Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу |  развивайка

Проверочная работа по теме «Слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Организация: МБОУ «Гимназия №184»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

ФИ_______________________________________________________________

Проверочная работа по теме: СЛОВА С ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН

1 вариант

1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Ч__йкин ч_й из ч_шки пил,

Щ__кин щ__к в реке ловил,

Миш__н с мишкою играл,

Ч__лкин ч__шку рисовал.

ЩУ и ЧУ, ЖИ и ШИ –

Только правильно пиш__!

2. Из предложений выпишите слова с сочетаниями жи, ши.

В лесу расцвели душистые ландыши. На даче жили ужи.

________________________________________________________________________________

3. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Пищ __, овч __рка, перч __тки, угощ __ть, рощ __, свеч __, туч __, ч __йка, скуч __ть, ч __й, стуч__ть.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 . Отгадайте загадку. Напишите отгадку. Вставьте пропущенные буквы.

Я пыхч __, пыхч __, пыхч __,

Больше греться не хоч __.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте ч __й, вода вскипела!»

_________________________

6. Дополни правило:

1) ж…, ш… пиши с буквой …..

3) ч…, щ… пиши с буквой ……
2) ч…, щ… пиши с буквой ……

7. Выбери слова, в которых допущены ошибки в сочетаниях с шипящей и исправь их:

1) зажыгалка-_____________

2) чайник-________________

3) чюлок -________________

4) животное-________________

5) перчятка-________________

6) точька________________

7) жызнь_____________

8) печьной______________

ФИ___________________________________________________________

Проверочная работа по теме: СЛОВА С ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН

2 вариант

1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Знаешь ты наверняка,

Где ЧН, а где ЧК:

Ре___а, но__а, стро__а, то___а,

Ко__а, коро___а и по__а,

Сро___ый, гре__евый, му___ой,

То__ый, встре___ый и ре___ой.

Никогда в таких словах

НЕ пишите мягкий знак!

2. Из предложений выпишите слова с сочетаниями жи, ши.

У берега качались камыши. Над водой летали чайки и стрижи.

________________________________________________________________________________

3. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Туч_ , пруж_ на, щ__ ка, ж__знь, ч_йник, уж_н, кувш_ н, щ_вель, дач_, беж_т, нач_ло.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Дети пошли в рощ_. Они зашли в глухую чащ_ . Шура стал крич_ть. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 . Отгадайте загадку. Напишите отгадку. Вставьте пропущенные буквы.

Я пыхч __, пыхч __, пыхч __,

Больше греться не хоч __.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте ч __й, вода вскипела!»

_________________________

6. Дополни правило:

1) ж…, ш… пиши с буквой …..

3) ч…, щ… пиши с буквой ……
2) ч…, щ… пиши с буквой ……

7. Выбери слова, в которых допущены ошибки в сочетаниях с шипящей и исправь их:

1) щявель-_________________

2) гнёздышко-_______________

3) шына-____________________

4) ёлочька-__________________

5) дочька________________

6) ночьной___________

7) машинка_________

8) гречька____________

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,2 КБ

Опубликовано: 15.01.2024

Физкультминутка

Во время занятий с детьми не стоит забывать о важности физических упражнений – физкультминутках. Сами по себе они снимают утомление мышц нервной системы, улучшают кровообращение, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции

А если сочетать их с упражнениями умственными, можно дополнительно повысить интерес к занятиям и упростить запоминание изучаемого материала. Предложите своему ребёнку выполнить несколько несложных упражнений, приговаривая весёлый стишок. По нашей сегодняшней теме можно предложить к физкультминутке, например, такой:

Ча-ча-ча,

Мы сидели молча. (Встали, походили на месте)                             

Чу-чу-чу,

Снова прыгать я хочу. (Попрыгали)                             

Жи-жи-жи,

На плечи руки положи. (Круговые вращения руками)

Щу-щу-щу,

Руки вниз я опущу. (Наклоняемся, тянемся рукам к полу)

Ща-ща-ща,

Приседаем, не пища. (Приседаем)

Ши-ши-ши,

Посидим теперь в тиши. (Снова садимся на место)    

А ещё закрепить свои знания, довести их до автоматизма можно, занимаясь на образовательной платформе iSmart. С ней изучение русского языка станет интересной, увлекательной игрой, облегчит прохождение школьной программы и поможет в обучении. Онлайн-платформа iSmart содержит 300 000 заданий на отработку 12 000 навыков, в среднем на изучение одной темы предлагается 56 ярких, красочных, увлекательных и неповторяющихся интерактивных заданий. 

Вот так выглядят на платформе iSmart задания на закрепление темы «Написание буквосочетаний с ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ»: 


Ваш ребенок сможет освоить эту тему, выполняя упражнения на образовательной платформе iSmart.org

Что мы узнали

Подведём итоги. Сегодня мы узнали, что в русском языке существуют исторические правила, которые не объясняют написание слов, а требуют лишь запоминания и неукоснительного выполнения. К таким правилам относится написание буквосочетаний ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ

Важно быть внимательными и находить эти сочетания в словах, чтобы не делать в них ошибок. А чтобы ребёнку учёба не показалась скучной и сложной, можно предложить ему закрепить эту или любую другую тему из школьной программы в игровой форме вместе с образовательной онлайн-платформой iSmart

Платформа создана профессионалами в соответствии с требованиями ФГОС, обучение на ней максимально эффективно. Это лучший способ совершенствовать свои знания по всем предметам школьной программы, подготовиться к ВПР, контрольным и проверочным работам, а также возможность изучить дополнительные предметы, не вошедшие в школьную программу. 

Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься прямо сейчас!

Как закрепить правила на практике

Знать правила, безусловно, очень важно. Но ещё важнее правильно применять их на практике

Для закрепления и лучшего усвоения материала предложите своему ребёнку выполнить упражнения:

  1. Соедините подходящие по смыслу слова и найдите в них сочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ: 

Проверка: дремучая роща, чудесная чайка, вытащу щуку, чайная чашка, березовая роща.

  1. Расшифруйте предложения, вставляя пропущенные буквы:

Ч…совщик, прищурив глаз,

Чинит ч…сики для нас.

Проверка:

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

А вот ещё:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» – так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю. 

Проверка:

«С добрым утром!» я кричу

Кузнецу, ткачу, врачу.

«Добрый вечер!» – так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

  1. Соберите из разбросанных слов предложение:

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ 

Проверка: 

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу. 

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Ч…й, ч…йник, ч…шка, ч…ща, рощ…, щ…вель, выруч…й, гущ…, ч…сто, ч…с, ч…сы, ч…совой, ч…йка, туч…, ч…гун, хоч…, ч…сть, ч…б, ч…до, уч…, щ…ка, щ…плый.

Проверка:

Чай, чайник, чашка, чаща, роща, щавель, выручай, гуща, часто, час, часы, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, учу, щука, щуплый.

  1. Ещё для закрепления материала можно разгадать вместе с ребёнком кроссворд:

Проверка:

Час, чаща, чайка, чайник, часовой.

Немного о фонетике

Написание слов с ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ тесно связано с фонетикой, то есть со звуками речи. Этот раздел языка не очень любят и дети, и их родители, которые вынуждены учиться вместе с ребёнком. Не все понимают, к чему этот «фонетический разбор слов» и что он даёт

И всё-таки это важно знать. В русском языке все буквы делятся на гласные и согласные

Согласные, в свою очередь, бывают твёрдыми и мягкими, которыми они становятся за счёт гласных букв «е», «ё», «я», «ю», «и», а также мягкого знака.

Для примера рассмотрим слова «матч» и «мяч». В первом слове слышится твёрдый звук , а в другом он уже стал мягким благодаря гласной букве «я», которая изменила его произношение. Но есть в алфавите и такие согласные буквы, звуки которых всегда твёрдые. Это , , . Никакая гласная буква не в состоянии смягчить их, они всегда произносятся одинаково твёрдо.

шар 

жук

цапля

И есть согласные, звуки которых, напротив, всегда мягкие. Это , , . Они никак не смогут стать твёрже, какая бы гласная после них ни стояла.

часовой 

дача 

роща

йогурт 

Остановимся на мягких Ч и Щ. Что мы знаем о звуках и ? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ. Произнесём вместе с ребёнком оба эти звука. Язык и губы работают почти одинаково, мягкость звуков очень хорошо ощущается, произнести их твёрдо не получится никак. Поэтому и на письме нам хочется дополнительно подчеркнуть эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но, оказывается, показывать мягкость этих согласных звуков на письме нет необходимости, так как исторически звуки и мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык. Они и так уже мягкие, следовательно, дополнительно смягчать их с помощью гласных букв Я и Ю нет необходимости. Так появилось правило, и его нужно запомнить.

Учимся писать правильно сочетания букв ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

С начальных классов школы на уроках русского языка детей обучают основам безошибочного написания слов – орфографии. Как только первоклассники начинают читать и писать большую часть букв алфавита, они знакомятся с первыми правилами русского языка. Давайте узнаем, как объяснить ребёнку одно из самых первых и важных правил – правило написания буквосочетаний ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ. 

Несмотря на то, что в этом правиле нет исключений, дети всё равно довольно часто допускают ошибки в написании слов с этими сочетаниями

Для того чтобы этого не происходило, важно не только хорошо запомнить правописание ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ, дав школьнику интересные объяснения, но и отработать его на практике так, чтобы довести до автоматизма написание слов с этими буквосочетаниями. . У каждого из нас, взрослых, наверняка прочно сидят в голове строчки: «ЖИ-ШИ пиши с буквой И», «ЧА-ЩА пиши с буквой А», «ЧУ-ЩУ пиши с буквой У», не так ли? Почему же наши дети, даже хорошо зная эти правила, не всегда применяют их на письме? Как сделать так, чтобы они писали грамотно? Давайте разбираться. 

У каждого из нас, взрослых, наверняка прочно сидят в голове строчки: «ЖИ-ШИ пиши с буквой И», «ЧА-ЩА пиши с буквой А», «ЧУ-ЩУ пиши с буквой У», не так ли? Почему же наши дети, даже хорошо зная эти правила, не всегда применяют их на письме? Как сделать так, чтобы они писали грамотно? Давайте разбираться. 

Ответы к стр. 7 — 9

Упражнение 10, с. 7

10. Заполните «домики» словами с данными буквосочетаниями.

и
пружина
а
задача
у
кольчуга
джип
душица
ежиха
машина
удача
пища
роща
чаща
лачуга
прищур
грущу
впущу

Упражнение 11, с. 7

11. Прочитайте.

1. Не живут ужи, где живут ежи. 2. У шиповника  колючие шипы, но душистые. 3. В лесу в тени цветут ландыши, на лугу — мышиный горошек, в виде — кувшинки. 4. У зайчихи — зайчата, у крольчихи — крольчата, а щуки — щурята.

Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.

Живут, ужи, ежи, (у) шиповника, шипы, душистые, ландыши, мышиный, кувшинки — жи-ши пиши с и.
Зайчата, крольчата — ча-ща пиши с а.
Щуки, щурята — чу-щу пиши с у.
Колю́чие (кóлкий), (в) лесý (лес), (в) тени́ (тень), цветýт (цвет), (в) водé (вóды), крольчи́хи, крольчáта (крóлик).

Найдите среди предложений скороговорку. Выучите её.

Не живут ужи, где живут ежи.

Упражнение 12, с. 8

12. Составьте из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запишите.

Щавель, чаща, роща, встреча, шина, смешинка, снежинка, живёт, мыши, щука, грущу, тужить, машина, туча, лыжи, дача, чайка, чай, шить, жить, стучу.

Упражнение 13, с. 8

13. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Кочан капусты, шины у машины, жители деревни, чуткий товарищ, кувшин молока, широкое шоссе, цветные карандаши, площадка для ребят, вершина берёзы, чудесная картина, душистая малина, чайная посуда.

  • Проверьте по словарю написание словарных слов.
  • Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

С левого берега реки открывалась чудесная картина.

Упражнение 14, с. 9

14. Прочитайте скороговорку. Какие слова перепутали свои места? Напишите скороговорку правильно. Чем чашка чище, тем чаще чищу.

Чем чаще чищу, тем чашка чище.

Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Упражнение 15, с. 9

15. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

В гостях у щуки

Навещала щука щуку
В середине суток.Угощала щука щуку
Щавéлевым супом.

А. Фёдорова

  • Озаглавьте текст.
  • Подчеркните в предложениях главные члены.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Ча-ща — пишу с а (навещала, угощала), чу-щу — пишу с у (щука, щуку), (в) середине — серёдка.Кто? щука (подлежащее) что делала? навещала (сказуемое).Кто? щука (подлежащее) что делала? угощала (сказуемое).

Упражнение 16, с.9

16. Прочитайте. Вставьте в звуковые «домики» пропущенные звуки.

, — твёрдые непарные шипящие согласные звуки.
, — мягкие непарные шипящие звуки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: