Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№500 учебника 2011-2018 (стр. 205):
1. Из данных слов выпишите деепричастия, обозначая в них все морфемы. Объясните, почему у деепричастия нет окончания.
Танцующий, танцуя, танцую, танцевал; дорогая, подорожав, подорожавший, подорожать; крепись, скрепив, скрепил, скрепивший, крепчайший, крепенький, скреплённый, скреплён.
2. Сделайте вывод о том, по каким признакам вы опознавали деепричастие.
№500 учебника 2020 (стр. 51):
1. Познакомьтесь с текстом. Сколько в нём картин, рисующих состояние природы? Как обозначен переход от одной картины к другой? Как изменились языковые средства, использованные автором?
Весь сад шумел. Скрипели стволы. Качались невидимые вершины… И вот грохнуло, обрушилось всё небо. Упали и потекли капли дождя.Хлынул дождь. (По А. Н. Толстому)
2. Выполните синтаксический анализ первого и предпоследнего предложений.3. Разберите по составу выделенные слова.
№500 учебника 2019 (стр. 181):
№500 учебника 2021-2022 (стр. 31):
1. Выразительно прочитайте поэтические строфы. Какое ударение в выделенных словах диктуют рифма и ритм? Различаются ли эти слова своим значением? Назовите начальную форму каждого из них. Сделайте выводы.
1) Сын на фронте у него,
На заводе внуки,
У него самого
Золотые руки. (А. Барто)
2) Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра. (А. Барто)
3) Едва остановится дачный
У первой платформы лесной,
Вы слышите голос прозрачный,
Рождённый самой тишиной. (С. Маршак)
2. Затранскрибируйте слова самого (второе предложение) и нашего (третье предложение). В чём особенность произношения этих слов?3. Найдите слова с приставками и объясните их правописание.
Подсказка
№500 учебника 2011-2018 (стр. 205):
Обратимся к теме «Деепричастие».
№500 учебника 2020 (стр. 51):
Обратитесь к темам:
- «Синтаксический анализ»;
- «Морфемный анализ».
№500 учебника 2019 (стр. 181):
№500 учебника 2021-2022 (стр. 31):
Обратимся к темам:
- «Местоимение»;
- «Фонетический разбор»;
- «Орфоэпический разбор»;
- «Приставки».
Ответ
№500 учебника 2011-2018 (стр. 205):
1. Танцуя, подорожав, скрепив. У деепричастия нет окончания, потому что это неизменяемая форма глагола
2. Деепричастия не изменяются, отвечают на вопросы как? что делая? что сделав? Имеют суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи, -ючи.
№500 учебника 2020 (стр. 51):
Шумел, качались, вершины, обрушилось.
№500 учебника 2019 (стр. 181):
№500 учебника 2021-2022 (стр. 31):
В первом отрывке ударение в местоимении самого́ подчинено рифме: 1-я строка рифмуется с 3-й: у него́ — самого́.
Во втором отрывке ударение в местоимение са́мого зависит от ритма (это хорей).
В отрывке № 3 ударение в слове само́й тоже подчинено ритму( это трёхсложный размер с ударением на 2-й слог — амфибра́хий). Вывод: у слова самого есть два варианта произношения:
- если это форма слова сам, то ударение ставится на последний слог: (Им. п.) сам — (Род. п.) самого́. Например, в тексте № 2: у него самого́ — он сам.
- если это форма слова са́мый, то ударение падает на первый слог: (Им. п.) са́мый — (Род. п.) са́мого. Например, в тексте № 1: са́мой яркой — са́мый яркий.
2. Самого — , с нашего — .
3. Слов с приставками нет.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Состав слова
Упражнение 131 — Страница 17
Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выдели корень.
Выполненное задание:
Т.о. у слов родина, родители, родственники — общий корень — род; у слов родной и родня — общий корень — родн, а у слово родник — корень родник.
Упражнение 132 — Страница 18
Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима. Подчеркните имена собственные родственников артиста.
Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском! А живёт он в Припевайске, В переулке Веселинском. С ним и тёлка - Трулялётка, И дочурка - Трулялюрка, И сынишка - Трулялишка, И собачка - Трулялячка.
Сравните эти слова. Обсудите, чем они похожи. Выделите и обозначьте дугой общую часть в этих словах.
Слова из стихотворения Бориса Заходера: Трулялинском, Трулялётка, Трулялюрка, Трулялишка, Трулялячка образованы от слова «тру-ля-ля», которое обозначает радость, веселье. Все эти слова являются образованными от одного корня путем добавления к ним различных суффиксов. Отметим общую в этих словах.
Упражнение 133 — Страница 18
Прочитай предложение. Выпиши родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выдели корень.
Родственные слова: голубь, голубка, голубятни. У всех у них общий корень - голуб.
Упражнение 134 — Страница 19
Подбери к каждому слову родственное слово и запиши его.
Слова для выбора: телёнок, слонёнок, тигрица, грачонок, коровий, слоняться.
Слон - слонёнок, тигр - тигрица, корова - коровий, грач - грачонок.
Какие слова нельзя назвать родственными?
Слон и слоняться не являются родственными словами, а также корова и телёнок не являются родственными.
Упражнение 135 — страница 19
Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.
Вода - краса природы. Журчат и мчатся весенние воды. Тихо бьёт из родника чистая водичка. Красиво блестят на солнце водяные брызги.
А теперь выделим корень в подчеркнутых словах и поставим в них ударение:
Т.о. в словах: вода, воды, водичка и водяные — корень: вод.
Упражнение 136 — страница 19
Прочитай. Выдели предложения. Озаглавь текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы и правильно оформляя предложения на письме.
Выполненное задание:
Холодная зима Стоит холодная зима. Белый пушистый ковёр накрыл поля и холмы. Деревья по ночам трещат от мороза. Рыбы ушли на дно рек и озёр. Лиса укрылась в норе. Только голодный волк бродит по лесам, полям и дорогам.
Упражнение 137 — страница 20
Подберите к каждому слову родственное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Игра "Кто быстрее?" Гладкий - гладок. Скользкий - скользить. Сладкий - сладок. Хрупкий - хрупок. Узкий - узок. Робкий - робость.
Пропущенные буквы подчеркните. Объясните их правописание в корнях слов.
Упражнение 138 — страница 21
Прочитай. Подбери к выделенным словам однокоренные слова. Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Выполненное задание:
Мороз - морозец, морозилка, морозить, морозный, разморозка. Снег - снеговик, Снегурочка. Сад - высадка, садик, садовник.
А теперь выделим корень в однокоренных словах:
Упражнение 139 — страница 21
Выдели корень в родственных словах.
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни проверочные слова.
Травка - трава, травушка, травинка. Дубки - дубок, дубочек. Глазки - глазок, глазоньки. Дорожка - дороженька.
И выделим корень в словах:
Упражнение 140 — страница 22
Прочитай народные пословицы и поговорки.
Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы.
Выполненное задание:
Рыбка мелка, да уха сладка. Хороша кашка, да мала чашка. Ложка дёгтя портит бочку мёду. Зимой шубка не шутка.
P.S. Запишем проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Рыбка — рыба, сладка — сладок, чашка — чашечка, ложка — ложечка, шубка — шуба.
Упражнение 141 — страница 23
Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Запишем пары родственных слова:
Звезда - звёздное, ненастье - ненастный, счастье - счастливая.
Выделим корень у этих слов:
Есть ли среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками? Подчеркни буквы на месте этих звуков.
Среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками следующие: звездное, ненастный, счастливая.
IV четверть
Контрольные работы к урокам блока
«Как устроен наш язык»
Вариант I
1. Шустрая норка, озорные
лисички.
2. 1) акварель
2) аквариум
3) бутерброд
3. Издалеча – издалека
воротился – вернулся
град – город
4. Бить баклуши – бездельничать.
Например: «Все выходные я бил баклуши и забыл
выучить стихотворение».
5. Например: «Таблицу
умножения я уже знаю назубок».
Вариант II
1. Горячая кашка, вкусные лисички.
2. 1) квадрат
2) нота
3) пластилин
3. Издалека – издалеча
вернулся – воротился
город – град
4. Водить за нос – обманыватьНамотать на ус – запомнитьБить баклуши – бездельничать
5. Например: «Я зарубил себе на
носу, что нужно переходить улицу по сигналу
светофора».
Вариант II
1. Красная кашка, сладкий лук.
2. 1) баржа
2) гербарий
3) газон
3. Колча’н.
4. Плевать в потолок – бездельничатьЯзык без костей – очень болтливыйНа одно лицо – очень похожи
5. Например: «Друг долго мне
втирал очки про поездку на море».
2. Итоговая контрольная работа на
II полугодие
Вариант I
1. Рисунок, рисовать,
нарисованный.
3. Стул.
4. Маленькая машина (небольшая,
крошечная).
5. Сильный – слабый
бодрый – усталый
6. № 1, 3, 4.
Вариант II
3. Соль.
4. Умный ребенок (смышлёный,
сообразительный).
5. Глубокий – мелкий
холодный – горячий
6. Повесить нос – уныватьДуша ушла в пятки – испугатьсяЗамести следы – скрытьсяПод носом – близко
3. Велосипед.
4. Дремучий лес (частый, густой,
глухой).
5. Вежливый – грубый
забывать – помнить
горький – сладкий
6. Жить душа в душу – жить как
кошка с собакойна всех парусах – в час по чайной ложкеходить по струнке – ходить на головедержать язык за зубами – язык без костей
Контрольные работы к урокам блока
«Правописание»
Вариант I
Текст должен быть таким:
В жару
Солнышко сильно прогрело воду в речке.
Играют в ней солнечные зайчики. Лежат на воде
листья кувшинок. Под этими листьями неподвижно
стоят рыбки. Они спрятались от жары. Вот красивая
стрекоза присела на цветок ромашки. Прозрачные
крылышки блестят в лучах солнца.
Вариант I и II
· на улицах, на дачу· встреча, на дачу· возьму· вкусной
Примечание. Здесь приведен
полный список слов с изученными орфограммами,
представленными в диктанте; ученики должны
выписать только 7 слов.
1 Подробнее об этом см.:
Русский язык в начальной школе. Контрольные
работы, тексты, диктанты, изложения / Под ред.
С.В. Иванова. – М.: Вентана-Графф, 2002.
Имена собственные и нарицательные
Упражнение 119 — страница 8
Представь, что тебе подарили щенка и кошку. Как ты их назовёшь?
Я назову моего щенка Адам. Я назову мою кошку Флешка.
С какой буквы ты напишешь их клички? Почему?
Клички животных пишутся с большой буквы, потому что это имена собственные.
Упражнение 120 — страница 9
Прочитай прибаутку.
Позовём соседей в гости: коровку Матрёну, свинку Улиту, быка Мирона, боровка Микиту, овечку Пелагею, утку Варвару, барана Авдея, селезня Захара.
Из выделенных строчек выпиши сначала имена собственные, а затем нарицательные.
Имена собственные: Матрёна, Улита, Мирон, Микита, Пелагея, Варвара, Авдей, Захар. Имена нарицательные: коровка, свинка, бык, боров, овечка, утка, баран, селезень.
Упражнение 121 — страница 9
Прочитай текст. Впиши имена собственные.
Мое село Сосновка - это моё село. Оно очень красивое и светлое. Село стоит на берегу реки Белой. По берегам реки растут высокие сосны. Около села просторные луга. На лугу утка Варвара с утёнком и корова Матрёна. А вот боровок Микита да свинка Улита. А в доме кот Тимка. Он любит сметанку. Тимка у нас лакомка.
Какие еще имена собственные есть в тексте? Подчеркни.
Запиши развёрнутые ответы на вопросы.
- Как называется село?
- На берегу какой реки оно стоит?
- Кто пасётся на лугу?
- Кто живёт в доме?
Село называется Сосновка. Село стоит на берегу реки Белой. На лугу пасется утка Варвара с утёнком и корова Матрёна. В доме живёт кот Тимка.
Упражнение 122 — страница 11
Напиши о себе. Правильно оформи предложения на письме.
- В каком городе (в деревне, в селе) ты живёшь?
- На какой улице стоит твой дом?
- Какая река протекает у вас?
Я живу в Екатеринбурге. Мой дом стоит на улице Ленина. У нас протекает река Исеть.
Упражнение 123 — страница 11
Прочитай скороговорку. Вставь пропущенные буквы.
Собрала Маргаритка маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка маргаритки во дворе. (Н. Кончаловская)