Что такое экосистема
Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).
Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.
Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.
Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу.
Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.
И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза .
Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.
Вселенная, время, календарь
Страница 3 — 5 — Мы — союз народов России
1. Вырежи из Приложения фигуры людей в костюмах некоторых народов России. Составь из фигур весёлый хоровод. Если затрудняешься, загляни в учебник.
В центре запиши названия других народов России, которые ты знаешь.
2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живешь. Дополни этим название предложение:
Я живу в Московской области.
3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации.Длинное название можно обозначить сокращенно первыми буквами слов, Например, Ямало-Ненецкий автономный округ -ЯНАО.
На других лепестках цветка напиши названия частей России, где живут твои родные или друзья. 4. Узнай у старших или догадайся сам, как иногда в документах сокращенно пишут название Российская Федерация.
Запиши свой ответ: РФ.
5. Это рамочка — для фотографий, рисунков или стихотворения, рассказа о самом интересном в твоей республике (области, крае, округе, городе, селе). Вместе со старшими оформи ее себе на память.
Красная площадь в Москве
Стр. 64-65. Будь здоров.
1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.
Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.
2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.
Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.
3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…
ИГРА «Высокий дуб»
В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.
Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.
Играют до тех пор, пока не надоест.
Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.
Погода
Страница 22 — 23
1. Практическая работа «Термометр».
1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.
Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?
Сходство разных термометрах, то что все они используются
для измерения температуры.
Различия разных термометрах заключается в сферах их
применения, а также в диапазоне температур, нанесенном
на шкалу.
3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.
Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.
Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.
Запиши числами:
десть градусов тепла - +10°C десять градусов мороза - -10°C ноль градусов - 0°C шесть градусов выше нуля - +6°C шесть градусов ниже ноля - -6°C
Запиши словами:
+5°C - пять градусов тепла.
-7°C - семь градусов мороза.
4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.
| Температура воздуха | Температура воды | Температура тела (отметить галочкой) | ||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| в классе | на улице | в стакане №1 | в стакане №2 | менее +37°C | +37°C | более +37°C |
| +24°C | -15°C | 10°C | 50°C |
5) Запиши определение.
Термометр - это прибор для измерения температуры.
Страница 24 — 25
2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.
|
Дождь |
Гроза |
Град |
|
Радуга |
Снег |
Туман |
Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать. 3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.
Обозначения явлений природы
4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.
Погода - это сочетание температуры воздуха и осадков, ветра и облачности.
С. 62-63. Осенний труд.
1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.
В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.
В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают
В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.
2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.
Фото для вклейки:
Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.
Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.
Погода
Страница 22 — 23
1. Практическая работа «Термометр».
1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.
Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?
Сходство разных термометрах, то что все они используются
для измерения температуры.
Различия разных термометрах заключается в сферах их
применения, а также в диапазоне температур, нанесенном
на шкалу.
3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.
Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.
Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.
Запиши числами:
Десть градусов тепла — +10°C
десять градусов мороза — -10°C
ноль градусов — 0°C
шесть градусов выше нуля — +6°C
шесть градусов ниже ноля — -6°C
Запиши словами:
5°C — пять градусов тепла.
-7°C — семь градусов мороза.
4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.
5) Запиши определение.
Страница 24 — 25
2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.
Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать.
3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.
4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.
Погода
С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.
1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.
Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.
2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.
Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.
3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.
Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).
4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.
Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.
Красные дни календаря
Страница 28 — 29
1. Придумайте знак праздника. Нарисуйте его в рамке.
|
День России |
12 июня — День России |
|
День Государственного флага РФ |
22 августа — День Государственного флага Российской Федерации |
|
День знаний |
1 сентября — День знаний |
|
Международный день учителя |
5 октября — День международный день учителя |
|
День народного единства |
4 ноября — День народного единства |
|
День Конституции РФ |
12 декабря — День Конституции Российской Федерации |
|
Новый год |
1 января — Новый год |
|
День защитника Отечества |
23 февраля — День защитника Отечества |
|
Международный женский день |
8 марта — Международный женский день |
|
День весны и труда |
1 мая — День весны и труда |
|
День победы |
9 мая — День Победы |
2. Подбери и наклей фотографию празднования одного из красных дней календаря ( по своему выбору). Придумай к ней подпись. Можно использовать фотографии из журналов.
С 8 марта!
Часть 2
с. 4с. 5с. 6с. 7с. 8с. 9с. 10с. 11с. 12с. 13с. 14с. 15с. 16с. 17с. 18с. 19с. 20с. 21с. 22с. 23с. 24с. 25с. 26с. 27с. 28с. 29с. 30с. 31с. 32с. 33с. 34с. 35с. 36с. 37с. 38с. 39с. 40с. 42с. 43с. 44с. 45с. 48с. 49с. 50с. 51с. 52с. 53с. 54с. 55с. 60с. 61с. 62с. 63с. 64с. 65с. 66с. 67с. 68с. 70с. 71с. 72с. 73с. 74с. 75с. 76с. 77с. 78с. 79с. 80с. 81с. 82с. 83с. 84с. 85с. 86с. 87с. 88с. 89с. 90с. 91с. 92с. 93с. 94с. 95с. 98с. 99с. 100с. 101с. 102с. 103с. 104с. 105с. 106с. 107с. 108с. 109с. 110с. 111с. 112с. 113с. 114с. 115с. 116с. 117с. 118с. 119с. 120с. 121с. 122с. 123с. 124с. 125с. 126с. 127с. 130с. 131с. 132с. 133с. 134с. 135с. 136с. 137с. 138с. 139
Стоит ли пользоваться решебником во 2 классе?
Принято считать, что программа обучения во втором классе еще не настолько сложна, чтобы пользовать дополнительными ресурсами для ее освоения. Однако многие школьники не могут самостоятельно сделать уроки и разобраться в теории. Это не только отрицательно сказывается на получаемых ими навыках, но и значительно снижает успеваемость. Необходимо предотвратить подобные ситуации, так как исправить оценки и нагнать материал будет очень непросто. Для облегчения учебного процесса был составлен справочник «ГДЗ по Окружающему миру 2 класс Учебник А.А. Плешаков (Просвещение)».
С помощью издания учащиеся смогут:
- улучшить качество домашних заданий;
- тщательно разобрать все сложные моменты;
- провести качественную работу над ошибками;
- подготовиться к проверочным работам.
В пособии все прописано четко и понятно, так что лишних вопросов у ребят не останется. Но необходимо помнить, что не нужно просто списывать упражнения. Некоторые учителя активно пользуются решебником, поэтому быстро заметят, что ученик не сам решил заданные номера, а скопировал их. Естественно, после такого ждать хороших результатов не стоит. Поэтому лучше всего использовать сборник для самопроверки и работы над ошибками.
Детские рассказы
«Фиалка на Северном полюсе»
Среди рассказов про этот цветок выделяется произведение «Фиалка на Северном полюсе» (автор Джанни Родари). В нем повествуется о сенполии, которая распустилась среди льдов. Ее заметили белые медведи и другие животные. Они начали обсуждать невиданное ранее явление, любовались красотой растения и наслаждались приятным ароматом.
Фиалка изо всех сил старалась растопить снега и превратить местность в теплую поляну. Ночью, когда звери уснули, лед затрещал и начал ломаться под воздействием чудесного аромата, который источало растение. Но силы у зеленого кустика быстро иссякли, к утру он завял.
Иллюстрация к сказке «Фиалка на Северном полюсе».
Внимание! В конце рассказа фиалка произносит слова, которые являются моралью произведения. Она говорит о том, что главное начать действовать и через какое-то время задуманное осуществится
«Молодой ветер»
Еще один рассказ неизвестного автора об этом растении называется «Молодой ветер». В нем говориться о юном ветре, который стал свидетелем нежной дружбы мальчика и девочки.
Дети каждый день вместе гуляли и собирали фиалки, а после плели венки. Через какое-то время мальчику пришлось уехать, но в его стране не росли подобные растения.
Тогда юный ветер попросил своих братьев помочь и они подняли в воздух огромное количество фиалок и разнесли их по всему свету, в том числе туда, где жил мальчик.
В результате несмотря на то, что друзья жили в разных странах, и девочка, и мальчик всю жизнь помнили друг о друге благодаря фиалкам, которые росли рядом с ними.
Сказка «Фиалка и подснежник»
Необычайно трогательная сказка про фиалку о дружбе и любви (автор М.А. Андрианов). Сюжет развивается на небольшой полянке, где выросли подснежник и красивая фиалка. Они стали дружить.
Как-то раз утром фиалка заметила гусеницу, которая ползла к подснежнику, чтобы полакомиться его листьями. Отважная красавица преградила путь и отдала на съедение свои лепестки и листочки.
Чуть позже проснулся подснежник и не узнал подругу, у которой пропала часть листвы и лепестков. Подснежник решил больше не общаться с таким уродливым созданием.
Фиалка не рассказала ему, что с ней случилось, а просто стала прятаться от друга, чтобы не пугать его своим видом. Спустя долгое время подснежник увидел красивую бабочку, которая летала над поляной. Она опустилась к нему и начала спрашивать не видел ли он поврежденную фиалку, которая защищая своего друга, отдала себя на растерзание.
Поляна с фиалками, подснежниками и другими первоцветами.
Подснежник понял, что произошло и начал звать фиалку. Но подруга не показывалась, тогда бабочка сама прилетела к тому месту, на которое указывал подснежник. Там лежала засохшая сенполия. Подснежник очень расстроился и долгое время плакал.
Но как-то раз к нему прилетела бабочка с фиолетовыми крыльями. Она рассказала, что раньше была его подругой фиалкой и до сих пор его любит и не обижается на него. Они вновь стали дружить.
Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.
1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.
2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.
Схема превращения насекомых.
Яйца — личинка — стрекоза. Яйца — гусеница — куколка — бабочка.
3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.
Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.
4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги «Зелёные страницы! или «Великан на поляне» (по своему выбору).
Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.
С. 66-69. Охрана природы осенью.
3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.
4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.
Гриб баран, водяной орех, мандаринка.
5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.
Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.
Невидимые нити в зимнем лесу
Вспомним
- Что мы назвали невидимыми нитями? На какие группы мы их разделили?
- Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу?
С кем дружит ель?
Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.
Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.
Для лесных животных ель — кормилица и защитница.
Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.
В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.
У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом и заяц может спрятаться от ветра и хищного зверя.
- Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.
- Используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу (8).
Как животные друг другу помогают
Посмотрим, как поживает наша старая знакомая — сойка. В своих кладовых она припрятала много желудей и теперь разыскивает их и поедает. Но вот беда: сойка не умеет доставать жёлуди из-под глубокого снега. Что же ей делать?
На помощь приходит белка. Для неё кладовые сойки — чудесная находка. Ловко раскопав глубокий снег, белка съедает часть желудей. После неё на разрытое место прилетает хозяйка кладовой и доедает то, что осталось.
Но это ещё не все лесные хитрости.
Белке помогают прокормиться… клесты. Оказывается, клёст выедает из шишки только небольшую часть семян. Затем бросает шишку, и она достаётся белке.
Но не только белкам невольно помогают клесты! Брошенные ими шишки нередко подбирает дятел. А ещё чаще их находят и доедают полёвки и лесные мыши.
Вот как тесно связаны между собой разные животные в зимнем лесу!
Поиграем!
Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных. Можете использовать для игры костюмы и маски.
Подумаем!
- Как нарушилась бы жизнь леса, если бы вдруг исчезли все дубы? все сосны и ели? все белки? все клесты? все сойки?
- Какие связи мы изучали на уроке? Выбери правильные ответы: а) связи между неживой и живой природой; б) связи между растениями и животными; в) связи между различными животными; г) связи между природой и человеком.
Проверим себя
- Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
- Жизнь каких животных зависит от ели?
- Как связаны между собой сойка и белка в зимнем лесу?
- Как клёст помогает прокормиться другим животным леса?
Полезные ископаемые
Под землёй хранятся ценные вещества — полезные ископаемые. Ещё там бывает грунтовая вода. Для её добычи бурят скважины.
По признакам на поверхности земли можно узнать, что под ней есть полезные ископаемые и другие ресурсы. Нажимай на отметки на карте и изучи примеры. Вот пример:
«Камыши растут там, где почва пропитана водой».
«Я нашла ручей! Он питается подземными водами».
«Старый колодец. Здесь была вода!»
Смотри! Появилась ещё одна отметка. Нажми на неё.
«Здесь много грибов!»
А вот и основное задание. Найди по 3 отметки о каждом ископаемом. Для этого открывай отметки и выбирай нужные значки.
- Каменный уголь:
чёрного цвета
легко нагревается
из древних растений - Известняк:
белого цвета
легко размывается водой
из древних морских животных
О каком ископаемом эта отметка (список ниже, рядом и ответ)?
- «Странно, кротовые кучи почти чёрные, темнее земли вокруг». (Каменный уголь)
- «Видела каменные отпечатки папоротников в местном музее». (Каменный уголь)
- «В этом поле снег тает очень быстро и в виде полос». (Каменный уголь)
- «Здесь есть пещера со сталактитами и подземным ручьём». (Известняк)
- «На этом склоне реки земля почти белая и красится, как мел». (Известняк)
- «Нашёл у реки каменные звёздочки. Это древние животные, морские лилии!» (Известняк)
- «Я нашёл здесь камни, которые притягивают гвозди и иголки». (Нет нужного)
- «Видели в лесу родник с оранжевыми камнями вокруг». (Нет нужного)
На плане это будет выглядеть так:
Основные преимущества решебника
Восьмилетние ученики 2 класса по своей природе еще совсем дети, но которым уже нужно постигать науку и учиться новому за партами в школе
Но как быть с детской неусидчивостью и рассеянным вниманием на самом уроке, в процессе которого ребенок может не запомнить всю информацию и объяснения учителя по теме? В таком случае ГДЗ справляется со своей задачей на все сто процентом, помогая при этом самому школьнику и его родителям в ходе пояснений материала занятия и решение домашних заданий по теме. Вреди других преимуществ стоит отметить:
- Возможность подобного изучения и повторения школьного материала.
- Перепроверка своих знаний.
- Экономия времени.
- Проверенные правильные ответы, которые помогут в решении самых сложных тем.
И стоить напомнить, что учебник с верными ответами создан не для того, чтобы ученик бездумно списывал задания, а для цели самопроверки и более качественного усвоения материала!
Страница 36. Осень.
Осенние месяцы.
1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.
В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной
2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.
б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.
в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.
3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.
Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).
4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.
С. 38-39. Осень в неживой природе.
1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.
Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).
Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.
2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.
3. Запиши дату.
Аквариум
Морские животные взаимосвязаны: они едят или защищают друг друга. Заполни аквариум так, чтобы все могли жить рядом.
Внимательно прочитай описание свойств животных и посади их в аквариум. Счётчик показывает, сколько видов сейчас в аквариуме.
Тренировка. Сейчас в аквариуме уже есть 1 вид — морская губка.
Планктон — Им питаются разные животные
Веерный червь — НЕ может выжить без планктона
Задачи не только в том, чтобы собрать всех обитателей, а ещё и по определённому порядку, чтобы не сожрали друг друга. Расписывать порядок не буду, там достаточно просто отменяется ход, так что сами постарайтесь, а вот список 14 видов смотрите на картинке.
Посади в аквариум как можно больше видов животных. Некоторые животные могут влиять друг на друга. Лучший результат — 14 видов.
- Морской ёж — Несъедобный, ползает везде
- Кораллы — Служат убежищем для разных рыб
- Риномурёна — Хищник, ест разных рыб
- Морской заяц — Не даёт размножаться айптáзии
- Рыба-бабочка — Спасается от мурены в кораллах
- Рыба-мандаринка — Спасается от мурены в кораллах
- Айптáзия — Очень быстро размножается
- Спинорóг — Ест кораллы, ядовит
- Рыба-клоун — Спасается от мурёны в актинии
- Актиния — Служит убежищем для рыб-клоунов
- Рыба-хирург — Спасается от мурёны в кораллах
- Тюлевый апогон — Прячется в иглах морского ежа




























