Проверочные работы по русскому языку 3 класс 2 четверть

Контрольная работа по русскому языку 3 класс 2 четверть – наумёнок

Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 1 — О. Н. Крылова 2016

Однокоренные слова

Вариант 1

Задание 1. Восстанови высказывание.

Слова, которые имеют одинаковый корень с одинаковым значением, называются … словами.

Ответ:

Слова, которые имеют одинаковый корень с одинаковым значением, называются однокоренными словами.

Задание 2. Прочитай. Выпиши пару однокоренных слов.

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку — вот напасть —

Осы вздумали напасть!

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

    (Я. Козловский)

Ответ:

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку — вот напасть —

Осы (ос — корень) вздумали напасть!

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной (ос — корень).

Задание 3. Продолжи ряд однокоренных слов.

• рыбка, рыбак, …

• колдун, колдовской, …

Ответ:

• рыбка, рыбак, рыба, рыбачить, рыбачий.

• колдун, колдовской, колдовать, колдунья.

Задание 4. Спиши текст, раскрывая скобки. Обозначь корень в однокоренных словах.

Время может всё, что оно хочет. Оно может х(а, о)дить, б(е, и)жать, ст(а, о)ять на одном месте и идти назад, прол(е, и)тать и даже л(е, и)чить. Вр(е, и)менной промежуток может быть и большим, и маленьким. Вот какое оно уд(е, и)вительное это времечко!

(По М. Сизовой)

Ответ:

Время (врем — корень) может всё, что оно хочет. Оно может ходить, бежать, стоять на одном месте и идти назад, пролетать и даже лечить. Временной (врем — корень) промежуток может быть и большим, и маленьким. Вот какое оно удивительное это времечко (врем — корень)!

Задание 5. Подчеркни «лишнее» слово в каждой строке. Обозначь корень в однокоренных словах.

• рога, рожица, рожки

• кузнец, кузнечик, кузница

• лев, левый, левша

Ответ:

• рога, рожица, рожки

• кузнец, кузнечик, кузница

• лев, левый, левша

Задание 6. Выпиши однокоренные слова по группам. Обозначь корни.

Речка, вода, заречный, наводнение, река, водичка, реченька, водянистый, речушка, подводный, речной, водный, безводный.

Ответ:

Речка, заречный, река, реченька, речушка, речной. (реч — корень)

Вода, наводнение, водичка, водянистый, подводный, водный, безводный (вод — корень).

Вариант 2

Задание 1. Восстанови высказывание.

Однокоренные слова — это такие слова, которые имеют … с одинаковым значением.

Ответ:

Однокоренные слова — это такие слова, которые имеют одинаковый корень с одинаковым значением.

Задание 2. Прочитай. Выпиши пару однокоренных слов.

Совята у совушки —

Умные головушки.

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

    (Э. Котляр)

Ответ:

Совята — совушки — совушкин (сов — корень)

Задание 3. Продолжи ряд однокоренных слов.

• старик, старый, …

• царь, царевич, …

Ответ:

• старик, старый, старец, старина, старинный, стареть.

• царь, царевич, царство, царственный, царица, царствовать.

Задание 4. Спиши текст, раскрывая скобки. Обозначь корень в однокоренных словах.

Музей к(а, о)смонавтики — это самый м(а, о)лодой музей. В музее есть собачьи д(а, о)ма, в которых л(е, и)тали четвероногие к(а, о)смонавты. Здесь в(е, и)сят портреты всех к(а, о)смонавтов. Есть и б(а, о)ртовой журнал. Много интересного можно узнать о космосе в этом музее.

(По Р. Кошурниковой)

Ответ:

Музей космонавтики (косм — корень) — это самый молодой музей. В музее есть собачьи дома, в которых летали четвероногие космонавты (косм — корень). Здесь висят портреты всех космонавтов (косм — корень). Есть и бортовой журнал. Много интересного можно узнать о космосе (косм — корень) в этом музее.

Задание 5. Подчеркни «лишнее» слово в каждой строке. Обозначь корень в однокоренных словах.

• король, корона, королева

• чёрт, чертёнок, чертить

• киска, кисточка, кисть

Ответ:

• король, корона, королева

• чёрт, чертёнок, чертить

• киска, кисточка, кисть

Задание 6. Выпиши однокоренные слова по группам. Обозначь корни.

Тихоня, ночной, утихать, ночка, переночевать, затишье, ночёвка, ночь, тишь, ноченька, ночевать, заночевал, тишина.

Ответ:

Тихоня (тих — корень), утихать (тих — корень), затишье (тишь — корень), тишь (тишь — корень), тишина (тиш — корень).

Ночной (ноч — корень), ночка (ноч — корень), переночевать (ноч — корень), ночёвка (ноч — корень), ночь (ночь — корень), ноченька (ноч — корень), ночевать (ноч — корень), заночевал (ноч — корень).

ПредыдущаяСледующая

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

1. Прочитай. Вставь в пословицы пропущенные слова, выбрав из слов для справок. Подчеркни орфограммы на правило обозначения буквами непроизносимых согласных звуков.

1) Сердце матери лучше солнца греет.
2) Неизвестный друг нехорош для услуг.
3) Рукам работа — душе праздник.
4) Поздно встанешь — мало сделаешь.
5) Завистливый по чужому счастью сохнет.

2∗. Прочитай. Выпиши слова в две группы: в первую — слова с непроизносимым согласным звуком, во вторую — слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Подбери к каждому из слов проверочное.

Искусный мастер, горные пастбища, взять под уздцы, счастливые дети, чудесный вечер, лепестки розы, прекрасный день, лучи солнца, известный поэт, опасный путь.

1) Пастбище (пасти), уздцы (узда), счастливые (счастье), лепестки (лепесток), солнце (солнышко), известный (известие).

2) Искусный (искусен), чудесный (чудеса), прекрасный (прекрасен), опасный (опасен).

3∗. Прочитай. Найди ошибку. Запиши предложение правильно.

Прелестные розы украсили наш прекрасный (прекрасный) сад.

4∗. Прочитай. Отметь √ слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Запиши слова, заменяя звукосочетания буквами.

чувство         √ небесный       здравствуй
сердце          звёздный          √ интересный
√ вкусный     лестница          праздник

5. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Соедини линиями имена прилагательные-синонимы.

печальный → грустный (взгляд)
отличный → прекрасный (подарок)
здешний → местный (житель)
огромный → гигантский (завод)

6. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Вставь пропущенные буквы.

тростник, окрестность, солнце, честность

здравствуй, чувство, чувствовать, участвовать

√ звёздный, сердце, поздний, праздник

7∗. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркни в каждом ряду лишнее слово.

Шёрстка, лошадка, лестница, праздник.

Помидор, тростник, картофель, горох.

Опасный, интересный, доблестный, чудесный.

Коллекция, коллектив, поездка, аккуратный.

8∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Составь из слов каждой строчки предложения. Запиши. Подбери заглавие к составленному тексту.

1) Стоят, ненастные, деньки, осенние.
2) Тучи, солнце, закрывают, тяжёлые.
3) С, моросит, дождь, утра, позднего, до вечера, мелкий.
4) Деревьев, с, ветер, срывает, листья, яростно.
5) Стало, в, грустно, лесу.

Осень

Стоят осенние ненастные деньки. Тяжёлые тучи закрывают солнце. С утра до позднего вечера моросит мелкий дождь. Ветер яростно срывает листья с деревьев.

9∗. Прочитай. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой? Запиши имена прилагательные.

место — местный              грусть — грустныйсердце — сердечный        интерес — интересныйсчастье — счастливый      известие — известныйвкус — вкусный                область — областной

• Обозначь в словах корень. Подчеркни в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.

10∗. Прочитай. Подбери и запиши заглавие к тексту. Подчеркни в словах орфограммы в корне на изученные правила письма.

Утреннее солнце

Выглянуло утреннее солнце. Оно осветило лесную окрестность. Кругом мягкая зелёная травка. В блёстках утренней росы сверкали огоньки. Радостно звучали птичьи голоса. В тростнике урчали лягушки. Вылез уж погреться на солнышке.

• Подчеркни в любом предложении грамматическую основу.• Выпиши из текста по 4 слова с орфограммами в корне: на первой строке — слова с безударным гласным в корне, на второй — слова с парным согласным в корне, на третьей — слова с непроизносимым согласным в корне.

1) Выглянуло, осветило, зелёная, сверкали.

2) Мягкая, травка, вылез, уж.

3) Солнце, окрестность, радостно, тростнике.

• Подчеркни в записанных словах орфограммы.

11∗. Прочитай. Составь и запиши небольшой текст на тему, заключённую в данных строках.

На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды.

(Г. Граубин)

Осторожные лучи зимнего солнца робко коснулись земли. Лёгкое дуновение ветерка закружило в вальсе тихие снежинки. Словно сверкающие звёздочки, они падали с неба. Приземляясь на нетронутую белизну пушистого снега, хрустальные снежинки ложились блёстками слюды.

← Предыдущее
Следующее →

Ответы к страницам 20, 21, 22 и 23

Слово и слог. Звуки и буквы

1. Прочитай. Раздели слова вертикальной чертой (|) на слоги. Подчеркни слово, которое нельзя перенести по слогам с одной строки на другую. В ма | е бы | ла чу | де | сна | я по | го | да.

2*. Прочитай. Распредели слова по количеству в них звуков и букв. Запиши каждую группу слов. Ёрш, льдина, баян, вьюга, олень, чай, ель.

Звуков больше, чем букв: ёрш, баян . Звуков меньше, чем букв: льдина, олень . Одинаковое количество звуков и букв: вьюга, чай, ель .

3*. Прочитай. Найди в предложениях слова, которые начинаются с гласного звука. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки. Самые большие реки в России — э то О бь, А мур, Лена, Е нисей, И ртыш, Волга, У рал.

• Запиши названия рек в алфавитном порядке. Амур, Волга, Енисей, Иртыш, Лена, Обь, Урал.

4*. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Л е сная ст о рожка, ст а льное к о лечко, м о рская в о да, гн е здо стр и жа, н о ра кр о та, пч е линый мёд.

• Выпиши любое слово с данной орфограммой, а перед ним в скобках напиши проверочное слово. (сталь) стальное

5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни непроверяемые орфограммы в корне слов. Ч е тыре, л е сник, меб е ль, о рех, тр о пинка, пт е нец, в о сток, а льбом, п о н е дельник, тр а кторист, с е стричка.

6*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни буквосочетания, написание которых нужно запомнить. ре чк а, щ а вель, ж и знь, щ у ка. V ци рк, ш и шка, ж и р, пло щ а дка ч у гун, пте нч ик, н о чн ой, пер ч а тки

• Отметь √ ряд слов, начинающихся с твёрдого согласного звука.

7. Прочитай. Найди в предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки. Из травы глядит б е л е н ь к и й глазок земляники.

• Подчеркни грамматическую основу предложения.

8*. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах только глухие парные по глухости-звонкости согласные звуки. отец, камыш, поэт V капуста, степь, шкаф кирпич, суп, копейка

9. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова. В скобках напиши проверочные слова.

( берёза ) берё з ка ( мягок ) мя г кий
( голуби ) голу б ь ( коробочка ) коро б ка

10*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в словах разделительный мягкий знак (ь). Пал ь то, об е з ь яна, сосул ь ка, восем ь , в ь южный.

• Выпиши выделенное слово. Составь его звуковую модель. Укажи количество звуков и букв в этом слове. вьюжный 7 зв., 7 букв.

11*. Прочитай. Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнеси его. Сделай его звуковое обозначение. Подчеркни признаки (характеристики) этого звука. ЧУДЕСНЫЙ — согласный , гласный, ударный, безударный, непарный , парный звонкий, глухой , парный, непарный мягкий , твёрдый. — согласный, гласный , ударный , безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый. — согласный , гласный, ударный, безударный, непарный , парный звонкий , глухой, парный, непарный мягкий , твёрдый.

12*. Прочитай. Произнеси слова. Распредели слова в группы соответственно данным схемам. Запиши каждую группу. Обозначь в словах ударение. Позвоним, километры, жаворонок, понял, щавель, повторим, портфель, клеить, шофёр, краны, гусеница, баловаться.

13*. Прочитай диалог. Отметь √ ответ Ёжика. Заяц и ёжик — Ёжик , все звери весной линяют — и барсуки, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик , в старой шубе ходишь! V — Глупый ты, Заяц … Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!

• Объясни значения слов. Линяют — постепенно меняют шерсть, перьевой или иной покров. Надобны — нужны, необходимы.

• Подчеркни в предложениях обращения.

• Найди в диалоге слова — названия животных и запиши их. Ёжик, барсуки, белки, зайцы.

• Выпиши каждое выделенное слово и укажи в нём количество звуков и букв. ёжик — 5 зв., 4 б. осенью — 6 зв., 6 б.

• Найди в диалоге два двусложных слова, перенести которые с одной строки на другую нельзя. Подчеркни эти слова .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: