Атлас-определитель дикорастущих травянистых растений
Растения открытых пространств (луга, поляны, обочины)
Без крупных ярких цветов: полынь обыкновенная, полынь горькая, лебеда, подорожник крупный, подорожник ланцетный, марля белая, ромашка сладкая, ольха, щавель, щавель, щавель, гречка, браслет, ёжик, пырей ползучий, мятный шейкер.
Растения с преимущественно белыми цветками: смола обыкновенная, тысячелистник полевой, кошелек пастуший, клевер белый, клевер плетистый, купырь, ромашка лекарственная, лимонник, лекарственный, тысячелистник, рагамаффин, клубника, крапива, белена.
Разноцветный: трехцветный пурпурный, красивый соленый.
С желтыми цветками: лютик едкий, чистотел, гусь пятилистный, галангал, рапс, донник, лук гусиный, солома, зверобой, примула яровая, мать-и-мачеха, погремушка, осот, пижма, чай луговый, козовод, лен.
Полевые цветы с цветами в оттенках красного: душица, клевер луговой, клевер розовый, дымчатый лекарственный, вьюнок, иван чай, трава гвоздики, гвоздика Фишера, липкая смола, васильковый луговой, пустырник, валериана лекарственная, hautma della Thuringia, мята полевая, чертополох, лопух, чертополох.
Полевые цветы с голубыми и голубыми оттенками: мышиный горошек, василек синий, цикорий, вероника Дубравная, герань луговая, грезя трава, синеголовая, ножны, колокольчик тесный.
Лесные растения
Без видимых цветов: гусиный глаз, костянка, копыто, волосатая резинка, мина двойная, лапочка, перловая крупа, тростник.
С белыми цветками: земляника, кислица, ветреница дубовая, неделя, старлетка, грушанка, снежная, ландыш, любка двулопастная.
С желтыми цветками: репейник, зеленчук желтый, лютик ветреница, цветочек не трогай меня, весенний уборщик, Иван да Марья, городской гравилат, цифровой.
Растения с цветками от красного до пурпурного: коридалис, колокольчик широколистный, печеночник, кустарник, собачья фиалка, весенняя комбо, лесная ворсинка, лесная герань, орхидея, цепкая ползучая, медуница лекарственная.
Растения водоемов и низинок
Без ярко выраженных цветов: осока, пушица, камыш, росянка, рогоз, камыш, на берегу растут камыши. В воде — ряска, ряска плавающая, ряска курчавая, кизил.
С белыми цветами: ядовитая веха, таволга, частуха, белокрылка болотная, стрелка, телоперез, водяная лилия, водокра.
С желтыми цветками: купальник, ноготки болотные, желтая капсула яйца, желтый ирис, череда, селезенка, изголовье.
Цветки от розового до пурпурного: речной гравилат, серпантин-альпинист, амфибия-альпинист, платиновая трава, болотная лапчатка, луговая сердцевина, тюбетейка обыкновенная, болотные незабудки, зонтичные.
Папоротникообразные растения
Хвощ, мох и папоротники — одни из самых старых растений. Папоротник папоротник, голокучник, шитников.
Папоротники растут в темных влажных лесах, образуя заросли. У них большие листья, вырезанные на длинных тонких стеблях. У папоротников нет семян, они заменены спорами. На нижней стороне листа находятся мешочки со спорами коричневого цвета. Папоротники можно отличить по расположению этих мешочков. Если пакеты уложены стопками и не прикрыты — это голокучник. Если они прикрыты специальным щитком — шититником, а если вытянуты в линию — папоротником.
Хвощи отличаются от всех остальных растений тем, что их стебель разделен на сегменты, на стыках которых вырастают тонкие листья. Считается, что название «хвощ» происходит от слова «хвост», потому что растение похоже на хвост животного. Хвощи растут на влажных низинах.
Плаунас произрастает в основном в хвойных лесах. В лимфатических сосудах листья маленькие и плотно прилегают к стеблям. А сами стебли стелятся по земле, словно плывут. Отсюда и название.
Мхи
Фунария, полотно с кукушкой, сфагнум, маршанция, климациум древовидный, мниум волнистый, розетка родобриум, блестящий илокомио, кипарисовик, тартула.
Мхи — обитатели влажных лесов и болот.
Сфагнум (торфяной мох) образует пышные подушки, а из его отмерших со временем останков получают торф.
Кукушкинское полотно немного похоже на настоящее полотно, отсюда и название. Достигает 40 см в высоту. У мха нет семян, но есть споры. Созревают в специальных ящиках в верхней части растения.
Марш не нарастает вверх, а распространяется по земле. Споры созревают в маленькие зонтики.
С. 62-63. Осенний труд.
1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.
В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.
В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают
В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.
2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.
Фото для вклейки:
Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.
Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.
Стр. 56-57. Птичьи секреты
1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.
См. фото.
Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.
Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.
2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».
Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.
Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.
3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия
Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ
Сделай рисунок и наклей фотографию.
Сойка.
Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.
Календарь — хранитель времени, страж памяти
Страница 26 — 27
1. Рассмотри, как устроена страничка отрывного календаря. По ее образцу оформи справа страничку календаря «Мой день рождения».
Придумай устный рассказ о себе для оборотной странички календаря.
2. Подпиши названия времён года в центре календарного круга. Раскрась подходящими цветами каждую часть круга, выделенную красными линиями. Объясни (устно), почему тобой выбраны именно эти цвета для каждого из сезонов.
3. Определи по календарному кругу, на какие месяцы приходятся дни рождения твоих близких. В рамках запиши их имена. А в кружках обозначь числа семейных праздников.
4. Отгадай загадки. Запиши отгадки. Проверь ответы в Приложении.
Дней прибывает, Двенадцать братьев
А сам убывает. Друг за другом ходят,
(Отрывной календарь) Друг друга не обходят.
(Месяцы)
Страница 36. Осень.
Осенние месяцы.
1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.
В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной
2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.
б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.
в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.
Подробнее о старинных названиях осенних месяцев >>
3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.
Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).
4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.
1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.
Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).
Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.
2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.
3. Запиши дату.
День осеннего равноденствия — 23 сентября.
С. 50-51. Чудесные цветники осенью
3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.
Определяем по атласу определителю Плешакова.
Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.
Фото для вклейки:
4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.
Георгина
1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.
2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.
С. 66-69. Охрана природы осенью.
3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.
См. фото.
4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.
Гриб баран, водяной орех, мандаринка.
5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.
Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.
Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>
Народный календарь
Страница 30 — 31
1. Прочитай народные приметы.
- Если голос раздаётся далеко — к хорошей погоде; если голос слышится глухо, у самой земли — будет дождь. (Чувашская примета).
- Если волосы на голове стали влажные и мягкие, будет дождь. (Сербская примета).
Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления? Ответь устно.
Помогают наблюдать описаные явления органы слуха и осязания.
2. Запиши приметы народов своего края о походе на основе наблюдений:
а) за явлениями в мире неживой природы:
- Солнечные лучи струятся вниз пучками – к дождю.
- Если звезды в тумане — к дождю.
- Солнце сильно печет и природа затихла – к грозе.
- Если в октябре звезды яркие — к хорошей погоде.
- Если облака редкие, то будет ясно и холодновато.
б) за растениями:
- Если утром травы густо покрывает роса, день выдастся погожим.
- Если весной береза соком делится сполна, следует ждать дождливое лето.
- Хороший урожай щавеля к тёплой зиме.
- Цветение черёмухи к похолоданию.
- Если в солнечный день соцветие одуванчика вдруг начало сжиматься, природа готовится к дождю.
в) за поведением животных:
- Утки и куры сбиваются в стайки к затяжному дождю.
- Ласточки прячутся под крышу к буре.
- Если кошка чешет за ушком – быть снегу или дождю.
- Бараны и овцы толкаются лбами – быть сильному ветру.
- Зайцы подбираются поближе к человеческому жилью – к суровой зиме.
Постарайся проверить правильность этих примет в течение года.
3. Рассмотрит старинные календари народов России. Попробуй объяснить (устно), как они помогают следить заходом времени.
Старинные календари народов России
Русский календарь из мамонтовой кости позволял отследить важные природные события, чтобы знать, когда прилетают птицы, когда начинать заниматься собирательством и когда можно начинать охоту. Плюс это было прообразом солнечного и лунного календарей. По нанесенным на календарь черточкам наши предки определяли время года, даты праздников, время сбора урожая и прочее. Деревянный календарь народов эвенки также позволял отслеживать важные события, время проведения обрядов, праздники по нанесенным на календарь точкам.
4. Вообрази, что ты живёшь на необитаемом острове. Придумай приспособление, которое поможет считать дни, недели, месяцы в году. Нарисуй схему этого приспособления.
На необитаемом острове не так уж множе вещей, из которых можно соорудить прискособление для того, чтобы считать дни, недели, месяцы в году. Это может веревка, на которой с помощью узелков можно считать дни, недели и месяцы в году.
Приспособление, которое поможет считать время