Школьная программа по окружающему миру
Второклассники на занятиях столкнутся с интересными уроками, на которых проходит практика. Учащимся предлагаются занимательные задачи, способствующие разнообразию образовательного процесса. Например, ребята ведут дневник погоды, где записывают все изменения осадков, температуру, давление.
Но вернёмся к теоретическим урокам, и пройдёмся по содержанию учебно-методического комплекта:
Красная книга; комнатные растения; знакомство со строением человеческого организма; правила личной гигиены, почему важно поддерживать чистоту.
«ГДЗ по окружающему миру 2 класс А.А. Плешаков Рабочая тетрадь (Просвещение)» окажет всеобъемлющую поддержку второклассникам на занятиях основного гуманитарного предмета в начальной школе. Второклассники будут легко осваивать даже самые сложные темы, им не понадобится репетитор или участие родителей.
Народный календарь
Страница 30 — 31
Осенние месяцы
1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.
В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной
2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.
б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.
в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.
3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.
Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).
4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.
С. 38-39. Осень в неживой природе.
1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.
Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).
Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.
2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.
3. Запиши дату.
Наблюдения в природе весной
Номер 1.
Понаблюдай и запиши, когда появились:
Ответ:
первые проталины – начало февраля;
первые ручьи – первая неделя марта.
Номер 2.
Понаблюдай и запиши:
Ответ:
когда начался ледоход на реке – первая половина апреля;
когда водоёмы полностью очистились ото льда – конец апреля;
было ли в этом году половодье – нет, потому что не было обильных осадков.
Номер 3.
Запиши дату первой грозы.
Ответ:
4.04
Номер 4.
Понаблюдай и запиши, когда зацвели:
Ответ:
мать-и-мачеха – 06 марта
одуванчик – 20 апреля
ландыш – 24 апреля
ива – 2 апреля
яблоня – 15 мая
Номер 5.
Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья:
Ответ:
орешника – начало апреля
яблони – конец мая
березы – начало мая
дуба – конец апреля
Номер 6.
Отметь, когда впервые в этом году тебе удалось увидеть:
Ответ:
бабочку – конец марта
скворца – начало апреля
ласточку – начало мая
Страница 10
Номер 7.
Другие наблюдения:
Ответ:
1. Природа оживает. Птицы поют громче и день становится длиннее.
2. Температура повышается. Частые дожди.
3. Животные становятся более активными.
Номер 8.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны зимой. Что изменилось в природе?
Ответ:
Всем известно, что весной природа выходит из тяжелого, непробудного сна, который длился с Ноября и закончился в Марте. Оживая, она начинает играть красками: вокруг грязь, сырая земля и появляются маленькие свеженькие листочки – вестники новой жизни, а с ними прилетели и скворцы. Прилет первых птиц в этом году был достаточно ранним, все из-за теплой зимы и весны. Температура весной не опускалась днем ниже нуля. Преобладали облачные и ясные дни и, в целом, температура была в пределах нормы. В мае начались ранние жаркие денечки и уже к концу месяца столбик термометра показывал +25 градусов.
Наблюдения в природе зимой
Номер 1.
Понаблюдай и запиши, когда выпавший снег не растаял (установился постоянный снеговой покров).
Ответ:
20 ноября
Номер 2.
Учись распознавать деревья зимой. Запиши, какие деревья тебе удалось определить.
Ответ:
Березу, тополь, ель, сосну, рябину, дуб.
Номер 3.
Понаблюдай, и запиши, какие птицы прилетают к кормушке.
Ответ:
Воробьи, голуби, сороки, снегири, синицы.
Номер 4.
Нарисуй и подпиши следы птиц и зверей, которые тебе удалось увидеть на снегу.
Ответ:
Номер 5.
Другие наблюдения.
Ответ:
1. Когда стоит мороз, воздух будто звенит.
2. Липкий, мокрый снег звонко скрипит.
3. День короче ночи.
Номер 6.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны осенью. Что изменилось в природе?
Ответ:
Сравнивая температуру осенью и зимой, сразу бросается в глаза то, что столбик термометра опустился до нуля, выпадение росы прекратилось, зато нередко наблюдались туманы и заморозки.
Сильные ветра накрыли столицы, причем вечер был очень холодным, что пугало и людей и животных. Птицы стали меньше петь, а все чаще сидеть на ветвях деревьях, нахохлившись, также нередки стали бои у кормушек, ведь птицам не хватает еды.
Погода зимой преимущественно пасмурная, иногда были дожди со снегом. В целом температура не выходила за рамки допустимой, а зима была не сильно морозной.
Время
Страница 12 — 13
1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.
Единицы измерения времени
Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.
По часам можно определить: часы, минуты, секунды. По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.
3. Практическая работа «Часы». 1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.
2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?
Самая "быстрая" стрелка на часах - секундная стрелка. Самая "медленная" стрелка на часах - часовая стрелка.
Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.
Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.
3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.
Слева на часах: 12 часов 39 минут. В центре на часах: 5 часов 20 минут. Справа на часах 11 часов 00 минут.
4) Допишите.
Часы - это прибор для измерения времени.
Стр. 56-57. Птичьи секреты
1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.
Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.
Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.
2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».
Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.
Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.
3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия
Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ
Сделай рисунок и наклей фотографию.
Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.
Наблюдения в природе осенью
Номер 1.
Понаблюдай и запиши (число, месяц), когда были первые заморозки.
Ответ:
15 сентября
Номер 2.
Запиши, когда лужи впервые покрылись льдом.
Ответ:
30 октября
Номер 3.
Запиши, когда выпал первый снег.
Ответ:
6 октября
Номер 4.
Отметь, когда покрылись льдом река, озеро, пруд.
Ответ:
18 ноября
Номер 5.
Запиши, в каком месяце закончился листопад:
Ответ:
у берез – в конце сентября – начале октября;
у лип – первая неделя октября;
у других деревьев (каких?) – у дуба – конец сентября, у рябины – середина октября.
Номер 6.
Запиши, когда появились стаи перелетных птиц.
Ответ:
Увидеть стаи перелетных птиц сложно, но обычно это можно сделать в августе – сентябре.
Номер 7.
Другие наблюдения:
Ответ:
1. Грибники бродят по лесам в поисках грибов до глубокой осени.
2. Начинает рано темнеть и поздно светать, потому что длина дня уменьшается.
3. Разные звери начинают готовиться к зиме. Белки собирают запасы.
4. Начинаются заморозки и люди в деревнях убирают урожай.
5. Деревья засыпают.
Что такое погода
1 (стр. 24)
С помощью учебника допиши определение.
Ответ
Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
2 (стр. 24)
Какими словами можно охарактеризовать погоду? Муравей Вопросик предложил для этого целый список слов. Подчеркни те слова, которые действительно подходят для характеристики погоды.
Объясни (устно), к каким составным частям погоды относится каждое из выбранных тобою слов.
Ответ
Большая, маленькая, холодная, теплая, жаркая, узкая, широкая, сухая, сырая, дождливая, короткая, длинная, круглая, квадратная, ветреная, безветренная, облачная, пасмурная.
Холодная, жаркая, теплая – слова, позволяющие охарактеризовать погоду по температуре. Холодная – когда термометр показывает ниже нуля, жаркая и теплая – когда выше.
Сухая, сырая, дождливая – так мы говорим, когда имеем ввиду осадки. Сухая – значит осадков нет, а сырая – значит идет дождь, снег. Дождливая – когда идет дождь.
Ветреная, безветренная – так мы можем сказать о погоде, если имеем ввиду ветер. Ветреная – значит ветер есть, а безветренная – нет.
Облачная и пасмурная — так можно сказать о погоде, а именно о количестве облаков. Облачная – значит облака есть, но их мало, а пасмурная – значит, что облаков много.
3 (стр. 24-25)
И снова Попугай приготовил для тебя загадки. Отгадай их и впиши в клеточки названия явлений погоды.
Вырежи картинки из приложения и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей картинки. Отметь (закрась кружок) те явления природы, которые тебе приходилось наблюдать.
Ответ
4 (стр. 26)
Составьте и запишите общий план рассказа о погодных явлениях.
Ответ
1) Что называют погодными явлениями
2) Виды погодных явлений
3) Какими бывают осадки
4) Как узнать погоду
5 (стр. 26)
Из текста «Как предсказывают погоду» (с. 42 учебника) выпиши слова, характеризующие научные наблюдения за погодой. Раскрой (устно) значение каждого из этих слов.
Ответ
метеорология, метеостанция, метеоспутники, метеорологические самолёты и корабли, научные предсказания
Метеорология – наука о погоде.
Метеостанция – специально оборудованные станции для наблюдения за погодой.
Метеоспутники – космические метеостанции.
Метеорологические самолёты — самолёты, предназначенные для наблюдениями за погодой.
Метеорологические корабли — корабли, предназначенные для наблюдениями за погодой.
Научные предсказания — прогноз погоды на некоторое время вперед (на день, на неделю, на месяц).
6 (стр. 26-27)
Используя дополнительную литературу, Интернет, допиши народные приметы, помогающие предсказывать погоду. Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе доводилось наблюдать в природе.
Ответ
Шишки хвойных деревьев раскрываются — к сухой погоде.
Ласточки низко летают — к дождю.
Если солнце садится в облака — жди дождя.
Если днём соцветия одуванчиков закрылись — будет дождь.
Если клевер сблизил листочки, а соцветия его поникли — жди дождя.
Летом на небе много звезд — к ясной погоде.
Апрель с водой — май с травой.
Утренний туман – к теплой сухой погоде.
Предыдущая страница Следующая страница
Страница 36. Осень.
Осенние месяцы.
1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.
В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной
2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.
б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.
в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.
Подробнее о старинных названиях осенних месяцев >>
3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.
Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).
4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.
1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.
Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).
Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.
2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.
3. Запиши дату.
День осеннего равноденствия — 23 сентября.
Страница 10
Задание 7
Другие наблюдения.
Ответ:
Я заметил, что весной самые первые птицы, которые прилетают — это грачи и скворцы. Весной снег сходит очень долго. Лишь в середине апреля земля полностью очищается от снега, а реки и озера ото льда.
Задание 8
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны зимой. Что изменилось в природе?
Ответ:
Весной по сравнению с зимой температура намного выше. Солнце все чаще и чаще выходит из-за облаков. Очень мало осадков, лишь иногда выпадет последний снег или пойдет дождь.
Задание 1
Учись распознавать цветущие травянистые растения. Запиши, какие растения тебе удалось определить.
Ответ:
Клевер, васильки, мак, пастушья сумка, одуванчик, колокольчик.
Задание 2
Понаблюдай, когда началось и когда закончилось цветение липы. Запиши примерные даты.
Ответ:
Начало — 25 июня.
Конец — 10 июля.
Задание 3
Нарисуй грибы и ягоды, которые тебе довелось собирать летом.
Ответ:
Правильный метод использования решебника по окружающему миру за 2 класс рабочая тетрадь Плешаков А. А. (Просвещение)
ГДЗ – это качественная учебно-вспомогательная литература, в которую частенько заглядывают даже преподаватели. Благодаря сборнику ответов некоторым удается экономить время на проверке тетрадей школьников. Другие составляют с его помощью тесты и контрольные, а также продумывают план уроков. Представленное пособие пригодится еще и репетиторам, и студентам педагогических вузов, и методистам. Постоянные проверки знаний обязуют учеников тщательно готовиться к каждому уроку. К сожалению, после занятий в школе у детей не остаётся достаточно сил и времени на качественную домашнюю работу. Для того чтобы облегчить эту задачу и эффективно использовать ГДЗ, рекомендуем осуществлять подготовку следующим образом:
- Для начала каждый второклассник должен сам выполнить все заданные упражнения.
- После этого можно сверить свои ответы с изданием и исправить ошибки.
- Для закрепления материала необходимо повторить тему, в которой ребёнок плохо разобрался.
Такая поэтапная работа с решебником гарантирует увеличение объёма знаний в области дисциплины и развитие навыка решения даже самых сложных заданий из учебника. Исключив списывание готовых ответов из пособия, дети смогут улучшить успеваемость и самостоятельно пройти пропущенные параграфы. Удобный онлайн-доступ к сайту с пособием позволит каждому второкласснику мгновенно получить верные ответы через любое устройство с Интернет-соединением. Простая навигация значительно упрощает поиск нужного номера. Проверенные решения упражнений дополнены развёрнутыми комментариями автора, чтобы любой ребёнок самостоятельно смог разобраться в материале. Подготовка с электронным ресурсом способствует лучшему запоминанию новой информации, помогает обрести уверенность при ответах у доски и делает процесс освоения предмета более увлекательным!
Наблюдения в природе летом
Номер 1.
Учись распознавать цветущие травянистые растения. Запиши, какие растения тебе удалось определить.
Ответ:
Ромашка – листочки нежные, похожи на пучки укропа; тысячелистник – назван так из-за большого количества маленьких листочков; лютик, подорожник.
Номер 2.
Понаблюдай, когда началось и закончилось цветение липы. Запиши примерные даты.
Ответ:
23.07 – 08.08
Номер 3.
Нарисуй грибы и ягоды, которые тебе довелось собирать летом.
Ответ:
Страница 11
Номер 4.
Запиши, каких тебе удалось увидеть летом:
Ответ:
насекомых – кузнечика, бабочку, сверчка, медведку;
птиц – кукушку, пустельгу, синицу, коршуна, чайку;
зверей – мышку-полевку, луговую собаку, лошадь;
других животных – щуку, пескаря, чебака, петуха, гуся, кролика, сову, летучую мышь.
Номер 5.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны весной. Что изменилось в природе?
Ответ:
Температура местами была выше нормы и уже в Июне столбик термометра показывал +31 градус. А в остальном погода летом, была такой, как в Мае – ясно, дожди, туманы. Чего не скажешь о грозах – летние грозы дали жару всем Москвичам, потому что почти каждый месяц наблюдались сильные дожди с грозой.
Обильные росы выпадали тоже почти каждый день и туманы тоже нередко посещали столицу.
Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.
1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.
лягушка
жаба
ящерица
змея
2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.
Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.
Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.
3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.
Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.
4. Впиши в текст названия животных.
На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.
Стр. 64-65. Будь здоров.
1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.
Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.
2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.
Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.
3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…
ИГРА «Высокий дуб»
В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.
Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.
Играют до тех пор, пока не надоест.
Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.
Еще русские старинные игры на воздухе >>
С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.
1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.
Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.
2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.
Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.
3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.
Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).
4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.
Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.
Охрана природы
Номер 1.
Запиши, в какой работе по охране природы тебе удалось принять участие:
Ответ:
осенью – собирала с родителями мусор из леса, убирала листву, мастерила кормушки;
зимой – кормила птиц и зверей;
весной – сажала растения, облагораживала территорию школы;
летом – убирала на пляже, собирала с родителями мусор в лесу.
Номер 2.
Какая работа, на твой взгляд, была особенно полезной для природы? Запиши.
Ответ:
Многие птицы улетают в теплые края, потому что с приходом холодов им становится тяжело добывать пищу. Я считаю, что особенно полезным для природы было то, что я и другие ребята из моего класса кормили птиц и развешивали сало на веточки деревьев. А в парке мы кормили белочек.
Рейтинг
Экологический календарь
Страница 32 — 33
1. Найди в учебнике и запиши определение.
2. Нарисуй картинку на тему «Наш волшебный Зелёный Дом».
3. Впиши в таблицу даты экологических дней с помощью текста учебника. Придумайте рисунки-символы и нарисуйте их в таблице.
Осенние месяцы
1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.
В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной
2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.
б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.
в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.
3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.
Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени). 4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.
С. 38-39. Осень в неживой природе.
1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.
Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).
Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.
2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.
3. Запиши дату.
День осеннего равноденствия — 23 сентября
С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.
1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.
Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.
2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.
Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.
3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.
Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).
4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.
Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.
Время
Страница 12 — 13
1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.
Единицы измерения времени
Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.
По часам можно определить: часы, минуты, секунды. По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.
3. Практическая работа «Часы». 1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.
2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?
Самая "быстрая" стрелка на часах - секундная стрелка. Самая "медленная" стрелка на часах - часовая стрелка.
Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.
Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.
3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.
Слева на часах: 12 часов 39 минут. В центре на часах: 5 часов 20 минут. Справа на часах 11 часов 00 минут.
4) Допишите.
Часы - это прибор для измерения времени.