Решения по русский языке 2 класс канакина часть 1 (упражнение с 1 по 209) 206

Фонетический разбор слова «январь»

Пояснение: Количество слогов равно количеству гласных букв в слове. Ответ: Якорь — 2, ель — 1, прописи — 3, зверь — 1, окно — 2, слон — 1, ягода — 3, ученик — 3, зубр — 1, трава — 2. Задание 4. Подчеркнуть в словах гласные буквы. Пояснение: Гласные буквы произносятся с помощью голоса. Задание 5. Подчеркнуть слова, состоящие из двух слогов. Пояснение: Один слог равен одной гласной букве. Ответ: Друзья, Юра, ястреб, окно, метель, коньки, орех, аист, яма.

Задание 6. В данных словах поставить ударение. Пояснение: Ударение ставится на гласную букву. Задание 7. Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги. Что это за звук? Окно 1. Закончите предложения словами, начинающимися на букву О. Было очень жарко, и мама открыла все … окна. Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые… осы. Я очень люблю кедровые … орехи.

Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное … облачко. Гнездо 1 — 2 в 29. Кто главнее? Как вы думаете, какие звуки важнее — гласные или согласные?

Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится? Можно ли догадаться какие это слова?

Конечно, нет.

Публикация «Урок русского языка во 2 классе „Родственные слова“» размещена в разделах

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 2 класс
  • Русский язык, 2 класс
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование умения проявлять инициативу, умение исправлять свои ошибки и доводить до конца.

Познавательные: формировать умение работать с информацией, использовать алгоритм, сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы. Формировать умение постановки и решения проблемы, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свое мнение и доказывать. Развивать навыки сотрудничества

Предметные: научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

• учебник русского языка для 2 класса ( авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий);

• рабочая тетрадь;

• презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,

• карточки для рефлексии

Родственные слова к слову «холод»

Однокоренные существительные

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка отме­тим нали­чие мно­же­ства одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих пред­мет:

  • холо­док
  • холо­ди­ще
  • холо­дец
  • холо­диль­ник
  • холод­ность
  • холо­до­стой­кость
  • охла­жде­ние
  • похо­ло­да­ние
  • про­хла­да
  • про­хлад­ность
  • рас­хо­ла­жи­ва­ние

В резуль­та­те ряда чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных корень род­ствен­ных слов меня­ет свой вид:

Корень -хлад- име­ют мно­гие слож­ные суще­стви­тель­ные:

  • хла­до­ком­би­нат
  • хлад­но­кро­вие
  • хлад­но­кров­ность
  • хла­до­стой­кость
  • хлад­агент

Однокоренные прилагательные

Однокоренные сло­ва этой части речи обо­зна­ча­ют при­знак:

  • холод­ный день;
  • холод­нень­кий квас;
  • холод­но­ва­тый чай;
  • холо­диль­ный агре­гат;
  • холо­жё­ный напи­ток;
  • про­хлад­ный ветер;
  • холод­но­кров­ные зем­но­вод­ные;
  • холо­до­стой­кий мате­ри­ал;
  • хлад­но­кров­ный чело­век.

Однокоренные глаголы

Этот корень с чере­до­ва­ни­ем глас­ных и соглас­ных ука­жем в соста­ве род­ствен­ных гла­го­лов:

  • холо­дить
  • холо­дать
  • холод­неть
  • выхо­ло­дить
  • выхо­ла­жи­вать
  • охла­дить
  • охла­ждать
  • про­хла­дить
  • про­хла­ждать
  • похо­ло­дать
  • рас­хо­ло­дить
  • рас­хо­ла­жи­вать

Однокоренные слова категории состояния

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют с помо­щью суф­фик­са -о одно­ко­рен­ные сло­ва кате­го­рии состо­я­ния:

  • холод­ный → холодно;
  • про­хлад­но → про­хладно;
  • холод­но­ва­тый → холод­но­вато.

Эти сло­ва высту­па­ют в роли ска­зу­е­мых в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях.

Как мне холод­но!

Вам не кажет­ся, что тут доволь­но про­хлад­но?

На ули­це к вече­ру ста­ло холод­но­ва­то.

>Холод однокоренные слова в электронном словаре однокоренных слов

Ответы к домашним заданиям §71. Изменение и образование слов

* В какой колонке даны однокоренные слова, а в какой − формы одного и того же слова? Назовите суффиксы и приставки, с помощью которых образованы однокоренные слова. Укажите окончания у различных форм одного и того же слова.

Первая колонка:комната − комнатный;новый − новость;строим − выстроим;квартал − квартальный;въехал − поехал;Вторая колонка:комнат − комнату;новый − новые;строим − строят;квартал☐ − кварталами;ехал☐ − ехали.

Что получится, если просклонять или проспрягать слово: однокоренные слова или формы одного или того же слова?В первой колонке даны однокоренные слова, а во второй формы одного и того же словаПри изменении слова получается форма этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым. Например: звонить, звонит, звонят: телефон, телефона, телефону.

Ответ:

§76. Суффикс

* Какие из данных слов обозначают предметы, а какие − лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары?паром − паромщиккамень − каменщикстекло − стекольщикКакие из данных слов обозначают предмет, а какие − признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?мех − меховойшерсть − шерстянойсеребро − серебряныйКакие из данных слов обозначают признак предмета по цвету, а какие имеют значение «становиться таким по цвету»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?красный − краснетьбелый − белетьсиний − синеть

Ответ:

Однокоренные слова

Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.

Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.

Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.

К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:

Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.

Видео:Видеоурок 7. Однокоренные слова. Русский язык 2 классСкачать

Корень в слове «холод»

Выясним, какой корень в этом сло­ве. Морфемный раз­бор нач­нем с выде­ле­ния окон­ча­ния. С этой целью изме­ним по паде­жам это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода:

  • и. п. (что?) холод
  • р. п. наступ­ле­ние (чего?) холода
  • д. п. не рад (чему?) холоду
  • в. п. ощу­ща­ем (что?) холод
  • т. п. напол­нен (чем?) холодом
  • п. п. сооб­щи­те (о чём?) о холоде

Сравнив падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го, убе­дим­ся в нали­чии нуле­во­го окон­ча­ния, кото­рое не обо­зна­ча­ет­ся зву­ка­ми и бук­ва­ми. Все сло­во далее не делит­ся на мини­маль­ные зна­чи­мые части, а явля­ет­ся кор­нем. В нем заклю­че­но общее зна­че­ние род­ствен­ных слов:

«холод — это низ­кая тем­пе­ра­ту­ра, пого­да с такой тем­пе­ра­ту­рой; состо­я­ние озно­ба, чув­ство отчуж­ден­но­сти».

В ито­ге запи­шем мор­фем­ный состав сло­ва:

С этим кор­нем ука­жем род­ствен­ные сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи.

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№25 — Однокоренные слова.)Скачать

Возможные однокоренные слова для Холод

Холод Холодильщик Холоднехонький Холоднотянутый
Холодавший Холодильный Холоднешенек Холодолюбивый
Холодать Холодильничек Холоднешенький Холодопромышленность
Холодающий Холодина Холоднеющий Холодостойкий
Холодец Холодище Холодник Холодостойкость
Холодивший Холоднее Холодновато Холодоустойчивость
Холодившийся Холоднеть Холодноватый Холодоустойчивый
Холодить Холодно Холодногнутый Холодочек
Холодиться Холодность Холоднодеформированность Холодрыга
Холодовый Холодный Холоднодеформированный Холодцом
Холодок Холодная балка Холоднокатаный Холодюга
Холодевший Холодневший Холоднокровность Холодюка
Холодеть Холодненький Холоднокровные
Холодеющий Холодненько Холоднокровный
Холодильник Холоднехонек Холоднопрокатный

Примечание: так как словарь формируется автоматически возможны ошибки при определении корня слова

В других словарях:Холод — Толковый словарь живого великорусского языка В. И. ДаляХолод — Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языкаХолод — Толковый словарь русского языка С. ОжеговаХолод — Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языкаХолод — Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выраженийХолод — Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова …

Видео:Однокоренные слова. Видеоурок 10. Русский язык 3 классСкачать

§75. Рассуждение

*Прочитайте текст. Что в нём утверждается? В какой части текста выражена его основная мысль (тезис)? Как автор убеждает читателя в своём мнении? О чём сообщается в выводе? С помощью каких слов он присоединяется к основной части текста? Как связаны между собой тезис и вывод?Изучать строение слова − увлекательное занятие.Возьмём слово обуть. На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но попробуем найти в нём корень. Подберём однокоренные слова: разуть, обувать, переобуть. В этих словах можно выделить как общий один−единственный звук . Что же это такое? Неужели корень? Да, такой в этом слове странный корень. Он состоит всего из одного звука. Вот и оказывается, что по своему строению слово обуть весьма интересно.Много тайн открывается тем, кто изучает строение слова.

Ответ:

Корень один — значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк

Родственные слова: даем определение

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно — словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии)

Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Однокоренные и родственные слова

Родственные слова — это слова, которые имеют общий корень, могут принадлежать к разным частям речи, но всегда близкие по смыслу. Например, слово  глаз  и слово  глазеть  являются родственными, так как имеют общий корень  глаз-,  но одно является существительным, а другое — глаголом. Их общее значение связано со зрением.

Даже если в корне слова происходит чередование букв

книга — книжка,

снеговик — снежок,

узнать родственные слова можно по общему значению.

Поскольку родственные слова произошли от одного корня, то их называют также однокоренными, то есть словами с одним корнем. Например, слова

подлесок,  лесник,  лесной

произошли от слова  лес,  и корень у них общий —  лес.

Ответы к домашним заданиям §77. Приставка

* Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним: переносить, вносить, выносить. К каким рисункам они относятся?

Какой из глаголов обозначает движение внутрь, какой − наружу и какой − передвижение с одного места на другое? Какая часть слова придаёт глаголу носить эти значения?Сколько слов изображено в схеме? Запишите их.

Сравните эти слова по лексическому значению и составу. При этом рассуждайте так: прибежать и убежать − слова с противоположным значением. По составу они различаются только приставками. Приставка при− вносит в слово значение приближения, а приставка у− − значение удаления.

Ответ:

ГДЗ Русский язык 2 класс белый учебник 1 часть, Климанова, Бабушкина. Ответы

Составьте по ней рассказ, используя слова для выбора. Слова для выбора: лес, снег, мороз, ветви берёз, синева небес. На картине изображена ранняя весна. Еще лежит снег в лесу и на дорогах. Мороз не отступает. На переднем плане мы видим запряженную в повозку лошадь у дома.

На заднем плане видны берёзы и сосны. Ветви берёз голые. Сквозь них просвечивает синева небес. Вспомните все 12 букв, которые обозначают на письме парные по звонкости-глухости согласные звуки.

Запишите слова вместе с проверочными словами по образцу. Гриб, суп, удав, дуб, мороз, стог, шалаш, нос, плот, шарф, вход, сук, укроп, морж. Б — П: гриб — грибы, суп — супы… Б-П: гриб — грибы, суп — супы, дуб — дубы, столб — столбы, укроп — укропа.

В-Ф: удав — удавы, шарф — шарфы. Г-К: стог — стога, сук — на суку. З-С: мороз — морозы, нос — носы. Д-Т: плот — плоты, торт — торты, вход — входы. Ж-Ш: шалаш — шалаши, сторож — сторожа, морж — моржи. Прочитайте отрывок из произведения С. Это сказка или рассказ? Почему вы так думаете? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Пишите в скобках проверочные слова по образцу. Устно объясните, какие орфограммы есть в выделенных словах.

Лесная оттепель Ах, какая это была мягкая, тёплая оттепель! Ёжик Ёжика сидел на крылечке своего дома, нюхал воздух и улыбался. Где же он? Парные по звонкости-глухости согласные звуки в середине слова 205. Определите, где находятся парные звонкие и глухие согласные звуки: в конце слова или в середине. Подберите проверочные слова. Запишите их парами по образцу. Город, кот, сугроб, серп, карась, овраг, рак, груз. Кошка, ложка, избушка, сказка, сетка, краска, будка. Город — города. Кошка — кошечка.

Город — города, кот — котик, сугроб — сугробы, серп — серпы, карась — караси, овраг — овраги, рак — раки, груз — грузы. Кошка — кошечка, ложка — ложечка, избушка — избушечка, сказка — сказочка, сетка — сеточка, краска — красочка, будка — будочка. Догадайтесь, какие буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков следует написать в середине слова. Прочитайте загадку. Отгадайте её. Бегут по дорожке доски да ножки. Лыжи Подберите слова для проверки выделенных букв. Дорожка — дороженька, доски — досочка, ножки — ноженьки.

Подберите проверочные слова к каждому слову с пропущенной буквой. В русском языке используется фонетическая запись или транскрипция для представления звуков слов. В транскрипции используются специальные звуковые символы, чтобы показать произношение слова.

Для слова «янтарь» звуковая модель может выглядеть следующим образом: . Для слова «коньки» звуковая модель может быть следующей: . Сравните написание и произношение согласных в конце слов.

Что вы заметили? Хлеб, суп; мёд, крот; глаз, лес; рукав, шкаф; уж, шалаш; сапог, урок; медь, сеть.

Звуковые схемы слова коньки?

Упражнение 71 — ГДЗ Русский язык 2 класс Канакина рабочая тетрадь часть 1 Выбрать лучший ответ. Алексей Краснощеков, на голосовании 13 лет назад. как сделать звука-буквенный разбор слова коньки. помогите. Составьте звуковые модели для данных слов янтарь, коньки, мальчик, щавель Сочинение » Слово ранит, слово лечит». ть словосочетания. в которых есть слова с буквами е ё о после шипящих ц.в Каким способом образовано слово равномерны. ГДЗ по русскому языку 2 класс — рабочая тетрадь — 2 часть — Климанова Объяснение: Чтобы составить звуковые модели для слов янтарь, коньки, мальчик, щавель, мы должны разобрать каждое слово на звуки и записать их. Звуковая модель представляет собой графическую или письменную форму записи звука или фонемы в слове. Ответы uzorochie.ru: как сделать звука-буквенный разбор слова коньки

помогите Напишите пожалуйста пропущенные неосторожно зацепил пальцами содр (н,нн)ую Подчеркни в словах буквы гласных обозначающих мягкость согласного звука Ребенок жеребята

💥 Видео

Однокоренные слова. Корень слова и окончание | Русский язык 3 класс #7 | ИнфоурокСкачать

Видеоурок «Сложные слова»Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Что такое корень слова. Как найти корень слова?Скачать

Развлечёба | Русский язык Однокоренные слова | СТС KidsСкачать

Однокоренные слова и формы словаСкачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Как научить подбирать однокоренные словаСкачать

Формы слова и однокоренные слова. В чем разница?Скачать

Имя прилагательное. Что такое имя прилагательное?Скачать

Как различать формы слова и однокоренные слова? Что такое форма и основа слова?Скачать

Однокоренные слова к слову «холодный»

Найдено однокоренных слов для холодный: 64

Часть речи слова холодный — прилагательное, корень слова — холод, имеет следующие однокоренные слова:

вхолодную нахолодивший похолодание холодеющий холодное холоднокатаный холоднокровный холодность холодовый холодок холодолюбивый холодостойкий холодостойкость холодоустойчивый холодящий холоженный холодник захолодевший захолодеть нахолодавшийся нахолодевший нахолодаться нахоложенный нахолодить нахолодеть охолоделый охолодевший охолодеть перехолодить перехоложенный перехолодивший похолодавший похолодать похолодевший похолодеть похолодневший похолоднеть прехолодный расхоложенный расхолодивший расхолодить холод холодеть холодавший холодать холодевший холодающий холодец холодивший холодильник холодильный холодимый холодина холодить холодильщик холодненький холодище холоднеть холодная холодненькое холоднешенек холодновато холодно холодноватый Родственные слова для «холодный» — это слова имеющие корень «холод», принадлежащие к различным частям речи, и при этом близкие по смыслу.

Умение правильно находить общий корень — важный навык, помогающий в изучении крайне сложного русского языка.

Чем нужно руководствоваться, чтобы подобрать правильные однокоренные слова к слову холодный? Успешно справиться с этим заданием — найти однокоренные / однокорневые слова для холодный — невозможно без знания определений морфемы, приставки, корня, суффикса, окончания. Мы поможем научиться основным принципам поиска однокоренных слов, узнав, что такое корень и какое значение при поиске однокоренных слов к холодный играют другие морфемы, или подобрать родственные части речи к слову холодный из нашего онлайн-словаря с функцией автоматического определения корня.

Вы сейчас находитесь на странице «однокоренные слова для холодный», а в нашем онлайн словаре морфемных разборов слов мы поможем Вам разобрать слово холодный по составу. Выделяем корень холодный, суффикс, приставку и окончание, а так же подробный словообразовательный разбор.

Видео:Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать

Схемы слов для учеников 1 класса в картинках. Наглядное пособие.

Канакина В. Звуки и буквы. Мягкий знак ь Ответы к стр. Произнеси слова — названия рисунков. В этом слове есть звуки , , , , и эти звуки идут в указанной последовательности. Слово «коньки» может быть представлено следующей звуковой моделью: «к-о-нь-к-и». В этом слове присутствуют звуки , , , , .

Слово «мальчик» можно изобразить так: «м-а-л-ь-ч-и-к». В слове присутствуют звуки , , , , , , . Слово «щавель» может быть представлено следующей звуковой моделью: «щ-а-в-е-ль». Ответ: Для составления звуковых моделей для слов «янтарь», «коньки», «мальчик» и «щавель» необходимо учитывать звуки и буквы в этих словах. Янтарь: — В этом слове есть следующие фонемы звуки : , , , , .

Таким образом, звуковая модель слова «янтарь» может выглядеть так: «я-н-т-а-рь». Коньки: — В этом слове есть следующие фонемы: , , , , , .

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.

Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.

Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать.
  2. Суффиксальный. Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница.
  3. Префиксально-суффиксальный: вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение. Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает — самолет, белые + зубы — белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата – зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях. Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить — леплю. Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Какие слова называют однокоренными

Вы уже знаете, что в каждом слове обязательно есть корень. Он заключает в себе значение всего слова, то есть это самая главная часть.

Представьте, что вас попросили объяснить, кто такие родственники. Конечно же, вы скажете, что это люди, у которых общие предки, поэтому у них может быть одинаковая фамилия и отчество. У родственников есть один корень — их предок. Основа всех родственников одна, она и объединяет семью. Со словами точно так же.

Есть одно слово — это как бы общий предок: зеркало, корень –зеркал-. Если добавить к нему суффикс, то получим зеркальный — слово новое, но значение тесно связано с прежним. Можно добавить приставку и получить ещё одно новое слово: зазеркалье, а общее значение всё равно то же самое. Мы понимаем, что всё это связано с зеркалом. Все слова, у которых одинаковый корень, называются однокоренными.

В однокоренных словах должен быть не только одинаковый корень, но и одинаковое его значение.

Русский язык богат, его особенностью является то, что есть слова, корни в которых одинаковые, а значения разные. Посмотрите примеры таких слов: длинная кос-а у девочки и кос-ые линии. Корень в словах написан одинаково –кос–, а значение у слов разное. Мы это узнаём из предложения. Поэтому, определяя однокоренные слова, всегда нужно смотреть на значение.

Ответы к домашним заданиям странице 13 §74. Корень слова

* Прочитайте. Что общего в лексическом значении приведённых слов? В какой части данных слов заключено это общее значение?Белый, беловатый, побелка, белизна, белеть.

Ответ:

391. Продолжите ряд однокоренных слов смелый, осмелеть.

Ответ:

392. От какого слова образованы эти однокоренные слова? Спишите, обозначая в словах корень.1. Светлый, осветлить, светиться, светлячок, просвет.2. Тёмный, темнота, темноватый, потемнеть, затемнение.

Ответ:

393. В упражнении даны слова, корни которых совпадают по звучанию. Такие слова не всегда являются однокоренными. Выпишите из данного списка группы однокоренных слов, обозначив в них корень.Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня;вода, безводный, водитель, водяной, водить;носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить;красный, красноватый, краснота, красивый, красненький, красота, покраснение.

Ответ:

394. Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.1. На скалу набрасывались яростные влы.2. Ветер разввает праздничные флаги.3. Я дю сигнал.4. Яков настойчиво разввает силу воли.5. Я дю корову.6. У реки пасутся влы.

Ответ:

395. Выпишите только однокоренные слова, выделите в них корень.1. Спешить (к поезду): спешка, спешный, спешим, поспешить, поспешный, спешиться.2. Серый (костюм): сероватый, сереть, сера, серенький, серный, сернистый.3. Горец, гореть, горный, пригорок, гора.

Ответ:

Правило: однокоренные слова для 2 класса

В однокоренных словах значение зависит от корня. Правило правописания таких слов тоже зависит от него. Раз корень указывает на значение всех слов, которые для него родственные, то он командует и тем, какую сомнительную гласную нужно писать в однокоренном слове. Давайте ещё раз посмотрим на слово зЕркало: корень –зЕркал-, под ударением чётко слышится буква Е, значит, во всех словах, где встречается этот корень, тоже надо писать Е, даже если без ударения будет слышаться другая буква: зеркальный, зазеркалье, в зеркалах.

Давайте попробуем составить правило, чтобы не ошибиться в написании однокоренных слов.

  • Выделите корень в слове.
  • Убедитесь, что слова однокоренные.
  • Измените слово так, чтобы сомнительный звук стал ударным.
  • Напишите букву из проверочного слова.

Образец применения правила:

Подл..котник. Какую букву написать: О или А? подбором однокоренных слов выделим корень –локот-. Теперь из всех родственных выберем такое, где сомнительная буква под ударением: локоть, чётко слышится О. Значит, в слове подлокотник напишем именно эту букву.

Не забывайте, в однокоренных словах могут быть чередующиеся буквы: -дорог-а, дорож-ный. Корни –дорог– и –дорож- одинаковые: г//ж — чередование.

Что мы узнали?

Определение однокоренных слов легко понять из самого названия. Это слова, в которых корень имеет одинаковое написание и значение. Во всех однокоренных словах безударная гласная пишется одинаково.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Ответы к домашним заданиям странице 25

425. Запишите слова с беглыми гласными по образцам. Составьте словосочетания со словом листок в разных лексических значениях.Лоб — лбы, вихор, угол, чехол;ветер — ветра, кашель, узел, ремёнь;подослать — подсылать, подозвать;городок — городка, флажок, листок;молодец — молодца, горец, купец.

Ответ:

426. Допишите ряды слов по образцам. В какой части слова находятся беглые гласные? Назовите слова с уменьшительно−ласкательными суффиксами.Сук — сучок — сучка́, пух, клок, снег;чулок — чулочек — чулочка, орех, платок, узелок.

Ответ:

427. Прочитайте, озаглавьте стихотворение А. Твардовского. Запишите выделенные слова и подберите к ним однокоренные с беглыми гласными.Меж р..деющих верхушекПоказалась с..нева.Зашумела у опушекЯрко−жёлтая л..ства.Птиц не слышно.Тресн..т мелкийОбломившийся сучок,И, хвостом м..лькая, белкаЛёгкий дела..т прыжок.Стала ель в лесу заметней —Береж..т густую тень.Подосиновик последнийСдвинул шапку набекрень.

Ответ:

428. К данным словам подберите слова с беглыми гласными.Образец. Носок − носков.Устное объяснение. Буква о чередуется с нулём звука в суффиксе.Флажок, горец, сучок, чулочек, молодец, чехол, угол, ветер, подзывать.

Ответ:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: