитки, только враги у нее поменьше, птицы и земноводные, а потому и раковина у нее не такая прочная. Также защитную роль играют и иглы на спине дикобраза. Они больно колют желающих поохотится на него.

У дятла есть острый и сильный клюв, которым он пробивает толстую кору деревьев. У богомола – передние конечности, мощные и цепкие, которые могут удержать любую добычу. У паука – ловчая сеть, в которую попадаются разные насекомые.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

1. Проанализируйте информацию о питании различных животных. К какой группе по особенностям питания вы их отнесёте? Закрасьте кружок соответствующим цветом: зелёным — растительноядные; синим — насекомоядные; красным — хищные; жёлтым — всеядные.

2. Самостоятельно или с помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры растительноядных и хищных животных. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте.

3. Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из Приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Расскажи по модели об этих цепях питания.

4. Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, дуб, кабан.

б) Впиши в нужном порядке: сосна, дятел, жук-короед. Проведи стрелки.

в) Приведи свой пример цепи питания.

5. Способы защиты у растений и животных очень разнообразны. Вот что нарисовал папа Серёжи и Нади. Выполни его задания.

Некоторые растения защищаются острыми шипами (1); жгучими волосками (2); горьким вкусом (3). Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами.

А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй самостоятельно объяснить, кто как защищается.

Ответы к стр. 17 — 18

1. С помощью учебника допиши определения.

а) Окружающая среда —  это всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.

б) Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

2. Муравей Вопросик, который живёт на опушке елового леса, очень заинтересовался темой урока. «Что составляет окружающую среду ели?» — спросил он. Подчеркни в списке нужные слова и ответь (устно) на вопрос Муравьишки.

Солнце, цапля, воздух, кувшинка, почва, ласточка, жираф, клёст, дятел, пингвин, белка, лесная мышь, муравьи.

3. Папа Серёжи и Нади готовил рисунки к нашему уроку, но не успел их закончить. Кто живёт в этой среде? Вырежи картинки из Приложения и правильно их расположи. 

4. Выполни задание учебника и сделай записи в тетради.

Задание в учебнике: Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.

Книги по экологии (название прочитанной книги подчеркни): 

«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», «Юный эколог», «Экология: наблюдаем, изучаем», журнал «Юный натуралист». 

Тема: Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

План сообщения:1. Отступление. (Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!)
2. Жаба – безобиднейшее создание.
3. Жабы – хорошие охотники.
4. Жабы – хранительницы равновесия в природе.

Мой некрасивый друг

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, и тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой. Она не пыталась удрать, чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю. Но так или иначе, она сидела на тропинке и смотрела на меня. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. И вот сейчас, я понял, что это неправда. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой. В саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была другая жаба, но мне почему-то хотелось, чтоб это была та самая, которую я видел в лесу. И мне очень захотелось, чтобы она осталась жить в нашем саду.

Я стал часто наведываться к старому пню и иногда встречал там жабу.

Я стал приходить не с пустыми руками, а с «подарочками». Сначала жаба не реагировала на мои подношения. Но однажды… Нет, я не отвлекся, я смотрел на червя не спуская глаз. И всё-таки не заметил, как он исчез.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пню и в одном и том же месте находил мою жабу.

Но однажды я опоздал на свидание и на обычном месте не нашёл жабу. Я обошёл пенёк – её нигде не было. Пошарил в траве – нет. И вдруг увидал тёмный бесформенный комочек, уже облепленный мухами.

Кто это сделал?

Зачем?

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая?!

Некрасивая… А я видел перед собой её удивительные, золотые, с тёмными точечками глаза, большой беззубый рот, нежную кожицу на брюшке, и мне казалось, что была она очень красива.

Но почему, почему этого не видят другие?

Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

(Юрий Дмитриев. Путешествие на всю жизнь)

*  *  *

Вопреки недоброй молве, жаба – безобиднейшее создание для всех, кроме комаров, слизней, гусениц и других беспозвоночных вредителей наших садов и огородов. Единственная защита этого медлительного и кроткого существа – выделение беловатой жидкости на коже, ядовитой для мелких животных и бактерий. Эта жидкость порой спасает жаб от нападения мелких хищников, а главное, препятствует потере влаги в условиях сухости… Никаких бородавок от соприкосновения с жабами на коже человека не бывает.

Жабы – хорошие охотники. Охотится жаба ночью на комаров, мух, слизней, червей. Охотничье приспособление у них – язык. Трудно проследить, как молниеносно выброшенный язык хватает, то есть приклеивает насекомое, и втягивает его в рот. Этим самым жабы не допускают, чтобы эти существа размножались сверх меры.

В цепях питания в природе жабы занимают очень важное, своё место. Жабы – хранительницы равновесия в природе

(Журнал «Юный натуралист», 2006 год.)

← Предыдущая Следующая →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: