Глагол
Упражнение 169, с. 100
169. Прочитайте.
Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
• Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
• Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.• Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
Упражнение 170, с. 100
170. Прочитайте.
Умелые рукиПокоя не знают.4Они вышивают,Строгают, копают.Умелые рукиПокоя не знают,Своим трудолюбиемМир украшают.Н. Сапаров
• Какова тема и главная мысль стихотворения?
• Назовите глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? Запишите эти глаголы.
• Составьте по рисунку предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы. Над глаголами укажите часть речи: гл.
• Какая из пословиц подойдёт к теме и главной мысли стихотворения: 1) Рукам воли не давай; 2) Рабочие руки не знают скуки. Запишите её.
Имя прилагательное
Упражнение 109, с. 64
109. Прочитайте.
Улыбнулись сонные берёзки,Растрепали шёлковые косы.Шелестят зелёные серёжки,И горят серебряные росы.(С. Есенин)
• В какое время года и какой вы представили берёзку? Какую роль выполняют имена прилагательные в данных предложениях?
• Запишите по памяти. Проверьте себя. Над именами прилагательными укажите часть речи: прил.
Упражнение 110, с. 64 — 65
110. Прочитайте.
… озерко заросло2 осокой. Посреди плавала … утка. У неё была … грудь, а … … головка на … шее кончалась клювом, … как шило.
Слова для справок: маленькая, плоская, острым, тонкой, небольшое, белая, дикая.
• Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова. К какой части речи они относятся?
• Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?
Разбор слова «заросло» по составу:
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
1. Какое из этих слов имеет значение «невоспитанный человек»?
невежда невежа
Слово невежа означает «невоспитанный человек».
2. Какое из данных слов лишнее? Почему? Благодарю, добрый, спасибо.
Добрый — лишнее. Слова «спасибо» и «благодарю» — синонимы.
3. Прочитайте слова. Какие из них являются многозначными? Объясните свой ответ.
Трамвай, молния, звезда, осина.
Слова «молния», «звезда» являются многозначными, потому что имеют несколько лексических значений.
Молния — электрический разряд в атмосфере; застёжка; стенгазета на злободневную тему.
Звезда — небесное тело; деятель искусства, науки, спортсмен, знаменитость; геометрическая фигура.
4. Прочитайте загадку. Какие слова употреблены в переносном значении? Как вы это определили?
Кто всю ночь на крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
Отгадка: дождь. Слова «бьёт», «постукивает», «бормочет», «поёт», «убаюкивает» употреблены в переносном смысле, потому что они, скорее, относятся к человеку, нежели к дождю.
5. Прочитайте слова. Пугливый, смелый, правдивый.
Какое из данных слов будет:
а) синонимом к слову храбрый;
б) антонимом слову трусливый?
Запишите это слово.
Смелый.
6. Назовите словари, с которыми вы познакомились в этом разделе. Что можно узнать из этих словарей?
Толковый словарь. Изъясняет лексическое значение слов. Орфографический словарь. Содержит перечень слов в их нормативном написании. Словарь синонимов. Словарь слов, близких по значению. Словарь антонимов. Словарь слов, противоположных по значению. Словарь однокоренных слов. Приводит однокоренные, родственные слова. Орфоэпический словарь. Словарь, отражающий литературное произношение и ударение.
7. Найдите среди данных слов однокоренные слова. Запишите эти слова, выделите в них корень. Братик, сестричка, мама, сестра.
Сестр)ичка, сестр)а.
8. Прочитайте слова. Подберёзовик, берёза, березняк, берёзка.
Запишите слово берёза и допишите к нему однокоренные слова в порядке следующих значений:
а) «маленькая берёза»;
б) «часть леса, где растут берёзы»;
в) «гриб, растущий под берёзой».
Берёза, берёзка, березняк, подберёзовик.
9. Произнесите слова и укажите в них ударение.
Тóрты, бáнты, тýфля, звони́ть, повтори́ть.
10. Прочитайте слова. Составьте из ударных слогов каждого слова новое слово. Запишите его.
якорь, погода, подарок
Ягода
11. Объясните, как перенести с одной строки на другую данные слова.
Яще-ри-ца, мыль-ни-ца, ска-мей-ка.
← Предыдущее
Следующее →
Проверь себя, с. 75
1. Какое из этих слов имеет значение «невоспитанный человек»? невежда невежа
Слово невежаозначает «невоспитанный человек».
2. Какое из данных слов лишнее? Почему? Благодарю, добрый, спасибо.
Добрый — лишнее. Слова «спасибо» и «благодарю» — синонимы.
3. Прочитайте слова. Какие из них являются многозначными? Объясните свой ответ. Трамвай, молния, звезда, осина.
Слова «молния», «звезда» являются многозначными, потому что имеют несколько лексических значений.
Молния — электрический разряд в атмосфере; застёжка; стенгазета на злободневную тему.
Звезда — небесное тело; деятель искусства, науки, спортсмен, знаменитость; геометрическая фигура.
4. Прочитайте загадку. Какие слова употреблены в переносном значении? Как вы это определили?
Кто всю ночь на крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
Отгадка: дождь. Слова «бьёт», «постукивает», «бормочет», «поёт», «убаюкивает» употреблены в переносном смысле, потому что они, скорее, относятся к человеку, нежели к дождю.
5. Прочитайте слова. Пугливый, смелый, правдивый.
- Какое из данных слов будет: а) синонимом к слову храбрый; б) антонимом слову трусливый?
- Запишите это слово.
Смелый.
6. Назовите словари, с которыми вы познакомились в этом разделе. Что можно узнать из этих словарей?
Толковый словарь. Изъясняет лексическое значение слов. Орфографический словарь. Содержит перечень слов в их нормативном написании. Словарь синонимов. Словарь слов, близких по значению. Словарь антонимов. Словарь слов, противоположных по значению. Словарь однокоренных слов. Приводит однокоренные, родственные слова. Орфоэпический словарь. Словарь, отражающий литературное произношение и ударение.
7. Найдите среди данных слов однокоренные слова. Запишите эти слова, выделите в них корень. Братик, сестричка, мама, сестра.
Сестр/ичка, сестр/а.
8. Прочитайте слова. Подберёзовик, берёза, березняк, берёзка.
Запишите слово берёза и допишите к нему однокоренные слова в порядке следующих значений: а) «маленькая берёза»; б) «часть леса, где растут берёзы»; в) «гриб, растущий под берёзой».
Берёза, берёзка, березняк, подберёзовик.
9. Произнесите слова и укажите в них ударение.
Тóрты, бáнты, тýфля, звони́ть, повтори́ть.
10. Прочитайте слова. Составьте из ударных слогов каждого слова новое слово. Запишите его. якорь, погода, подарок
Ягода
11. Объясните, как перенести с одной строки на другую данные слова.
Яще-ри-ца, мыль-ни-ца, ска-мей-ка.
← Предыдущее | Следующее → |