Разделительный мягкий знак (ь)

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№59 учебника 2011-2022 (стр. 34):

№59 учебника 2023-2024 (стр. 34):

Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

     Ал(?)бом, обез(?)яна, об(?)явление, помощ(?), ме лоч(?), рел(?)с, плат(?)е, под(?)езд, об(?)ём, об(?)ясне ние, в(?)юга, лож(?), медвед(?), глуш(?).

По какому признаку можно распределить слова в четыре группы? Запишите слова группами. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Подсказка

№59 учебника 2011-2022 (стр. 34):

№59 учебника 2023-2024 (стр. 34):

Раздели слова в группы:

  • слова с разделительным ъ (ставится после приставки перед корнем, начинающийся на гласный е, ё, ю, я) 
  • слова с разделительным ь (ставится в корне или на конце корня перед гласными е, ё, ю, я, и)
  • слова с ь — показателем мягкости согласного (ставится в словах для обозначении мягкости предшествующего согласного)
  • слова с грамматическим ь на конце после шипящих у существительных женского рода

Ответ

№59 учебника 2011-2022 (стр. 34):

№59 учебника 2023-2024 (стр. 34):

Вариант ответа #1:

     В словах упражнения пропущены ь и ъ знаки.    

     Слова можно разделить на четыре группы. Группа 1 — слова с мягким знаком, который используется для обозначения мягкости согласного. Группа 2 — слова с разделительным мягким знаком. Группа 3 — слова с разделительным твёрдым знаком. Группа 4 — существительные на шипящий женского рода с мягким знаком на конце.    

     Альбом, рельс, медведь.

     Обезьяна, платье, вьюга.

     Объявление, подъезд, объём, объяснение.

     Помощь, мелочь, ложь, глушь.

Группа 1 — слова с мягким знаком, который используется для обозначения мягкости согласного: альбом, рельс, медведь. Мягкий знак указывает на мягкость согласного, если согласный звук последний в слове и если за мягким согласным следует другой согласный.

     Группа 2 — слова с разделительным мягким знаком: обезьяна, платье, вьюга. Разделительный ь пишется в корне или суффиксе после согласных пред гласными е, ё, ю, я, и.

     Группа 3 — слова с разделительным твёрдым знаком: объявление, подъезд, объём, объяснение. Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнями, которые начинаются с гласных е, ё, ю, я.

     Группа 4 — существительные на шипящий женского рода с мягким знаком на конце: помощь, мелочь, ложь, глушь. В существительных женского рода на шипящий, после шипящего пишется мягкий знак.   

Вариант ответа #2:

слова с разд. твёрдым знаком слова с разд. мягким знаком слова с мягким знаком после шипящих слова с мягким знаком — показателем мягкости

объявление

подъезд

объём

объяснение

обезьяна

платье

вьюга

помощь

мелочь

ложь

глушь

альбом

рельс

медведь

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Проверочная работа

1. Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

2.Спиши. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.
Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.

4. Прочитай.Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.
Охотник зарядил_____________________
С деревьев осыпались_________________
На верёвке сушится____________________

5. От данных слов образуй однокоренные слова, обозначающие несколько предметов.
Дерево- _________________________________
Крыло- __________________________________
Лист- ___________________________________
Воробей- _______________________________
Друг- __________________________________

6. Спиши, раздели слова для переноса.

Платье, скамья, ружьё, вьюга, братья.
Выпишите только те слова, в которых надо поставить разделительный мягкий знак.
Плат…е, земл…я, гост…я, кол…есо, ш..ёт, Кат…я, Дар…я.

7. От данного слова образуйте новое с разделительным мягким знаком

Семь – семья
Шить –______________
Бить-________________
Гроздь –_____________
Гость –______________
Пить -_______________

8. Найдите и исправьте ошибки.

Коньки, палто, семья , осень, писмо, листя, ручи, шёт, лётся, заячя.

9. Из слов каждой строчки составьте предложение и запишите. Озаглавьте получившийся текст.

Пушистый, накрыл, деревья, снег. ………………………………………………………………………
Снегу, много, следов, видно, на………………………………………………………………………..
Ночью, вот, проскакал, хорек. …………………………………………………………………………
Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге. …………………………………………………………………..
Полянке, оставлены, на, следы, заячьи. ……………………………………………………………

Закончите  сами строчки.

Мы едем в дальние края.
Прощайте, верные _________
Громко у резных ворот

Резвый конь копытом_________
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы ___________

Сейчас я пуговку свою
Сам крепко-накрепко ___________

К дню рожденья Кате
Мама сшила ___________

Съел сластёна в воскресенье
Всё вишневое ____________

10 Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.

а) прочитай слова, обведи ь кружочками;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)

11. Прочитайте пословицы. Вставьте в пропуски мягкий знак, если это необходимо. Определите, какой мягкий знак вы вставили. Отметьте пословицы, в словах которых вставили только разделительный мягкий знак.

Учен__е — свет, а неучен__е — т__ма.
Курит__ — здоров__ю вредит__.
Книга в счаст__е украшает, а в несчаст__е утешает.
Февраль силен метел__ю, а март — капел__ю.

Подсказка: Вспомни, в каких случаях в словах русского языка пишется разделительный мягкий знак, а в каких – мягкий знак –показатель мягкости.

12. Записать слова во множественном числе.

Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;
лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.

13. Записать полные имена людей.
Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.

14 .В какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:

а) пень, соловьи, метель, морковь;
б) угольки, зверь, коньки, фасоль;
в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.

15.  В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:

а) деньки, крыльцо, брать, мельник;
б)воробьи, песня, здесь, ночью;
в) друзья, ручьи, лисья, варенье.

16. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.
Наташа — … , Даша — … , Таня — … , Луша — … , Илюша — … , Уля — … .

17. Поставьте слова во множественное число.

Друг — … , брат — … , звено — … .
Дерево — … , сук — … , перо — … .
Лист — … , колос — … , прут — … .

18. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.

рога оленя — …
шкурка белки — …
лапа зайца — …
берлога медведя — …

19. Составь и запиши пословицу из данных слов.
Без, учен…я, умен…я, нет.

20. Подбери к данным словам противоположные по значению.
Работа – безделье, болезнь — … , скука — … , враги — … , вред — … .

21. Подбери к данным словам близкие по значению.
Приятели – друзья, метель — …, дом — … , горе — … , вьюга — … .

Имена собственные и нарицательные

Упражнение 119 — страница 8

Представь, что тебе подарили щенка и кошку. Как ты их назовёшь?

Я назову моего щенка Адам.
Я назову мою кошку Флешка.

С какой буквы ты напишешь их клички? Почему?

Клички животных пишутся с большой буквы, потому что это имена собственные.

Упражнение 120 — страница 9

Прочитай прибаутку.

Позовём соседей в гости:
коровку Матрёну, свинку Улиту, 
быка Мирона, боровка Микиту, 
овечку Пелагею, утку Варвару, 
барана Авдея, селезня Захара.

Из выделенных строчек выпиши сначала имена собственные, а затем нарицательные.

Имена собственные: Матрёна, Улита, Мирон, Микита, Пелагея, Варвара, 
Авдей, Захар.

Имена нарицательные: коровка, свинка, бык, боров, овечка, утка, 
баран, селезень.

Упражнение 121 — страница 9

Прочитай текст. Впиши имена собственные.

                       Мое село

    Сосновка - это моё село. Оно очень 
красивое и светлое. Село стоит на берегу 
реки Белой. По берегам реки растут высокие 
сосны.
    Около села просторные луга. На лугу 
утка Варвара с утёнком и корова
Матрёна. А вот боровок Микита да 
свинка Улита.
    А в доме кот Тимка. Он любит сметанку.
Тимка у нас лакомка.

Какие еще имена собственные есть в тексте? Подчеркни.

Запиши развёрнутые ответы на вопросы.

  • Как называется село?
  • На берегу какой реки оно стоит?
  • Кто пасётся на лугу?
  • Кто живёт в доме?
Село называется Сосновка. 
Село стоит на берегу реки Белой. 
На лугу пасется утка Варвара с утёнком и корова Матрёна.
В доме живёт кот Тимка.

Упражнение 122 — страница 11

Напиши о себе. Правильно оформи предложения на письме.

  • В каком городе (в деревне, в селе) ты живёшь?
  • На какой улице стоит твой дом?
  • Какая река протекает у вас?
    Я живу в Екатеринбурге. Мой дом стоит на улице Ленина. 
У нас протекает река Исеть.

Упражнение 123 — страница 11

Прочитай скороговорку. Вставь пропущенные буквы.

Собрала Маргаритка 
маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
маргаритки во дворе.
    (Н. Кончаловская)

Рабочая тетрадь — Русский язык 2 класс Часть I, II — В. П. Канакина 2012

Часть 2Звуки и буквыРазделительный мягкий знак (Ь)

38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.

• Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Ответ:

Сыновья, воробьи, письмо, вьюга, ружьё, тюлень.

39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.

• Подчеркните в словах разделительный мягкий знак и буквы, перед которыми он пишется.

Ответ:

Перья, крылья, хлопья, скамья, прутья, друзья, копьё, колья, братья, бельё, жильё, семья.

40. Прочитайте. Помогите коту и собачке собрать «свои» слова.

• Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Ответ:

Конь-ки, льди-на, паль-цы, пель-ме-ни, больше, паль-то.

Му-ра-вьи, сча-стье, пе-ченье, сви-нья, дру-зья, обезь-яна.

41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

1. Целый ден_ сегодня ш_ю. Я одела всю сем_ю.

2. Вызывает удивлен_е прилежание тюлен_е: целый ден_ лежит тюлен_, и лежать ему не лен_.

3. Лягушач_я песенка л_ётся из пруда. Лягушонка слушают лист_я и трава.

• Подчеркните одной чертой мягкий знак — показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.

Ответ:

1. Целый день сегодня шью. Я одела всю семью.

2. Вызывает удивленье прилежание тюленье: целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.

3. Лягушачья песенка льётся из пруда. Лягушонка слушают листья и трава.

42. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Сабля бьётся на боку́,

Щит есть и копьё.

Всаднику такому

Славное житьё!

— Дайте нам доро́гу!

Берегись! — кричу. —

Я быстрее птицы

На коне скачу.

Д. Минаев

• Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.

• Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

Ответ:

Грозный всадник

43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.

Ли_ следы. Оле_ рога. Малиновое варе_. Овсяное пече_ . Коро_ молоко. Воро_ гнездо. Смешная обе_на.

• Обозначьте в словах ударение.

Ответ:

Лисьи следы. Оленьи рога. Малиновое варенье. Овсяное печенье. Коровье молоко. Воронье гнездо. Смешная обезьяна.

44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.

Мур_в_ишка занемог —

И б_дняжка сразу слёг.

Жук пришёл его проведать: —

Друг, пора бы пообедать!

М_л_чко парное пей!

Выздоравливай ск_рей!

В. Нестеренко

• Озаглавьте стихотворение.

Ответ:

Заболел

Муравьишка занемог —

И бедняжка сразу слёг.

Жук пришёл его проведать:

— Друг, пора бы пообедать!

Молочко парное пей!

Выздоравливай скорей!

45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Брат_я, улы_ка, х_дить, скв_рец, м_рко_ь, п_са́ть, з_лёный, друз_я, л_гушка.

• Обсудите, в какие группы по правилам письма можно объединить данные слова.

Ответ:

Братья, друзья.

Улыбка, морковь.

Ходить, скворец, писать, зелёный, лягушка.

46. Прочитайте. Закончите звукобуквенный разбор слова гриб.

Гриб — 1 слог.

Ответ:

Гриб — 1 слог.

г — согласный, твёрдый парный, звонкий парный;

р — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный;

и — гласный, ударный;

б — согласный, твёрдый парный, глухой парный.

ПредыдущаяСледующая

Разделительный мягкий знак (ь)

Упражнение 38, с. 19

38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.

сыно сыновья      га вьюга
воро воробьи       ру ружьё
пи письмо             тю тюлень

Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Упражнение 39, с. 19

39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.

Перья, жильё, братья, ручьи, бельё, крылья, стулья, копьё, друзья, скамья, колья, комья, семья, копья, хлопья, прутья.

Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.

Упражнение 40, с. 20

40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать «свои» слова.

 → коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто

 → муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье

Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
Мура-вьи, дру-зья, обе-зья-на, сви-нья, пе-че-нье, счас-тье.

Упражнение 41, с. 20

41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

1. Целый день сегодня шью. Я одела всю семью.
2. Вызывает удивленье прилежание тюленье: целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.
3. Лягушачья песенка льётся из пруда. Лягушонка слушают листья и трава.

Подчеркните одной чертой мягкий знак — показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.

Упражнение 42, с. 21

42. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Храбрый всадник

Сабля бьётся на боку,
Щит есть и копьё.
Всаднику такому
Славное житьё!
— Дайте нам дорогу!Берегись! — кричу. —
Я быстрее птицы
На коне скачу.

Д. Минаев

  • Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
  • Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

Разделительный мягкий знак: бьётся, копьё, житьё.
Безударный гласный в корне: (на) бокý (бок), копьё (кóпья), береги́сь (бéрежно, берéчься), кричý (крик), (на) коне (конь), скачý (скáчет).
Дорогу (сочетание -оро-)Житьё (жи-ши пиши с и).

Упражнение 43, с. 21

43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.

Ли́сьи следы́. Олéньи рогá. Мали́новое варéнье. Овсянóе печéнье. Корóвье молокó. Ворóнье гнездó. Смешнáя обезья́на.

Обозначьте в словах ударение.

Упражнение 44, с. 22

44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.

Дружба

Муравьишка занемог —
И бедняжка сразу слёг.
Жук пришёл его проведать:
— Друг, пора бы пообедать!
Молочко парное пей!
Выздоравливай скорей!

В. Нестеренко

Озаглавьте стихотворение.

Упражнение 45, с. 22

45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Братья, улыбка, ходить, скворец, морковь, писать, зелёный, друзья, лягушка.
1. Разделительный мягкий знак: братья, друзья.
2. Звонкие и глухие согласные в корне слова: улыбка, морковь.
3. Проверяемый безударный гласный в корне слова: ходить, скворец, писать, зелёный.
4. Непроверяемый безударный гласный в корне слова: морковь, лягушка.

Обсудите, в какие группы по правилам письма можно объединить данные слова.

Упражнение 46, с. 22

46. Прочитайте. Закончите звуко-буквенный разбор слова гриб.

Гриб — 1 слог.

г — согл., твёрд. парн., звонк. парн.
р — согл., мягк. парн., звонк. непарн
и — гласн., ударн.
б — согл., твёрд. парн., глух. парн.

Положительные характеристики ГДЗ по русскому языку за 2 класс рабочая тетрадь Климанова

На страницы дополнительного пособия могут заглядывать не только учащиеся начального звена, но и другие пользователи. Ведь в этом справочнике действительно собрано очень много важных и полезных сведений. И каждому они помогут достичь поставленных целей. Решебник несёт в себе исключительно верные ответы и подробно расписанные решения на все задания из дидактического материала. Благодаря этому он поможет второклассникам досконально разобрать непонятные моменты из содержания учебно-методического комплекта и научит самостоятельно решать сложные упражнения из рабочей тетради. Познакомимся с прочими достоинствами пособия ГДЗ:

  1. Онлайн-размещение в интернете.
  2. Мобильная версия сайта для просмотра со смартфона или планшета.
  3. Поможет быстро наверстать упущенный материал.
  4. Позволит обрести уверенность в себе при написании важных контрольных работ.

К тому же, если ученик будет активно применять решебник в подготовке к занятиям, то сможет существенно упростить образовательный процесс по русскому языку и сделать его интересней на каждом этапе – от урока в школе до выполнения домашнего задания. Электронный ресурс могут использовать не только малыши, их родители и учителя. Справочник с выполненными из учебника заданиями станет прекрасным помощником и для студентов педагогических вузов

Благодаря ему им удастся вспомнить все то, что они когда-то сами проходили, а также сформировать ценные умения, которые обязательно пригодятся при освоении столь важной и непростой дисциплины

ГДЗ к РТ Канакиной — чем помогут?

Школьникам приходится работать не только по учебникам. Им еще дают задания из печатной рабочей тетради и других пособий, которые преподаватель посчитает нужным приобрести. Таким образом, нагрузки, которые испытывают ребята, порой оказываются весьма велики. Если ученик недопонял материал, то он может несколько часов провести над упражнениями, в попытке их выполнить. Это не только не дает детям полноценно отдохнуть, но и может отбить желание учиться. С решебником по русскому языку 2 класс к рабочей тетради Канакиной В. П. (Просвещение) подобная проблема просто перестанет существовать.

Используя справочник, учащиеся смогут:

  1. за считанные минуты выполнить домашние задания;
  2. понять, почему у них возникают ошибки;
  3. дополнительно тренироваться в рамках подготовки к контрольным;
  4. стать самостоятельнее, обходиться без помощи родителей.

Решебник давно перестал быть чем-то необычным. Его повсеместно используют не только второклассники, но и сами учителя, что между прочим указывает на полную надежность данного издания. Авторы доступным образом расписали весь текущий курс, что позволит ученикам с любым уровнем восприятия хорошо освоить мельчайшие детали каждого параграфа.

Русский язык, 1 класс, Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., 2015

Русский язык, 1 класс, Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., 2015.

В пособии представлены комментарии к урокам учебника «Русский язык. 1 класс» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова). Комментарии содержат краткое описание целей, задач и форм проведения заданий и упражнений, лингвистические и методические пояснения к сложным вопросам и проблемным ситуациям; различные варианты проведения одного и того же упражнения (задания) с учётом уровня подготовленности учеников (индивидуальная и дифференцированная работа). Пособие адресовано учителям начальной школы, работающим по системе учебников «Начальная школа XXI века».

Примеры.Задачи урока: познакомить с учебником «Русский язык» и условными обозначениями в учебнике; актуализировать известные ученикам ситуации устного и письменного общения (знакомство и поздравительная открытка); познакомить с основной функцией языка — функцией общения (коммуникативная функция); повторить звуковой анализ слова на примере построения звуковой модели слова; учить использовать памятку порядка действий при списывании.

От авторовКомментарии к урокамУрок 1Урок 2Урок 8Урок 4Урок 5Урок 6Урок 7Урок 8Урок 9Урок 10Урок 11Урок 12Урок 18Урок 14Урок 15Урок 16Урок 17Урок 18Урок 19Урок 20Урок 21Урок 22Урок 28Урок 24Урок 25Урок 26Урок 27Урок 28Урок 29Урок 30Урок 31Урок 32Урок 33Урок 34Урок 35Урок 36Урок 37Урок 38Урок 39Урок 40Урок 41Урок 42Урок 43Урок 44Урок 45Урок 46Урок 47Урок 48Урок 49Урок 50Урок 51Урок 52Урок 53Урок 54ПриложениеПрограмма по русскому языку для 1 классаПланируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1 классеПоурочное планированиеПеречень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: