Проверь себя
Упражнение 1
Прочитайте. Какое из этих слов имеет значение «невоспитанный человек»?
Невежда, невежа.
Ответ:
«Невоспитанный человек» — невежа.
Упражнение 2
Прочитайте. Какое из данных слов лишнее? Почему?
Благодарю, добрый, спасибо.
Ответ:
Благодарю и спасибо – это слова благодарности. Слово добрый таковым не является, поэтому оно лишнее.
Упражнение 3
Прочитайте слова. Какие из них являются многозначными? В каких значениях могут употребляется в речи эти слова?
Трамвай, молния, звезда, осина.
Ответ:
Многозначными являются слова молния и звезда.
Молния:
- Мгновенный разряд скопившегося атмосферного электричества в воздухе.
- Род металлической или пластмассовой быстро задергивающейся застежки.
- Вид особо срочной телеграммы.
- Вид стенной газеты, в которой освещают срочные новости.
Звезда:
- Небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки в небе.
- Геометрическая фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности.
- О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость.
Упражнение 4
Прочитайте загадку. Отгадайте ее. Назовите слова, которые помогают представить дождь как живое существо.
- Кто всю ночь по крыше бьет
- Да постукивает,
- И бормочет, и поет,
- Убаюкивает?
Ответ:
Отгадка – дождь.
Слова, которые помогают представить дождь как живое существо: кто, бьет, постукивает, бормочет, поет, убаюкивает.
Упражнение 5
Прочитайте.
Пугливый, смелый, правдивый.
Какое из данных слов будет синонимом к слову храбрый и антонимом к слову трусливый?
Ответ:
Синоним к слову храбрый и антоним к слову трусливый – смелый.
Ответ:
Смелый.
Упражнение 6
Назовите словари, с которыми вы познакомились в этом разделе. Что можно узнать из этих словарей?
Ответ:
Орфоэпический словарь – в нем можно узнать правильное произношение слов.
Словарь однокоренных слов – в нем можно найти группы однокоренных слов.
Толковый словарь – этот словарь разъясняет значения слов.
Словари синонимов и антонимов – в них можно найти синонимы и антонимы к словам.
Упражнение 7
Найдите среди данных слов однокоренные слова. Запишите эти слова, выделите в них корень.
Братик, сестричка, мама, сестра.
Ответ:
Однокоренные слова:
Упражнение 8
Прочитайте.
Подберезовик, береза, березняк, березка.
Запишите слово береза и допишите к нему однокоренные в порядке следующих значений:
а) «маленькая береза»;
б) «часть леса, где растут березы»;
в) «гриб, растущий под березой».
Ответ:
Береза, березка (маленькая береза), березняк (часть леса, где растут березы), подберезовик (гриб, растущий под березой).
Упражнение 9
Произнесите слова и укажите в них ударение.
Торты, банты, туфля, звонить, повторить.
Ответ:
Тóрты, бáнты, тýфля, звони́ть, повтори́ть.
Проверьте произношение данных слов по орфоэпическому словарю в учебнике (с. 134).
Ответ:
Тóрты, бáнты, тýфля, звони́ть, повтори́ть.
Упражнение 10
Прочитайте. Составьте из ударных слогов каждого слова новое слово. Запишите его.
Якорь, погода, подарок.
Ответ:
Якорь – ударный слог «я».
Погода – ударный слог «го»
Подарок – ударный слог «да».
Новое слово – ягода.
Упражнение 11
Прочитайте. Объясните, как перенести с одной строки на другую каждое из данных слов.
Ящерица, мыльница, скамейка.
Ответ:
Слова нужно переносить по слогам, с учетом других правил переноса.
Яще-ри-ца – нельзя оставить одну букву на строке.
Мыль-ни-ца – нельзя отрывать ь от предыдущей буквы.
Ска-мей-ка – нельзя отрывать й от предыдущей буквы.