§ 36. Строение и функции кожи. Производные кожи. Терморегуляция.
ЗАПОМНИТЕ
Эпидермис • Дерма • Подкожная жировая клетчатка • Ногти • Волосы
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.178)
- Что представляет собой кожа как орган? Из каких тканей она состоит?
- Каковы основные функции кожи?
- Какие производные кожи вам известны и какое строение они имеют?
- Как кровеносные сосуды кожи участвуют в процессе терморегуляции? Составьте схему, объясняющую этот механизм терморегуляции. В чём проявляется взаимосвязь строения кровеносных сосудов кожи и их функций?
- Выявлено, что в норме человек более восприимчив к холоду, чем к теплу. Как это можно доказать исходя из анатомического строения кожи?
ПОДУМАЙТЕ!
- От чего может зависеть степень оволосения наружных покровов тела у разных людей?
- Почему при значительном повышении температуры тела, вызванном простудным заболеванием, человека начинает знобить?
МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти
Цель работы: изучить внешнее строение кожных покровов человека.
Материалы и оборудование: ручная лупа.
Ход работы
- Рассмотрите под лупой тыльную поверхность кисти и кожу ладони. Отметьте, что вы обнаружили на коже.
- Ответьте на вопросы.
- Куда ведут поры, из которых выходят волосы?
- Почему участки кожи, разделённые на ромбики, квадратики и треугольники, блестят?
- За счёт каких образований кожа во время озноба собирается в складки (гусиная кожа)?
- Куда ведут мелкие поры на ладонной поверхности кожи?
- Проведите карандашом по тыльной стороне кисти. Почему, на ваш взгляд, ощущение прикосновения сменяется ощущением холода?
Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи
Цель работы: получить опыт применения знаний по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
Материалы и оборудование: самонаблюдение.
Ход работы
- Умойтесь с мылом и через 3 — 4 ч плотно промокните лицо бумажной косметической салфеткой. По числу и интенсивности оставленных на салфетке жирных отпечатков можно сделать вывод о типе кожи.
- Нормальная кожа — на салфетке остаются незначительные жировые отпечатки (в области носа и лба).
- Сухая кожа — на салфетке не остаётся жировых отпечатков.
- Жирная кожа — на салфетке заметны интенсивные жировые отпечатки в области носа, щёк, лба и менее интенсивные в других областях лица.
- Комбинированная кожа — умеренные жировые отпечатки располагаются в Т-зоне лица (лоб, нос, подбородок).
- Сделайте вывод о жирности своей кожи на разных участках кожи лица.
- Обсудите полученные результаты с родителями.
- Опишите возможные меры по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
- Разработайте рекомендации по уходу за кожей своего лица и волосами.
Окружающий мир как универсальный школьный предмет
Если начать задумываться и пролистывать все темы учебника Окружающий мир, то становится понятно, что учебник вобрал в себя много разнопланового материала. Ведь переходя от одной темя к другой, замечаешь, насколько сильно может поменяться информация, ее тематика, кругозор преподносимых материалов. Так скажем, одна тема может быть про растения, другая уже про строение земли или солнечную систему. Это лишь указывает на то, что в начальных классах до детей действительно необходимо донести большой и всесторонний объем информации. И это делается с помощью вот таких универсальных предметов, одним из которых является Окружайка. Ведь если «всмотреться» в темы, то в этом предмете можно увидеть множество других специализированных предметов: физика, биология, география, история, обществознание и т.д.
Так понятно, что предмет является возможностью донести все и разом до школьников в связи с ограниченным количеством времени и необходимостью подавать информацию обо всем разом и понемножку.
Ну а если говорить о предмете в целом, то сам по себе предмет интересный, так как опять же разноплановый. В нем много тех фактов, которые школьник еще не знают, те что полезны, нужны, познавательны и незаменимы. Ведь некоторые из основ являются догмами для более сложных выводов, что еще предстоит сделать школьникам в более старших классах.
Теперь же, после раскрытия темы о самом предмете, нам хотелось бы затронуть тему изучаемого учебника. Мы более подробно поговорим и о его внешнем виде и о содержимом, о темах, рассматриваемых в нем.