Конспект урока по русскому языку, 3 класс. глагол как часть речи. школа россии

Особенности учебника Канакина, Горецкий 3 класс часть 1

Что относительного учебного пособия, то, как и полагается, у него есть свои особенности. Начало учебника в чем-то пересекается с литературой, есть что-то схожее. Так, предлагается прочитать стихотворение, определить смысл и проанализировать о чем оно. Есть задания с тем же смыслом для пословиц, для аналитического размышления о речи о загадках, о рисунках…

Далее в учебнике уже более сложные упражнения, и мы бы выразились специализированные задания по русскому. Так, предлагается разобрать по составу слова и предложения

Уделяется внимание орфографии и написанию художественных авторских текстов. В целом учебник можно отнести к весьма консервативным учебным школьным пособиям

Лицо у глаголов

Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.

Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).

Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).

Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).

Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:

  • я пишу, напишу;
  • ты смеёшься, рассмеёшься;
  • он зовет, позовет и т. д.

Безличные глаголы

В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.

Понаблюдаем:

  • нездоровится, вечереет, смеркается;
  • рассвело, подморозило, запахло.

Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:

  • дятел стучит — стучит в висках;
  • лес темнеет вдали — темнеет в глазах.

Второй вариант ответов:

1. (страница 130)

Составьте сообщение на одну из тем.

1. Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?2. Что я узнал(а) о глаголе как части речи?

Сообщение на тему: «Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?»

Парус

Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..Играют волны — ветер свищет,И мачта гнется и скрыпит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!

М. Лермонтов

Во втором четверостишье найдём глаголы. Прочитаем стихотворение без них.

волны — ветер,И мачта и…Увы! он счастияИ не от счастия!

Делаем вывод: мы не поняли смысла.Да, глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.

-1. Глаголы движения.

Глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.Примеры: идёт, скачет, прыгает.

-2. Глаголы речи.

Глаголы речи нужны, чтобы наша речь была более яркой.Примеры: говорить, шепнуть, закричать, сообщить, возразить.

-3. Глаголы труда.

Глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.Примеры: писать, копать, лить, стирать.

-4. Глаголы звучания.

Глаголы звучания нужны, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.Примеры: звенеть, петь.

-5. Глаголы цвета.

Глаголы цвета помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.Примеры: краснеть, зеленеть, белеть.

-6. Глаголы чувства.

Глаголы чувства помогают передать чувства, которые испытывает предмет или настроение предмета.Примеры: радоваться, смеяться, любить.

2.

Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом. Сон, спать, сонный.

Слово сон отвечает на вопрос что?. Значит это имя существительное.Слово спать отвечает на вопрос что делать?. Значит это глагол.Слово сонный отвечает на вопрос какой?. Значит это имя прилагательное.

3.

Прочитайте и запишите глаголы.Кричать, сгореть, говорить.

• Подчеркните глагол, от которого нельзя образовать форму настоящего времени. Измените по временам любой другой глагол. Запишите глагольные формы.

4.

Составьте и запишите предложение, употребив в нём глагол жить в настоящем времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу.

5.

Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время.Скоро прилетят на родину скворцы.

7.

Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?1. Сияют звёзды. 2. Застучал дятел. 3. Город проснулся.

Город проснулся.

8.

Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.

птичка сущ., плетёт гл., апрельский прил.

← Предыдущее
Следующее →

Наклонение

Глаголы употребляются в формах трех наклонений:

  1. изъявительного
  2. повелительного
  3. условного

Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:

  • стелет (наст.);
  • стелил (прош.);
  • будет стелить (буд.)

У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:

  • спросил (прош.);
  • спросит (буд.)

Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай(те)? что сделай(те)?

Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:

  • ползти — ползут — ползи, ползите;
  • сидеть — сидят — сядь, сядь те.

Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.

Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:

  • обнадёжить — обнадёжил бы;
  • обнадёжила бы;
  • обнадёжило бы;
  • обнадёжили бы.

Категории времени эти глаголы не имеют.

Ответы к заданию Проверь себя на странице 130

Другие решебники 3 класс:

  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение

1. Составьте сообщение на одну из тем.Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного. Глагол употребляется в речи очень часто, ведь действие предмета лучше всего характеризует предмет.В речи мы используем глаголы, чтобы показать действия:• труда (ремонтировать, стирать, работать, готовить и т.д.)• речи и мысли (говорить, мечтать, думать, кричать и т д.)• перемещения (бежать, лететь плыть, ползти и т.д.)• эмоциональных состояний (любить, ненавидеть, страдать и т.д.)• природы (подморозить, стемнеть, рассветать и т.д.)• цвета (краснеть, белеть, синеть и т.д.)• звучания (жужжать, пищать, трещать, петь и т.д.)

Что я узнал(а) о глаголе как части речи?Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?Глаголы бывают I и II спряжения.У глаголов есть 3 формы времени: прошедшее, настоящее и будущее.В настоящем и будущем временах глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам), а в прошедшем времени изменяются по родам и числам.

2. Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом.Сон, спать, сонный.

(что?) сон — существительное(что делать?) спать — глагол(какой?) сонный — прилагательное

3. Прочитайте и запишите глаголы.Кричать, сгореть, говорить.

Кричать, сгореть, говорить.

• Подчеркните глагол, от которого нельзя образовать форму настоящего времени. Измените по временам любой другой глагол. Запишите глагольные формы.Кричал, кричит, будет кричать.Говорил, говорит, будет говорить.

4. Составьте и запишите предложение, употребив в нём глагол жить в настоящем времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу.Я живу в Москве — столице России.

5. Прочитайте. Выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время.Скоро прилетят на родину скворцы.

6. Прочитайте. В чём сходство данных форм глаголов и в чём их различие?Блестят — блестел — блестит.

Блестят — настоящее время, 3 лицо, мн. ч.Блестел — прошедшее время, 3 лицо, ед. ч., м. р.Блестит — настоящее время, 3 лицо, ед. ч.

Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?1. Сияют звёзды. 2. Застучал дятел. 3. Город проснулся. 4. Щёки горят от мороза.

В переносном значении: Город проснулся; Щёки горят от мороза.

8. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.

существительные глаголы прилагательные
  • ← предыдущее
  • следующее →

Глаголы в русской речи

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи, которая обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А. Н. Толстой писал:

На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:. Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить»

В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:

Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:

Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.

Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.

С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» и заставить двигаться и изменяться окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:

Определение

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы

что делать? что сделать?

Вид глагола

Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.

Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:

  1. глаголы совершенного вида;
  2. глаголы несовершенного вида.

связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?

Примеры

обозначить, заиграть, капнуть

Они имеют только две формы времени:

  • прошедшее (обозначил, заиграл, капнул);
  • будущее простое (обозначим, отложишь, пролает).

обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?

Примеры

рисовать, петь, танцевать

Эти слова имеют три формы времени:

  • настоящее (рисует, поешь, танцуем);
  • прошедшее (рисовал, пел, танцевал);
  • будущее сложное (буду рисовать, будешь петь, будут танцевать).

Спряжение глаголов

В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II .

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узнаем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узнаешь идете, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узнает идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им славлю, научу славим, научим
2-е -ишь -ите славишь, научишь славите, научите
3-е -ит -ат (-ят) славит, научит славят, научат

Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хотите ты бежишь вы бежите
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.

Перейдем к непостоянным признакам глагола.

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Определение глагола как части речи

Цели: формировать умение находить глаголы в тексте; познакомить с основными признаками глагола; продолжать выработку каллиграфического письма; воспитывать орфографическое чутьё.

Ход урока

I. Организационный момент.

Девиз урока:

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу.

На отлично напишу!

II. Чистописание.

1. Упражнение для разминки пальцев.

1) «Пальчики здороваются».

Локти стоят на парте, каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперёд и назад.

2) «Согреем пальчики».

Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.

3) Игра «Пианино».

2. Написание букв и слов.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

III. Объявление темы урока.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду — всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт!

В. Кондрашов

— О какой части речи говорится в этом отрывке?

— Об этом мы и узнаем сегодня на уроке. Для этого мы отправимся в необычный город Глагольск (написано на доске).

— Во время путешествия по этому городу мы узнаем, кто же в нём живёт.

IV. Работа по теме урока.

1. Первая остановка «Повторяйка».

— Как называются слова, о которых можно спросить: Что это? Кто это?

— Как называются слова, о которых можно спросить: Какой? Какая? Какое? Какие?

— Как называются слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только указывают на них?

2. Вторая остановка «Узнавайка».

(Показ картинок или слайдов.)

1. Что делает самолёт? (Летит.)

2. Что делает птица? (Поёт.)

3. Что делает машина? (Едет.)

— А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

— Значит, нужны действия и слова, которые их называют. Такие слова и живут в городе Глагольске и называются — глаголы.

— Как отличить глаголы от других частей речи? Откуда взялось слово «глагол»?

Это интересно.

Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов — важнейший вид слова. Ведь глагол — одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. (По Л. Успенскому.)

3.Третья остановка «Думайка».

— Послушайте текст. «Январь. Хорошая погода. На дворе морозец. Заснеженный парк. Ребята».

— Как оживить эту картину? (Дополнить предложения глаголами.)

Учащиеся выполняют задание вместе с учителем.

4. Четвёртая остановка «Отдыхайка».

Игра «Море волнуется».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте Замри!

— С помощью какой части речи вы оживали?

5. Пятая остановка «Вспоминайка».

— Как вы думаете, что означают глаголы?

— На какие вопросы отвечают?

— По глаголам, используемым в загадке, определить предмет.

Один льёт,

Другой пьёт,

Третий растёт.         (Дождь, земля, трава.)

Голодная — мычит,

Сытая — жуёт,

Всем детям молоко даёт.            (Корова.)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.            (Осы.)

На доске записаны слова:

Ученик                 Рыба                    Снег

Подберите и запишите как можно больше слов со значением действия.

— Найдите и выпишите глаголы из стихотворения. Кот крадётся вдоль сарая,

Воробьи подняли гам.

Я берёзку поливаю,

Посадил, конечно, сам.

Одинаковы мы ростом.

Вот листочки выпустит,

Потягаемся с берёзкой –

Кто быстрее вырастет?

Н. Рубцов

Лес тихонько увядает,

Выцветает, облетает,

Мокнет, сохнет…, но постой!

В ельнике средь старых шишек

Жёлтым соком брызжет рыжик.

В. Берестов

V. Итог урока.

— Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Жители города Глагольска вами очень довольны — ведь вы так хорошо их находили. Я благодарю вас всех!

Как и когда пользоваться ответами по учебнику русского языка Канакина, Горецкий 3 класс, часть 1

Немного расскажем и об ответах, о том, когда и как ими пользоваться. В первую очередь о золотом правиле, когда и в голове что-то останется и отметку будут хорошие. Если вам необходимо качественно сделать домашнее задание, то изучаем тему, изучаем орфографию, словарные слова, правила. После этого можно попытаться выполнить домашнее задание самостоятельно, сделать его так, как вы себе это видите, представляете, как вы считаете правильным, и только потом самое время обратиться к нашим ответам.

Здесь можно будет свериться, чтобы то, что получилось у вас, совпадало с тем, что есть у нас. Так как ответы у нас проверены и верные, то им в полной мере можно доверять. А значит, если при сравнении найдутся неточности, без возможности альтернативных вариантов, то делаем также, как в нашем ГДЗ. Вот только тогда можно гарантировать и ваши знания и отличные оценки, которые мы вам и желаем получать всегда и за все домашние задания.

Глаголы возвратные

Возвратные глаголы называют действия, возвращающиеся к главным предметам или лицам: Кошка умывается. Лодочка качается на волнах. Он решил причесаться.

Основной признак возвратности глаголов наличие части слова – ся или – сь.Это часть называется постфиксом, потому что находится после окончания, при разборе слова обозначается крышечкой. В таблице приведены примеры.

Постфикс остался как сокращение от местоимения себя: Машина возвращается (возвращает себя), Маша купается (купает себя), Валера хвалится (хвалит себя).

При правописании возвратных глаголов могут возникать вопросы. Перед мягкой с’ в постфиксе – ся, – сь согласная т находится в слабой позиции. Не слышно, требуется писать в глаголах ь или нет. Проверяют написание с помощью вопросов. Если после т в вопросе стоит ь, то в возвратном глаголе ь пишется: Не надо кусаться (что делать?). Маша не устаёт (что делать?) хвалиться.

Если в вопросе на конце слова стоит твердый т, то в глаголе мягкий знак не требуется: Наша собака не кусается (что делает?). Володя хвалится (что делает?) своим братом.

Поучимся в правописании возвратных глаголов, выполним упражнение.

Задание 5.

Образуйте от инфинитива возвратные глаголы.

Удалять, красить, крутить.

Задание 6.

Проверьте с помощью вопросов правописание тся, ться в возвратных глаголах.

Пятно не стирает(ь)ся. Надо постарат(ь)ся. Не стоит оглядыват(ь)ся на прошлое. Миша постоянно оглядывает(ь)ся по сторонам.

Ответы на задания

Задание 1.

Зажигать, постелить, раскачать, литься, расцветать, ускакать, развезти, прибивать, вышивать, стирать.

Задание 2.

Летать, завести, испечь, молоть, залечь.

Задание 3.

Славил, славила, славило. Каркал, каркала, каркало. Звенел, звенела, звенело.

Задание 4.

Повезу, буду возить. Выделишь, будешь выделять. Покрасит, будет красить.

Задание 5.

Удаляться, краситься, крутиться.

Задание 6.

Не стирается (что делает?). Надо постараться (что сделать?). Не стоит оглядываться (что сделать?). Постоянно оглядывается (что делает?).

Наш урок завершён. Закрепим полученные знания с помощью тестирования.

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма () является исходной, начальной грамматической формой глагола и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы в неопределенной форме заканчиваются буквосочетаниями -ть, -ти и -чь:

Примеры

охранять, ползти, приберечь

Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)

Начальная форма глагола не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Глагол в неопределенной форме имеет только постоянные грамматические признаки:

  • совершенный или несовершенный вид,
  • может быть переходным или непереходным,
  • возвратным или невозвратным.

Синтаксическая функция неопределенной формы глагола шире, чем у других его форм. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.

Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.

Зачем вообще нужен этот русский язык и домашние задания

Начнем с простых истин, чтобы выстроить верную и гармоничную картину мотивации школьников к изучению родного языка. В принципе, в первом предложении этого абзаца уже не зря встретилось слово родного, нам кажется, оно является и ключевым, и важным, и нужным, чтобы у школьников что-то все-таки «заискрило» внутри, чтобы пришло осознание того, что русский им в жизни пригодится. Что до конкретных примеров, то и так понятно, что весьма бывает порой странно, несколько несуразно и порой не всегда приятно, когда человек делает явные грамматические ошибки в простых словах. Это, как говорится, «режет» ухо и взгляд

На наш взгляд именно мотивация верно, грамотно и полноценно писать, излагать свои мысли является самой важной к изучению русского языка. Ведь речь, будь она письменная или устная, в каком-то смысле является неким индикатором образованности человека, можно сказать даже привлекательности и компетентности, а значит и некого доверия

Поэтому, если в будущем детки хотят быть все же высококлассными специалистами, умеющими владеть и пользоваться родным русским языком без ошибок в письме и в речи, то говорить об изучении этого самого нашего родного языка не приходится. Условие это бескомпромиссное, важное и, как нам кажется, нужное. И основываясь на всем том, о чем мы сказали выше, призываем вас изучать язык досконально уже сейчас, ведь любые появившиеся пробелы и недочеты проявятся со временем, и если они будут серьезными, то пробелы в знании могут стать решающими в плане владения языком, а о последствиях такого «не владения» мы уже много сказали выше.

Категория времени у глагола

Время служит для того, чтобы можно было понять,когда произошло конкретное действие.Помогают определить время у глагола вопросы и окончания.

Если глаголы называют действия, которые происходят одновременно с моментом речи, они относятся к настоящему времени:

  • Что делаю? Что делаем? (пою, поём);
  • Что делаешь? Что делаете? (поёшь, поёте);
  • Что делает?Что делают? (поёт, поют).

В настоящем времени глаголы меняются по лицам и числам. Прочитайте примеры, приведённые в таблице.

Характерные глагольные окончания в форме настоящего времени:

  • 1 лицо: -ю/-у (ед.ч.), -им (мн.ч.). Куплю – купим, грущу – грустим;
  • 2 лицо: -ишь/ешь (ед.ч.), -ите/ете (мн.ч.). Купишь – купите, грустишь – грустите, зажигаешь – зажигаете;
  • 3 лицо: -ит/ет (ед.ч.), -ят/ют (мн.ч.). Купит – купят, грустит – грустят, заигрывает – заигрывают.

Глаголы, называющие действия предмета, которые произошли недавно/ давно, относятся к прошедшему времени: 

  • Что делал? (развозил, стирал, летал);
  • Что делала? (развозила, стирала, летала);
  • Что делало? (развозило, стирало, летало);
  • Что делали? (развозили, стирали, летали);
  • Что сделал? (развёз, постирал, слетал);
  • Что сделала? (развезла, постирала, слетала);
  • Что сделало? (развезло, постирало, слетало);
  • Что сделали? (развезли, постирали, слетали).

У глаголов прошедшего времени в единственном числе можно определить категорию рода. Изменение по родам представлено в таблице

Род у глаголов в прошедшем времени можно образовать следующим способом:

  • от неопределённой формы отбрасываются суффиксы:– ть, – ти, – чь;
  • к глаголу добавляется суффикс –л;
  • выбираются окончания: мужской род –нулевое (веселил, заменил), женский род – -а (веселила, заменила), средний род – -о(веселило, заменило).

Глаголы множественного числа прошедшего времени образуются через присоединение окончания – и: копили, золотили, сверкали.

Если глаголы называют действия объектов, которые только должны произойти, то они имеют категорию будущего времени: 

  • Что сделаю? Что сделаем? Что буду делать? Что будем делать? (свяжу, свяжем, буду вязать, будем вязать);
  • Что сделаешь? Что сделаете? Что будешь делать? Что будете делать? (свяжешь, свяжете, будешь вязать, будете вязать);
  • Что сделает? Что сделают?Что будет делать? Что будут делать? (свяжет, свяжут, будет вязать, будут вязать).

Глагол, состоящий из одного слова, относится к группе будущего простого времени(побелю, расчищу, сварю) и совершенному виду. Глагол состоящий из двух слов, относится к будущему сложному времени (буду белить, буду расчищать, буду варить) и несовершенному виду.

Первое слово – связка. При употреблении в тексте и речи, меняет лицо и число:(буду, будем, 1-е лицо), (будешь, будете, 2-е лицо), (будет,будут, 3-е лицо). Второе слово (инфинитив) остаётся неизменным. Рассмотрим в таблице, как меняются по лицам и числам глаголы будущего времени.

Закрепим полученные знания, выполнив упражнения.

Задание 3.

Образуйте от инфинитива глаголы с характеристиками:прошедшее время, женский, мужской, средний род, единственное число.

Славить, каркать, звенеть.

Задание 4.

Образуйте от инфинитива глаголы с характеристиками:будущее простое, будущее сложное время. Требуемое число и лицо указаны в скобках.

Возить (1лицо, ед.ч.), выделять (2лицо, ед.ч.), красить (3лицо, ед.ч.).

Ответы в конце урока

Для чего нужен инфинитив в глаголах?

Одна из причин использования инфинитива заключается в том, что в некоторых словах окончания не попадают под ударение. Это случается, когда у людей появляются сомнения в правописании букв «е» и «и» в словоформах:

  • Строишь или строешь;
  • Клеит или клеет;
  • Здоровеем или здровоеим.

Для правильности написания подобных слов понадобится определить спряжение этих глаголов, используя форму инфинитива. Все достаточно просто.

Другой момент — в прошедшем времени глаголы часто получают безударные суффиксы. К примеру:

  • Клеить – клеил;
  • Посеять – посеял;
  • Ненавидеть – ненавидел.
  • Зависеть – зависел.

Основываясь именно на неопределенном виде создаются другие словоформы глаголов, к примеру:

Лелея-ть – леле-ял, леле-ю, леле-яв (меняется только окончание, основа остается точно такой же, как в инфинитиве).

Именно поэтому так важно точно определить начальный вид и выделить в ней безударный суффикс. Без этих знаний не получится правильно писать глаголы в прошедшем времени, причастиях прошедшей формы, деепричастиях

Заключение

Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.

Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.

Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.

Подведем итог словами К.Г. Паустовского о русском языке:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: