Окружающий мир 3 класс 1 часть. природа стр. 4

Гдз по окружающему миру для 3 класса к учебнику плешакова часть 1, 2

Биология

Вспомните

  1. Что вы знаете о растениях?
  2. По каким признакам растения отличают от других организмов?

Разнообразие растений. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов и представлено самыми разнообразными формами — от одноклеточных микроскопических водорослей до огромных деревьев, возвышающихся над землей более чем на 100 м (рис. 21).

Рис. 21. Размеры растений

Растения занимают всевозможные места обитания. Их можно встретить в открытом океане, сухих пустынях, горах и на побережье Антарктиды. Различна продолжительность жизни растений. Существуют дубы, которым более 1000 лет, но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней.

Все растения в зависимости от строения традиционно подразделяют на низшие и высшие.

Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. таллос — молодая ветка, росток). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.

Ткани появляются у высших растений. Ткань — это группа клеток, имеющих сходное строение и выполняющих общие функции.

У высших растений тело расчленено на органы — листостебель-ные побеги и корни (за исключением мхов), которые состоят из различных тканей.

Орган (греч. органон — орудие, инструмент) — это часть организма, имеющая определенное строение, занимающая определенное положение и выполняющая определенные функции.

Характерные признаки растений. Растения имеют преимущественно зеленую окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, желтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей — пигментов (от лат. пигментум — краска). У растений наиболее распространен зеленый пигмент — хлорофилл. Он играет чрезвычайно важную роль: улавливает солнечные лучи и обеспечивает усвоение их энергии. Это необходимое условие осуществления фотосинтеза (от греч. фо-тос — свет и синтезис — соединение) — процесса образования органических соединений из неорганических за счет энергии света.

Итак, главной характерной особенностью представителей царства Растения является их способность к фотосинтезу.

Ответьте на вопросы

  1. Какие признаки присущи представителям царства Растения?
  2. Что такое ткани и органы?
  3. Чем отличаются представители низших и высших растений?

Моя лаборатория

К царству Растения относят все фотосинтезирующие ядерные организмы. Низшими растениями являются водоросли. Само название этих растений указывает на их обитание в воде. Следует отметить, что это название не совсем точное, так как и среди высших растений многие обитают в воде. К водорослям относятся очень разные организмы, но их объединяет относительно простое строение и то, что их тело не расчленено на органы.

Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. Как считают ученые, от них произошли высшие растения. Их появление связано с выходом растений на сушу. Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоемов риниофиты (рис. 22). Их строение еще напоминало строение многоклеточных водорослей: отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см. Но риниофиты уже имели примитивную проводящую систему и покровную ткань, предохранявшую их от высыхания.

Рис. 22. Выход риниофитов на сушу

В воде условия жизни относительно стабильные. Питательные вещества, растворенные в воде, могут поглощаться всей поверхностью тела. Условия жизни на суше более суровые. Приспособление к этим условиям привело к значительному усложнению строения наземных растений. У них появились специализированные ткани и органы. Наличие большого числа тканей и расчленение тела на органы — отличительная черта высших растений.

От риниофитоподобных растений произошли древние мхи, плауны, хвощи и папоротники. Древние папоротники дали начало голосеменным, а от них произошли покрытосеменные растения (рис. 23).

Рис. 23. Схема происхождения высших растений

В процессе длительного развития одни растения на Земле бесследно исчезли, другие неузнаваемо изменились. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но ученые доказали, что все современные виды растений произошли от более древних форм. Современный растительный мир нашей планеты удивительно многообразен.

Проверь себя

1) Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?

Это значит делить их на группы по схожим признакам. С помощью этого разделения люди могут лучше понять и изучить окружающий мир.

2) На какие царства делят живую природу? Найди их представителей на рисунке.

Её делят на царства бактерий, животных, растений, грибов.

Смотреть готовый проект «Царства природы»

3) Раскрой ценность природы для людей.

Её ценность для человека в том, что она кормит и одевает его, даёт ему воду, воздух. Дарит хорошее настроение, закаляет организм. От созерцания её чудес человек получает эстетическое наслаждение.

Защита грунтовкой

Исследование, проведенное на обыкновенном сорняке золотарнике, выявило некоторые интересные данные в серии из пяти экспериментов. При воздействии мобильного хищника, такого как жук, которого использовали в исследовании, золотарники смогли выделить летучие вещества как для предупреждения других близлежащих золотарников, так и для поощрения личинок жука к переходу на другое, соседнее растение. 

Золотарники находящиеся в непосредственной близости от поврежденных растений, поврежденные жуками и неповрежденные, проявляли очень схожие реакции, хотя и изменялись со временем. Результат показывает, что летучие вещества не всегда служат простым предупреждением для других растений. Исследователи называют эту подготовительную способность грунтовкой. Грунтовка позволяет растениям реагировать на потенциальную атаку травоядных животных, производя химические вещества, которые делают растения менее привлекательными для травоядного, производя токсины или делая себя непривлекательными.

Не все грунтовки происходят между представителями одного вида или даже одного рода. Образцы табака продемонстрировали способность получать сигналы от растений полыни, которые предупреждали табак о потенциальном появлении травоядных. 

Хлопковые растения продемонстрировали способность усиливать защитные силы как клевера, так и люцерны. В этом конкретном эксперименте растения хлопчатника, поврежденные червем, испускали летучие вещества, которые предупреждали близлежащий клевер и люцерну о предстоящей опасности как в лабораторных, так и в полевых исследованиях. Однако процесс не происходил в обратном направлении. 

Ни клевер, ни люцерна не защищают хлопок, когда их повреждают травоядные животные. Это означает, что летучие вещества не являются универсальным растительным языком. Некоторые растения могут «понимать» представителей других видов, но не всегда в обратном направлении.

Интересно, что оказывается растения могут запоминать грунтовку, по крайней мере, на короткое время. Тесты на образцах кукурузы с использованием обычного заражающего червя определили, что грунтовка длится минимум пять дней и, возможно, дольше. Такие изменения обусловлены эпигенетически. 

Поскольку ученые продемонстрировали, что эпигенетические изменения могут передаваться по наследству в течение нескольких поколений, вполне возможно, что эта грунтовка может передаваться семенам, произведенным во время грунтования растения. Данная идея была продемонстрирована на примере кресс-салата и помидоров. Было обнаружено, что оба вида способны передавать устойчивость к травоядным, по крайней мере, следующему поколению растений.

Хотя грунтовка не так уж удивительна как для эволюциониста, так и для креациониста, тот факт, что неродственные виды могут грунтоваться одним и тем же сигналом, вызывает удивление. Нет никакой эволюционной причины, чтобы полынь предупреждала такое «родственно» отдаленное табачное растение. Это не дает никакого эволюционного преимущества. Во всяком случае, полыни было бы выгодно, чтобы травоядные животны нападали на табак вместо других представителей вида полыни. 

Таким образом, межвидовая грунтовка не подходит под эволюционную парадигму. Однако если смотреть через призму сотворения, межвидовая грунтовка имеет гораздо больше смысла. В идеальном мире, до грехопадения, травоядные так же питались бы растениями. Но поскольку проклятия еще не было, вполне возможно, что растения были предназначены для сотрудничества друг с другом и обмена информацией о деятельности травоядных через обмен летучими веществами.

Угрозы растительного мира

Вырубка леса

Есть огромное количество видов флоры на нашей планете, как зарегистрированных, так и не изученных или даже не названных. Тем не менее, хотя угроза существованию многих диких животных в настоящее время широко признана, мало кто знает, что растения также находятся в большой опасности. В феврале 2015 года Центр биологического разнообразия заявил: «Из более чем 300 000 известных видов растений МСОП оценил только 12 914 видов, установив, что около 68% оцениваемых видов растений находятся под угрозой исчезновения».

Огромные площади пустынь по всему миру свидетельствуют о разрушении растительности людьми. Большая часть Ближнего Востока теперь пустыня или возобновляется за большие деньги. Когда-то в Средиземноморье было много лесов, сейчас эти земли оголенные и размыты. Во многих частях Африки и Индии, крупный рогатый скот и козы блуждают по каменистым равнинам, съедая любой клочок зелени, появляющийся на бесплодных землях, которые когда-то были хорошими пастбищами. Чрезмерный выпас домашних и диких животных является, по сути, самой большой угрозой для растений, хотя «налеты» ботаников и других энтузиастов на некоторые красивые растения иногда влекут за собой серьезные потери для редких видов.

Возможно, люди забывают, что все наши культурные растения и садовые цветы происходят от дикой флоры. Не менее важен тот факт, что растения обеспечивают высокую долю лекарственных средств в современном мире. Кто знает, какие секретные ценности для человечества все еще заперты среди растительности, ожидающих открытия. Тропические дождевые леса относятся к наиболее уязвимой среде обитания на планете, в которой содержится 63% видов растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Одной из самых серьезных угроз для флоры, является превращение естественных мест обитания в участки для сельскохозяйственного использования и животноводства, например, когда тропические леса уничтожаются для выпаса скота или выращивания сои, кормов для животных, или масличных пальм. Древние лесные массивы являются особенными, потому что произрастают, по крайней мере, 400 лет и служат основой биологического разнообразия, а также поддерживают обильную дикую природу.

Задачи

  • 1. КАК УСТРОЕН МИР
    • ПРИРОДА
      • страница 6
      • страница 7

        1

      • страница 9
      • Проверь себя (стр.9)
      • Задания для домашней работы (стр.9)
    • ЧЕЛОВЕК
      • страница 10
      • Проверь себя (стр.12)
      • Задания для домашней работы (стр.12)
    • ОБЩЕСТВО
      • страница 13
      • Проверь себя (стр.16)
      • Задания для домашней работы (стр.16)
    • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
      • страница 17

        1

      • страница 23

        1

      • Проверь себя (стр.23)
      • Задания для домашней работы (стр.23)
    • О ЧЕМ РАСКАЖЕТ ПЛАН
      • страница 24

        1

      • страница 25
      • Обсудим! (стр.27)

        1

      • Проверь себя (стр.27)
      • Задания для домашней работы (стр.27)
    • ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ
      • страница 28

        1

      • страницы 28-29
      • Проверь себя (стр.29)
      • Задания для домашней работы (стр.29)
    • НАШИ ПРОЕКТЫ
      • страницы 30-31

        1

    • 1. ПРОВЕРИМ СЕБЯ
      • страницы 34-38
  • 2. ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА
    • ЗВЕЗДНОЕ НЕБО — ВЕЛИКАЯ КНИГА ПРИРОДЫ
      • страница 40
      • страницы 40-41
      • Проверь себя (стр.42)
      • Задания для домашней работы (стр.43)
    • ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
      • страница 44
      • страница 46

      • страница 47
      • Проверь себя (стр.47)
      • Задания для домашней работы (стр.47)
    • РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ
      • страница 48

        1

      • Практическая работа (стр.50)
      • страница 51
      • Проверь себя (стр.51)
      • Задания для домашней работы (стр.51)
    • ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА
      • страница 52
      • страницы 53-54
      • Проверь себя (стр.55)
      • Задания для домашней работы (стр.55)
    • ВОДА
      • страница 56

        1

      • Практическая работа (стр.58-59)
      • страница 59
      • Проверь себя (стр.59)
      • Задания для домашней работы (стр.59)

        1

    • ПРЕВРАЩЕНИЯ И КРУГОВОРОТ ВОДЫ
      • страница 60
      • страница 61

        1

      • страница 62

        1

      • Проверь себя (стр.62)
      • Задания для домашней работы (стр.62)
    • БЕРЕГИТЕ ВОДУ!
      • страница 63
      • страница 67
      • Проверь себя (стр.67)
      • Задания для домашней работы (стр.67)
    • ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА
      • страница 68
      • Практическая работа (стр.69)
      • страница 70

      • Проверь себя (стр.71)
      • Задания для домашней работы (стр.71)
    • РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
      • страница 72

        1

      • страница 73

      • страницы 75-76
      • Проверь себя (стр.76)
      • Задания для домашней работы (стр.76)
    • СОЛНЦЕ, РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ
      • страница 77

      • страница 79
      • Проверь себя (стр.79)
      • Задания для домашней работы (стр.79)
    • РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ
      • страница 80
      • страница 81
      • Обсудим! (стр.82)
      • Проверь себя (стр.82)
      • Задания для домашней работы (стр.83)
    • ОХРАНА РАСТЕНИЙ
      • страница 84
      • Обсудим! (стр.86)
      • Проверь себя (стр.87)
      • Задания для домашней работы (стр.87)
    • РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ
      • страница 88

        1

      • страница 89

      • страницы 92 — 93
      • Проверь себя (стр.93)
      • Задания для домашней работы (стр.93)
    • КТО ЧТО ЕСТ
      • страница 94
      • страница 95
      • Обсудим! (стр.97)
      • Проверь себя (стр.97)
      • Задания для домашней работы (стр.97)
    • РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ
      • страница 98

        1

      • Работаем в группе (стр.98)

        1

      • страница 102

      • Проверь себя (стр.102)
      • Задания для домашней работы (стр.102)
    • ОХРАНА ЖИВОТНЫХ
      • страница 103
      • Проверь себя (стр.106)
      • Задания для домашней работы (стр.106)
    • В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ
      • страница 107
      • страницы 109-110
      • Проверь себя (стр.110)
      • Задания для домашней работы (стр.111)
    • СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
      • страница 115

        1

    • 2. ПРОВЕРИМ СЕБЯ
      • страницы 116-120
  • 3. МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ
    • ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
      • страница 122
      • Практическая работа (стр.123)

        1

      • страница 124

      • Проверь себя (стр.124)
      • Задания для домашней работы (стр.124)
    • ОРГАНЫ ЧУВСТВ
      • страница 125

        1

      • Работаем в группе (стр.125)

        1

      • Используем рабочую тетрадь (стр.125)

        1

      • страница 128

      • Проверь себя (стр.128)
      • Задания для домашней работы (стр.128)
    • НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
      • Практическая работа (стр.129)

        1

      • страница 130

      • Проверь себя (стр.131)
      • Задания для домашней работы (стр.131)
    • ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЯ
      • страница 132
      • Обсудим! (стр.134)
      • Проверь себя (стр.134)
      • Задания для домашней работы (стр.134)
    • НАШЕ ПИТАНИЕ
      • страница 135

      • Практическая работа (стр.135)

        1

      • Проверь себя (стр.137)
      • Задания для домашней работы (стр.137)
    • ДЫХАНИЕ И КРОВООБРАЩЕНИЕ
      • страница 138
      • Практическая работа (стр.140)

        1

      • Проверь себя (стр.140)
      • Задания для домашней работы (стр.140)
    • УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ
      • страница 141

        1

      • Обсудим! (стр.142)

        1

      • Проверь себя (стр.142)
      • Задания для домашней работы (стр.142)
    • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
      • страница 143
      • Проверь себя (стр.145)
      • Задания для домашней работы (стр.145)
    • 3. ПРОВЕРИМ СЕБЯ
      • страницы 150-153

Окружающий мир как основной предмет для многих наук

Снова обращаясь к теме значимости предмета Окружающий мир, можно немного поразмышлять о том, насколько он нужен и какие области изучения материала он затрагивает в учебе. Сразу же можно утверждать, что Окружайка — предмет универсальный, ведь оно обо всем сразу. Здесь можно найти информацию и об обществе и о географии, о физике и о химии, биологии… Предмет этот разноплановый, в чем его «фишка». Ведь ввести такое количество предметов в начальных классах невозможно. Не хватит времени для преподавания такого объема предметов, да и у школьников не усвоится такой большой объем информации, если начать сразу им преподавать полноценный дисциплины. Поэтому этот предмет является своеобразными «костылями» к тому, чтобы школьникам в последующем встать на ноги по всем другим направлениям

И слово «костыли» тут совсем не ругательное, оно даже наоборот как важное и нужное, ведь та работа, которая ведется по этому предмету в начальном классе как раз и является незаменимой и существенной

В целом предмет интересный, так как он обо всем, каждый сможет найти в нем что-то свое, выделить для себя важное и особенно нужное, что станет приоритетным при выборе профессии, но пока об этом еще рано… Что же, с Окружайкой все ясно, ее функции очевидны и важны, мы же хотели бы теперь поговорить не о само предмете, а об учебнике. Том самом учебнике, который рассмотрен в нашей статье и к которому приведены ответы

Давайте изучим его.

Что относится к живой природе

Для начала дадим определение того, что такое просто природа. Так вот природа – это окружающая среда, которая образовалась и функционирует без вмешательства человека, и в ней органично соседствуют, как неживые тела, так и живые существа.

В свою очередь к живой природе относится:

  • человек,
  • животные,
  • птицы,
  • рыбы,
  • насекомые,
  • растения,
  • микроорганизмы (бактерии, вирусы, микробы)
  • грибы (порой их относят к микроорганизмам, но мы не считаем, что грибы правильно относить к ним).

Признаки

Все представители живой природы имеют ряд общих признаков, который и отличает их от объектов природы неживой. Что же это за признаки? Давайте разберем:

Все живые организмы:

  • рождаются,
  • дышат,
  • растут и развиваются,
  • реагируют на изменение окружающей среды,
  • питаются,
  • размножаются,
  • стареют,
  • умирают.

Аксиомой является то, что все живое дышит, а дыхание – основа жизни. У людей и животных для этого служат легкие, у рыб есть жабры, растения имеют специальные клетки, поглощающие углекислый газ, даже простейшие одноклеточные организмы, вроде амебы дышат при помощи цитоплазмы.

Живое не может существовать без питания, растениям необходимо вода и почвенные удобрения, животные и насекомые питаются либо травой, либо другими животными и насекомыми, ну а человек, пожалуй, обладает самым разнообразным в мире рационом питания.

Также почти все живое движется, даже растения и цветы поворачиваются в сторону Солнца. Исключением тут, пожалуй, являются лишь грибы, а ведь и они относятся к живой природе.

Многие живые организмы имеют свои комфортные условия обитания, так теплолюбивая пальма не приживется в наших умеренных широтах, зимние холода для нее будут непереносимы. Но тут уже множество исключений, главным из которых будет сам человек, способный жить, как в тропических лесах, так и в арктической тундре. А некоторые виды бактерий могут жить и вовсе в самых неожиданных местах, например в жерле вулканов.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Объясни устно значение этих слов.

2) Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царём в царствах растений, животных, гри­бов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным.

Речь Дуба, царя растений

Дорогие мои растения!

Я ваш мудрый и добрый правитель, который знает, как важны вы для всей планеты в целом. Именно вы даёте кислород для дыхания всем другим живым существам. Именно вы даёте им пищу и кров. Без вас не было бы ничего живого на нашей доброй планете.

А потому мой вам наказ — растите, расцветайте, размножайтесь и делайте нашу землю ещё прекрасней!

Речь Медведя, царя животных

Дорогие животные, большие и совсем маленькие! Вы выбрали меня своим царём и постараюсь оправдать ваше доверие.

Мы живём в единстве с другими существами, мы питаемся растениями и дышим воздухом, который они насыщают кислородом. Мы не должны наносить вред растениям и прочим живым существам. Но мы не будем забывать и о той великой роли, которую играем в мире.

Без нас существование растений стало бы невозможным. Мы помогаем им размножаться и распространяться.

Без нас, животных, не выжил бы и человек. Потому что мы кормим и одеваем его. Некоторые из нас стали его верными друзьями и это их право. Другие предпочли жить сами по себе, и я уважаю их выбор.

Но все вместе мы украшение нашей планеты. А потому живите счастливо и долго!

Речь Боровика, царя Грибов

Милые мои грибочки, лисички и опята, сыроежки и волнушки, рыжики и маслята! И даже мои милые поганки и мухоморы!

Мы кажемся незаметными и незначительными, но вы знаете, что это не так. Именно мы помогаем жить многим растениям, ведь без нас они бы засохли, они не смогли бы получать ценные для них минеральные вещества из почвы.

Мы нужны этой планете, потому что у каждого живого существа есть своя задача. И поэтому не будем обижаться на тех глупых людей, которые пинают нас и ругают. А тех, кто относится к нам уважительно будем потчевать и угощать.

Ведь мы самые вкусные обитатели леса и пусть кто-то посмеет сказать, что это не так!

3) В книге «Зелёные страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные»

Обрати внимание на то, что раньше учёные относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством. Найди в рассказе объяснение этому

Поэтому грибы и выделили в отдельное царство.

Об учебнике за 3 класс, 1 часть, Плешаков (Школа России)

Визуально учебник выглядит как пара треугольников находящих друг на друга, зеленый и розовый. На переднем плане сидит птичка- снегирь. В правом верхнем углу есть надпись программы «Школа России». Внизу надпись 1 часть, вверху надпись Плешаков А.А. Что на счет содержимого учебника, то начинается все с повторения. Затронуты темы живой и неживой природы, общая информация. В целом учебник более посвящен таким темам как биология и взаимодействие человека с природой. По крайней мере первые 2/3 учебника. В конце учебника затронуты особенности строения человека, особенности его жизни. Особенности функционирования организма. Можно сказать это явная передача полномочий для нового школьного предмета биологии, но о нем школьники узнают чуть позже. Сейчас же немного расскажем о наших ответах, подготовленной для вашей самопроверки.

Проверь себя

1) Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?

Это значит делить их на группы по схожим признакам. С помощью этого разделения люди могут лучше понять и изучить окружающий мир.

2) На какие царства делят живую природу? Найди их представителей на рисунке.

Её делят на царства бактерий, животных, растений, грибов.

Смотреть готовый проект «Царства природы»

3) Раскрой ценность природы для людей.

Её ценность для человека в том, что она кормит и одевает его, даёт ему воду, воздух. Дарит хорошее настроение, закаляет организм. От созерцания её чудес человек получает эстетическое наслаждение.

Особенности питания растений

Все растения, населяющие земной шар – это живые существа, которые могут дышать и питаться.

Ни для кого не секрет, что растения впитывают из грунта воду, в которой растворены различные соли. Но как растения добывают самые ценные питательные вещества – крахмал и сахар? В почве этих компонентов нет, но они присутствуют в составе самих растений. Эта загадка долгое время не давала покоя самым выдающимся ученым, пока, наконец, на нее не был найден ответ.

Как выяснилось в ходе исследований, листья растений – это настоящие маленькие волшебники, которые могут «приготовить» пищу из углекислого газа и воды. Воду они получают благодаря корням, а те, в свою очередь, впитывают ее из земли. Углекислый газ листва поглощает из воздуха. Но, чтобы эта волшебная «кухня» заработала, нужен солнечный свет.

Рис. 1. Фотосинтез происходит в листьях.

Процесс создания питательных веществ из углекислого газа и воды под воздействием солнечного света называется фотосинтезом. В этом процессе принимают участие все части растения:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • корень втягивает из грунта солевые растворы;
  • стебель проводит вверх эти растворы;
  • в листьях происходит их превращение в сахар и крахмал.

Почему для получения питательных веществ нужен свет? Все дело в том, что солнечные лучи несут с собой мощный поток энергии, которая запускает многие процессы. Без энергии ни одно существо не могло бы жить, и ни один механизм не смог бы работать.

Рис. 2. Солнечный свет – источник энергии.

Это открытие оказалось очень важным, ведь стало понятно, что существование животных и людей на планете невозможно без растений. Природа распорядилась так, что только одни существа на Земле – растения – способны вырабатывать питательные компоненты из углекислого газа и воды

Животные и люди, питаясь растениями, обеспечивают себя жизненно важной энергией

Дыхание растений

Во время тщательного исследования растений ученые пришли к еще одному интересному выводу. Оказывается, во время «приготовления» растениями питательных веществ, дополнительно образуется еще и кислород – ценный газ, который нужен всем живым существам для дыхания.

Если не будет растений, в воздухе останется такое малое количество кислорода, что его будет недостаточно для обеспечения жизни на Земле. Интересно, что все растения в процессе питания выделяют гораздо больше кислорода, чем поглощают.

Растения – это легкие нашей планеты. Ежегодно они выделяют примерно 45 миллионов тонн чистого кислорода! Чем больше деревьев, кустарников и трав на земном шаре, тем чище и полезнее воздух

Именно поэтому так важно бережно относиться к нашим зеленым друзьям

Рис. 3. Лесные массивы – это «легкие» нашей планеты.

Рассмотрим сходства и отличия процессов дыхания и питания растений:

  • дыхание заряжает растения ценной энергией, а благодаря фотосинтезу все живые существа на планете получают пищу и кислород;
  • дыхание происходит постоянно, независимо от внешних факторов, а фотосинтез может быть только под воздействием солнечных лучей;
  • в процессе дыхания участвуют абсолютно все клетки растения, а в фотосинтезе – только зеленого цвета;
  • во время дыхания растения поглощают кислород из воздуха, а во время фотосинтеза – выделяют его;
  • при дыхании в растениях происходит расщепление веществ, а при фотосинтезе они, напротив, образуются.

Таким образом, растения, так же как и животные, дышат. А для этого они поглощают из воздуха кислород и выделяют в воздух углекислый газ.
Однако у растений, в отличие от животных, есть процесс фотосинтеза, при котором газообмен обратный: растение поглощает из воздуха углекислый газ, а выделяет в него кислород. При активном процессе фотосинтеза выделяется куда больше кислорода, чем его поглощается для дыхания. Поэтому суммарно в светлое время суток растение выделяет кислород и поглощает углекислый газ.

Ссылки:

  1. : Martin Heil and Richard Karban, “Explaining Evolution of Plant Communication by Airborne Signals” Trends in Ecology & Evolution 25, no. 3 (2010): 137–144.

    : Ian T. Baldwin and Jack C. Shultz, “Rapid Changes in Tree Leaf Chemistry Induced by Damage: Evidence for Communication Between Plants” Science 221, no. 4607 (1983): 277–279.

    : Günther Witzany, “The Biosemiotics of Plant Communication” The American Journal of Semiotics 24, no. 1–3 (2008): 39–56.

    : C. Kost and M. Heil, “Herbivore‐induced Plant Volatiles Induce an Indirect Defense in Neighbouring Plants” Journal of Ecology 94, no. 3 (2006): 619–628.

    : Altaf Hussain, Jean C. Rodriguez-Ramos, and Nadir Erbilgin, “Spatial Characteristics of Volatile Communication in lodgepole Pine Trees: Evidence of Kin Recognition and Intra-species Support” Science of the Total Environment 692 (2019): 127–135.

    : Guerrieri, et al., “Plant-To-Plant Communication Mediating In-Flight Orientation of Aphidius ervi” Journal of Chemical Ecology 28, no. 9 (2002): 1703–1715.

    : Remco M. P. Van Poecke, Maarten A. Posthumus, and Marcel Dicke, “Herbivore-Induced Volatile Production by Arabidopsis thaliana Leads to Attraction of the Parasitoid Cotesia rubecula: Chemical, Behavioral, and Gene-Expression Analysis” Journal of Chemical Ecology 27, no. 10 (2001): 1911–1928.

    : Atsushi Muroi et al., “The Composite Effect of Transgenic Plant Volatiles for Acquired Immunity to Herbivory Caused by Inter-Plant Communications” PLOS One (2011).

    : Kimberly Morrell and Andre Kessler, “Plant Communication in a Widespread Goldenrod: Keeping Herbivores on the Move” Functional Ecology 31, no. 5 (2017): 1049–1061.

    : Morrell and Kessler, 2017.

    : Andre Kessler et al., “Priming of Plant Defense Responses in Nature by Airborne Signaling between Artemisia tridentata and Nicotiana attenuate” Oecologia 148, no. 2 (2006): 280–292.

    : Ali Zakir et al., “Herbivore-induced Plant Volatiles Provide Associational Resistance against an Ovipositing Herbivore” Journal of Ecology 101, no.2 (2013): 410–417.

    : Mohamed Ali et al., “Memory of Plant Communications for Priming Anti-herbivore Responses” Nature Communications3 (2013).

    : Rebecca S. Moore, Rachel Kaletsky, and Coleen T. Murphy, “Piwi/PRG-1 Argonaute and TGF-β Mediate Transgenerational Learned Pathogenic Avoidance” Cell 177 (2019): 1827–1841, https://doi.org/10.1016/j.cell.2019.05.024.

    : Sergio Rasmann et al., “Herbivory in the Previous Generation Primes Plants for Enhanced Insect Resistance” Plant Physiology 158, no. 2 (2012): 854–863.

    : Andrea Clavijo McCormick, “Can Plant-natural Enemy Communication Withstand Disruption by Biotic and Abiotic Factors?” Ecology and Evolution 6, no. 23 (2016): 8569–8582.

    : Jens Rohloff and Atle M. Bones, “Volatile Profiling of Arabidopsis thaliana – Putative Olfactory Compounds in Plant Communication” Phytochemistry 66, no. 16 (2005): 1941–1955.

    : Richard Karban, “Deciphering the Language of Plant Communication: Volatile Chemotypes of Sagebrush” New Phytologist 204 (2016): 380–385.

    : Eran Pichersky, Joseph P. Noel, and Natalia Dudareva, “Biosythesis of Plant Volatiles: Nature’s Diversity and Ingenuity” Science 311, no. 5762 (2006): 808–811.

    : Ian T. Baldwin, “Plant Volatiles” Current Biology 20, no. 9 (2010): R392–R397.

    : Karban et al., 2013.

    : Ayumi Nagashima et al., “Transcriptional Regulators Involved in Responses to Volatile Organic Compounds in Plants” Journal of Biological Chemistry 294 (2019): 2256–2266.

    : Baldwin, 2010.

    : Douglas L. McGarvey and Rodney Croteau, “Terpenoid Metabolism” The Plant Cell 7, no. 7 (1995): 1015–1026.

    : Baldwin, 2010.

    : Asaph Aharoni, Maarten A. Jongsma, and Harro J. Bouwmeester, “Volatile science? Metabolic engineering of terpenoids in plants.” TRENDS in Plant Science 10, no. 12 (2005): 594–602.

    : Baldwin, 2010.

    : Edward E. Farmer and Clarence A. Ryan, “Interplant Communication: Airborne Methyl Jasmonate Induces Synthesis of Proteinase Inhibitors in Plant Leaves” Proceedings of the National Academy of Sciences 87, no. 19 (1990): 7713–7716.

    : Baldwin, 2010.

    : Rohloff and Bones, 2005.

    : Abdul Rashid War et al., “Herbivore Induced Plant Volatiles: Their Role in Plant Defense for Pest Management.” Plant Signaling & Behavior 6, no. 12 (2011): 1973–1978.

    : Hussain et al., 2019.

    : Richard Karban et al., “Kin Recognition Affects Plant Communication and Defence” Proceedings of the Royal Society B280, no. 1756 (2013).

    : Kessler et al., 2016.

    : Karban et al., 2013.

    : Heil and Karban, 2010.

Показать больше

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: