Гдз по русскому языку 2 класс иванов с.в. упражнение №3 урок 82 часть 2 страница 14

Решебник по русскому языку 2 класс  гармония м.н. соловейчик, н.с. кузьменко

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№500 учебника 2011-2018 (стр. 205):

1. Из данных слов выпишите деепричастия, обозначая в них все морфемы. Объясните, почему у деепричастия нет окончания.

    Танцующий, танцуя, танцую, танцевал; дорогая, подорожав, подорожавший, подорожать; крепись, скрепив, скрепил, скрепивший, крепчайший, крепенький, скреплённый, скреплён.

2. Сделайте вывод о том, по каким признакам вы опознавали деепричастие.

№500 учебника 2020 (стр. 51):

1. Познакомьтесь с текстом. Сколько в нём картин, рисующих состояние природы? Как обозначен переход от одной картины к другой? Как изменились языковые средства, использованные автором?

     Весь сад шумел. Скрипели стволы. Качались невидимые вершины… И вот грохнуло, обрушилось всё небо. Упали и потекли капли дождя.Хлынул дождь. (По А. Н. Толстому)

2. Выполните синтаксический анализ первого и предпоследнего предложений.3. Разберите по составу выделенные слова.

№500 учебника 2019 (стр. 181):

№500 учебника 2021-2022 (стр. 31):

1. Выразительно прочитайте поэтические строфы. Какое ударение в выделенных словах диктуют рифма и ритм? Различаются ли эти слова своим значением? Назовите начальную форму каждого из них. Сделайте выводы.

1) Сын на фронте у него,
    На заводе внуки,
    У него самого
    Золотые руки. (А. Барто)

2) Это с нашего двора
   Чемпионы, мастера
   Носят прыгалки в кармане,
   Скачут с самого утра. (А. Барто)

3) Едва остановится дачный
   У первой платформы лесной,
   Вы слышите голос прозрачный,
   Рождённый самой тишиной. (С. Маршак)

2. Затранскрибируйте слова самого (второе предложение) и нашего (третье предложение). В чём особенность произношения этих слов?3. Найдите слова с приставками и объясните их правописание.

Подсказка

№500 учебника 2011-2018 (стр. 205):

Обратимся к теме «Деепричастие».

№500 учебника 2020 (стр. 51):

Обратитесь к темам:

  • «Синтаксический анализ»;
  • «Морфемный анализ».

№500 учебника 2019 (стр. 181):

№500 учебника 2021-2022 (стр. 31):

Обратимся к темам:

  • «Местоимение»;
  • «Фонетический разбор»;
  • «Орфоэпический разбор»;
  • «Приставки».

Ответ

№500 учебника 2011-2018 (стр. 205):

     1. Танцуя, подорожав, скрепив. У деепричастия нет окончания, потому что это неизменяемая форма глагола

     2. Деепричастия не изменяются, отвечают на вопросы как? что делая? что сделав? Имеют суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи, -ючи.

№500 учебника 2020 (стр. 51):

Шумел, качались, вершины, обрушилось.

№500 учебника 2019 (стр. 181):

№500 учебника 2021-2022 (стр. 31):

     В первом отрывке ударение в местоимении самого́ подчинено рифме: 1-я строка рифмуется с 3-й: у него́ — самого́.
     Во втором отрывке ударение в местоимение са́мого зависит от ритма (это хорей).
     В отрывке № 3 ударение в слове само́й тоже подчинено ритму( это трёхсложный размер с ударением на 2-й слог — амфибра́хий).     Вывод: у слова самого есть два варианта произношения:

  • если это форма слова сам, то ударение ставится на последний слог: (Им. п.) сам — (Род. п.) самого́. Например, в тексте № 2: у него самого́ — он сам.
  • если это форма слова са́мый, то ударение падает на первый слог: (Им. п.) са́мый — (Род. п.) са́мого. Например, в тексте № 1: са́мой яркой — са́мый яркий.

2. Самого — , с нашего — .

3. Слов с приставками нет.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Состав слова

Упражнение 131 — Страница 17

Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выдели корень.

Выполненное задание:

Т.о. у слов родина, родители, родственники — общий корень — род; у слов родной и родня — общий корень — родн, а у слово родник — корень родник.

Упражнение 132 — Страница 18

Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима. Подчеркните имена собственные родственников артиста.

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске, 
В переулке Веселинском.
С ним и тёлка - Трулялётка,
И дочурка - Трулялюрка, 
И сынишка - Трулялишка,
И собачка - Трулялячка.

Сравните эти слова. Обсудите, чем они похожи. Выделите и обозначьте дугой общую часть в этих словах.

Слова из стихотворения Бориса Заходера: Трулялинском, Трулялётка, Трулялюрка, Трулялишка, Трулялячка образованы от слова «тру-ля-ля», которое обозначает радость, веселье. Все эти слова являются образованными от одного корня путем добавления к ним различных суффиксов. Отметим общую в этих словах.

Упражнение 133 — Страница 18

Прочитай предложение. Выпиши родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выдели корень.

Родственные слова: голубь, голубка, голубятни. 
У всех у них общий корень - голуб.

Упражнение 134 — Страница 19

Подбери к каждому слову родственное слово и запиши его.

Слова для выбора: телёнок, слонёнок, тигрица, грачонок, коровий, слоняться.

Слон - слонёнок, тигр - тигрица,
корова - коровий, грач - грачонок.

Какие слова нельзя назвать родственными?

Слон и слоняться не являются родственными словами, 
а также корова и телёнок не являются родственными.

Упражнение 135 — страница 19

Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.

Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.

Вода - краса природы. Журчат и 
мчатся весенние воды. Тихо бьёт из родника 
чистая водичка. Красиво блестят на солнце 
водяные брызги.

А теперь выделим корень в подчеркнутых словах и поставим в них ударение:

Т.о. в словах: вода, воды, водичка и водяные — корень: вод.

Упражнение 136 — страница 19

Прочитай. Выдели предложения. Озаглавь текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы и правильно оформляя предложения на письме.

Выполненное задание:

               Холодная зима
    Стоит холодная зима. Белый пушистый 
ковёр накрыл поля и холмы. Деревья по 
ночам трещат от мороза. 
    Рыбы ушли на дно рек и озёр. Лиса 
укрылась в норе. Только голодный волк 
бродит по лесам, полям и дорогам.

Упражнение 137 — страница 20

Подберите к каждому слову родственное слово. Вставьте пропущенные буквы.

                        Игра "Кто  быстрее?"
Гладкий - гладок.
Скользкий - скользить.
Сладкий - сладок.
Хрупкий - хрупок.
Узкий - узок.
Робкий - робость.

Пропущенные буквы подчеркните. Объясните их правописание в корнях слов.

Упражнение 138 — страница 21

Прочитай. Подбери к выделенным словам однокоренные слова. Запиши пары родственных слов. Выдели корень.

Выполненное задание:

Мороз - морозец, морозилка, морозить, морозный, разморозка.
Снег - снеговик, Снегурочка.
Сад - высадка, садик, садовник.

А теперь выделим корень в однокоренных словах:

Упражнение 139 — страница 21

Выдели корень в родственных словах.

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни проверочные слова.

Травка - трава, травушка, травинка.
Дубки - дубок, дубочек.
Глазки - глазок, глазоньки.
Дорожка - дороженька.

И выделим корень в словах:

Упражнение 140 — страница 22

Прочитай народные пословицы и поговорки.

Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы.

Выполненное задание:

Рыбка мелка, да уха сладка.
Хороша кашка, да мала чашка.
Ложка дёгтя портит бочку мёду.
Зимой шубка не шутка.

P.S. Запишем проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Рыбка — рыба, сладка — сладок, чашка — чашечка, ложка — ложечка, шубка — шуба.

Упражнение 141 — страница 23

Запиши пары родственных слов. Выдели корень.

Запишем пары родственных слова:

Звезда - звёздное, ненастье - ненастный, счастье - счастливая.

Выделим корень у этих слов:

Есть ли среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками? Подчеркни буквы на месте этих звуков.

Среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками следующие: звездное, ненастный, счастливая.

IV четверть

Контрольные работы к урокам блока
«Как устроен наш язык»

Вариант I

1. Шустрая норка, озорные
лисички.

2. 1) акварель
2) аквариум
3) бутерброд

3. Издалеча – издалека
воротился – вернулся
град – город

4. Бить баклуши – бездельничать.
Например: «Все выходные я бил баклуши и забыл
выучить стихотворение».

5. Например: «Таблицу
умножения я уже знаю назубок».

Вариант II

1. Горячая кашка, вкусные лисички.

2. 1) квадрат
2) нота
3) пластилин

3. Издалека – издалеча
вернулся – воротился
город – град

4. Водить за нос – обманыватьНамотать на ус – запомнитьБить баклуши – бездельничать

5. Например: «Я зарубил себе на
носу, что нужно переходить улицу по сигналу
светофора».

Вариант II

1. Красная кашка, сладкий лук.

2. 1) баржа
2) гербарий
3) газон

3. Колча’н.

4. Плевать в потолок – бездельничатьЯзык без костей – очень болтливыйНа одно лицо – очень похожи

5. Например: «Друг долго мне
втирал очки про поездку на море».

2. Итоговая контрольная работа на
II полугодие

Вариант I

1. Рисунок, рисовать,
нарисованный.

3. Стул.

4. Маленькая машина (небольшая,
крошечная).

5. Сильный – слабый
бодрый – усталый

6. № 1, 3, 4.

Вариант II

3. Соль.

4. Умный ребенок (смышлёный,
сообразительный).

5. Глубокий – мелкий
холодный – горячий

6. Повесить нос – уныватьДуша ушла в пятки – испугатьсяЗамести следы – скрытьсяПод носом – близко

3. Велосипед.

4. Дремучий лес (частый, густой,
глухой).

5. Вежливый – грубый
забывать – помнить
горький – сладкий

6. Жить душа в душу – жить как
кошка с собакойна всех парусах – в час по чайной ложкеходить по струнке – ходить на головедержать язык за зубами – язык без костей

Контрольные работы к урокам блока
«Правописание»

Вариант I

Текст должен быть таким:

В жару

Солнышко сильно прогрело воду в речке.
Играют в ней солнечные зайчики. Лежат на воде
листья кувшинок. Под этими листьями неподвижно
стоят рыбки. Они спрятались от жары. Вот красивая
стрекоза присела на цветок ромашки. Прозрачные
крылышки блестят в лучах солнца.

Вариант I и II

· на улицах, на дачу· встреча, на дачу· возьму· вкусной

Примечание. Здесь приведен
полный список слов с изученными орфограммами,
представленными в диктанте; ученики должны
выписать только 7 слов.

1 Подробнее об этом см.:
Русский язык в начальной школе. Контрольные
работы, тексты, диктанты, изложения / Под ред.
С.В. Иванова. – М.: Вентана-Графф, 2002.

Имена собственные и нарицательные

Упражнение 119 — страница 8

Представь, что тебе подарили щенка и кошку. Как ты их назовёшь?

Я назову моего щенка Адам.
Я назову мою кошку Флешка.

С какой буквы ты напишешь их клички? Почему?

Клички животных пишутся с большой буквы, потому что это имена собственные.

Упражнение 120 — страница 9

Прочитай прибаутку.

Позовём соседей в гости:
коровку Матрёну, свинку Улиту, 
быка Мирона, боровка Микиту, 
овечку Пелагею, утку Варвару, 
барана Авдея, селезня Захара.

Из выделенных строчек выпиши сначала имена собственные, а затем нарицательные.

Имена собственные: Матрёна, Улита, Мирон, Микита, Пелагея, Варвара, 
Авдей, Захар.

Имена нарицательные: коровка, свинка, бык, боров, овечка, утка, 
баран, селезень.

Упражнение 121 — страница 9

Прочитай текст. Впиши имена собственные.

                       Мое село

    Сосновка - это моё село. Оно очень 
красивое и светлое. Село стоит на берегу 
реки Белой. По берегам реки растут высокие 
сосны.
    Около села просторные луга. На лугу 
утка Варвара с утёнком и корова
Матрёна. А вот боровок Микита да 
свинка Улита.
    А в доме кот Тимка. Он любит сметанку.
Тимка у нас лакомка.

Какие еще имена собственные есть в тексте? Подчеркни.

Запиши развёрнутые ответы на вопросы.

  • Как называется село?
  • На берегу какой реки оно стоит?
  • Кто пасётся на лугу?
  • Кто живёт в доме?
Село называется Сосновка. 
Село стоит на берегу реки Белой. 
На лугу пасется утка Варвара с утёнком и корова Матрёна.
В доме живёт кот Тимка.

Упражнение 122 — страница 11

Напиши о себе. Правильно оформи предложения на письме.

  • В каком городе (в деревне, в селе) ты живёшь?
  • На какой улице стоит твой дом?
  • Какая река протекает у вас?
    Я живу в Екатеринбурге. Мой дом стоит на улице Ленина. 
У нас протекает река Исеть.

Упражнение 123 — страница 11

Прочитай скороговорку. Вставь пропущенные буквы.

Собрала Маргаритка 
маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
маргаритки во дворе.
    (Н. Кончаловская)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: