Категория числа у существительных
Формы числа имеют все существительные, способные подвергаться счёту. Это, как правило, конкретные по значению слова, которые могут сочетаться с числительными. В русском языке по значению и формам различают два числа:
- единственное,
- множественное.
Большинство существительных употребляются в обеих формах:
- стол — стол ы ;
- редактор — редактор ы ;
- луг — луг а .
Форма множественного числа образуется от формы единственного при помощи окончаний и-/ы или -а/-я, а также -е, например:
- датчанин — датчан е ;
- море — мор я ;
- бревно — брёвн а ;
- бухгалтер — бухгалтер ы ;
- книга — книг и .
Существуют и другие способы образования данных форм, например с помощью суффиксов:
- мать — мат- ер -и
- дочь — доч- ер -и;
- небо — неб- ес -а
- чудо — чуд- ес -а;
- дерево — деревь-
- лист — листь-.
У некоторых существительных формы множественного числа образуются с помощью усечения основы:
- цветок — цвет-ы,
- крестьянин — крестьян-е.
Укажем также способ образования форм множественного числа с помощью чередования суффиксов в основе, например:
- тел- ёнок — тел- ят -а;
- слон- ёнок — слон- ят -а;
- мыш- онок — мыш- ат -а.
Не обойдем вниманием и такой способ образования форм числа существительных, как супплетивизм, когда формы единственного и множественного числа имеют разные корни, например:
- ребенок — дети;
- человек — люди.
Видео:Существительные, имеющие форму только одного числаСкачать
Проверочная работа по теме «Однокоренные слова»
Вариант 1.
Учащийся____________________________________________
1. Закончи предложение.
Однокоренными называются слова, которые________________________________
______________________________________________________________________
2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)
а) конь, конкурс, коньки;
б) лес, лесенка, лесник;
в) двор, дворник, дворовый.
3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.
Соль — ________________________________________________________
Звон — ________________________________________________________
Цвет — ________________________________________________________
4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.
Гусь, гусиный, густой, гусыня.
Слеза, прослезился, слезинка, слезла.
Лев, левша, левый, налево.
Луг, луговой, лужа, лужок.
5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.
Сосняк — _____________________
грибник — ____________________
тракторист — __________________
моряк — ______________________
росинка — ____________________
6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.
Проплясали по сн_гам
Снежные метели.
Сн_гири сн_говикам
Песню просв_стели
Вариант 2.
Учащийся____________________________________________
1. Закончи предложение.
Корень — это___________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)
а) пол, половник, польза;
б) сад, садовод, садик;
в) ручка, ручей, ручник.
3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.
Лес — ________________________________________________________
Зима — ________________________________________________________
Море — ________________________________________________________
4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.
Лётчик, летать, лето, летучий.
Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.
Горный, гора, гористый, горевать.
Аллея, алый, алеют, заалел.
5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.
Больница — _____________________
кормушка — ____________________
субботник — __________________
рядок — ______________________
братишка — ____________________
6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.
У засн_женной р_ки,
В снежном переулке,
Звонко носятся сн_жки
Режут лёд сн_гурки.
Ответы к стр. 52 — 55
1. Прочитай. Укажи над каждым словом часть речи. Составь из данных слов предложение и запиши.
пр. сущ. гл. сущ. пр. сущ. сущ.
Из, чащи, вышли, берег, на, леса, медведица,
с. числ. прил. сущ. прил. прил.
и, два, большая, медвежонка, весёлых, бурая
Из чащи леса вышли на берег большая бурая медведица и два весёлых медвежонка.
2. Прочитай. Впиши пропущенные слова.
Имя существительное — это часть речи.
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
3. Прочитай. Определи, по какому признаку распределены имена существительные по группам. Дополни каждый ряд слов ещё одним именем существительным с таким же признаком.
Молния, гром, гроза.
Волейбол, теннис, баскетбол.
Смелость, честность, искренность.
4. Прочитай. Определи по значению лишнее слово в каждом ряду имён существительных. Подчеркни лишние слова.
Кастрюля, сковородка, сырники, чайник.
Молоток, топор, плотник, лопата.
Мята, подорожник, крапива, верба.
Лосось, соболь, сельдь, карп.
5∗. Прочитай. Выбери и отметь √ синонимы к имени существительному ШАЛУН.
√ проказник √ разбойник √ баловник√ сорванец √ озорник бездельник
6∗. Прочитай. Отметь √ в каком ряду все слова являются именами существительными. гл. уменье, рукоделье, мастерить, ремесло прил. праздник, экскурсия, разноцветный, честность
√ коллектив, договор, программа, километр
• Подчеркни слова, которые не являются именами существительными. Укажи над ними часть речи.
7. Прочитай. Отметь √, каким членом предложения является выделенное имя существительное.
Берёзы распускают свои клейкие листочки.
√ второстепенный член
• Подчеркни в предложении грамматическую основу.
8. Прочитай. Впиши пропущенные в предложениях слова.
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?. Примеры неодушевлённых имён существительных: (что?) портфель, книга, картина.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?. Примеры неодушевлённых имён существительных: (кто?) ученик, слон, воробей.
9∗. Прочитай предложения из сказки В. Бианки «Первая охота». Вставь пропущенные буквы. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами последовательность предложений в тексте.
2. Кинулся к ней, а Вертишейка юрк в дупло.
1. Щенок подбежал к дереву и видит: сидит на ветке маленькая птица Вертишейка.
3. «Ага! — думает Щенок. — Попалась!»
5. Отшатнулся Щенок, шерсть дыбом поднял — и наутёк.
4. Поднялся на задние лапы, заглянул в дупло, а в чёрном дупле чёрная змея извивается и страшно шипит.
7. «Уф! Напугала как! Еле ноги унёс. Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше Ящерку поймаю».
6. А Вертишейка шипит ему вслед из дупла, головой крутит, по спине у неё змейкой извивается полоска чёрных перьев.
• Подготовься объяснить, почему птица получила название «вертишейка».
Своё название вертишейка приобрела благодаря характерному поведению, которое она демонстрирует в стрессовых ситуациях. Взятая на руки либо застигнутая врасплох, птица расправляет хвост, взъерошивает перья, свешивает крылья, и с таким видом бросается на обидчика, при этом вращая шеей, глазами, и издавая булькающие и шипящие звуки. Если засунуть руку в дупло с сидящей там птицей, то такое поведение создаёт иллюзию, что в пустоте находится змея, а не вертишейка.
• Найди и подчеркни в любом предложении одушевлённое имя существительное.
10. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отметь √ ряд, где все имена существительные неодушевлённые.
морковка, капустка, заяц, осинка
√ фамилия, рисунок, ромашка
товарищ, компьютер, праздник
11. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни заглавную букву в именах собственных.
Филимоново — это деревня, которая находится недалеко от города Одоев в Тульской области. Забавные глиняные игрушки, а также посуду здесь делали ещё в XVI веке — это один из самых старых народных промыслов в России. Когда-то считалось, что такие игрушки приносят в дом счастье и богатство. Многие из них — это свистульки. В них надо посвистеть, чтобы позвать удачу. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская.
(Е. Алленова)
12∗. Прочитай. Расшифруй и запиши скороговорку. Подчеркни нарицательные имена существительные.
У ВАРИНАБУЛЬВАРЕВАРЕЖКИПРОПАЛИ.
ВОРОТИЛАСЬВАРЯВЕЧЕРОМСБУЛЬВАРА,
ИНАШЛАВКАРМАНЕВАРЕЖКИВАРВАРА.
(Е. Благинина)
У Вари на бульваре варежки пропали.
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.
Прочитайте?
Подчеркните имена существительные которые не употребляются в форме множественного числа упр168, 4 класс.
Я — именительный падеж и 1 лицо Его — родительный падеж и 3 лицо Он — именительный падеж и 3 лицо Меня — родительный падеж и 1 лицо Свой — винительный падеж и 1 лицо Нам — дательный падеж и 1 лицо Тебя — то — винительный падеж и 2 лицо В тебе — то — ..
Теплые это определение ‘ лучи подлежащее’ солнца дополнение ‘ съедают сказуемое ‘ последний определение ‘ снег дополнение. Предложение распространенное ‘ простое.
Видео:Несклоняемые имена существительные. Как определить несклоняемое существительное?Скачать