Ответы к страницам 74, 75, 76 и 77
Другие решебники 3 класс:
- Математика
- Русский язык
- Английский язык
- Окружающий мир
- Литературное чтение
Водоём — дом из воды
1. В тексте учебника найди ответ на вопрос: «Какую роль в водоёме играют растения?» Запиши по пунктам:
1) пища для животных
2) выделяют кислород в воду
3) убежище для животных
2. Знаешь ли ты растения водоёма? Подпиши рисунки. Проверь себя по учебнику.
рогоз | камыш | тростник |
стрелолист | кувшинка | кубышка |
3. С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) приведи примеры животных, обитающих:
а) у воды — выдра, бобр, цапля;
б) на поверхности воды — лягушка, клоп-водомер, утка-кряква.
в) в толще воды — щука, карась, головастики, катушка, тритон, жук-плавунец, водолюб большой, прудовик;
г) на дне водоема — речной рак, двустворчатые моллюски, пиявка.
4. Пользуясь рисунками и текстом атласа-определителя, заполни таблицу.Сравнение двух видов жуков
Признаки для сравнения | Плавунец окаймлённый | Водолюб большой |
Место обитания | вода | вода |
Форма тела | овальная | овальная |
Длина тела | 30-35 мм | около 4 см |
Окраска | черная с желтой каймой | черная |
Питание | хищник | водные растения |
По данным таблицы дай сравнительную характеристику жуков.
Более подробно о водолюбе ты можешь прочитать в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Большой водолюб»).
5. Самостоятельно или с помощью рисунка учебника (с. 112—113) составьте схемы цепей питания в сообществе водоёма.
а) головастик → плавунец окаймлённый → тритон
б) рогоз → карась → щука
в) стрекоза → лягушка → цапля
6. Нарисуй схему круговорота веществ в сообществе водоёма.
Расскажи по схеме о круговороте веществ в водном сообществе. Сравни с круговоротом веществ в лесу и на лугу.
7. Запиши названия организмов, живущих в водоёмах твоего края (не менее трёх в каждом пункте).
Растения: тростник, ряска, кувшинка.
Животные: ондатра, бобр, щука, окунь.
8. В книге «Зелёные страницы» прочитай на выбор рассказ о стрекозах или о бобрах. Запиши несколько интересных фактов.Любимая еда стрекоз — комары и мошки.Стрекозы ловят добычу ногами.Комара стрекоза съедает прямо на лету.Стрекоза может развить скорость до 90 км/ч.Древние стрекозы были огромные, достигали в размахе крыльев почти метра.Сейчас во всём мире известно около 5000 видов стрекоз.
9. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Берегите раков!». Найди в рассказе и кратко запиши ответы на вопросы.
Почему речных раков называют санитарами водоёмов?Раки очищают воду, поедая всевозможные остатки на дне, например, мертвую рыбу.
Каковы причины исчезновения раков во многих водоёмах?Загрязнение водоема и чрезмерный лов раков людьми.
Как ты можешь помочь охране речных раков?Не ловить раков, особенно весной, когда они размножаются.
- ← предыдущее
- следующее →
СВОЙ МУСОР — ВСЕГДА С СОБОЙ
Наступившее лето было тёплым, дождливым и грибным. Множество людей отправлялись в леса, и никто без грибов не оставался.Трое друзей — Вася, Денис и Лёша — вместе с Васиным папой тоже пошли за грибами. Ходили по лесу долго, устали, но грибов набрали все — полные корзинки. Перед возвращением домой решили немного отдохнуть и поесть на лесной полянке.— Вы отдохните, — сказал ребятам Васин папа, — а я ещё немного вокруг полянки похожу. Очень уж здесь грибное место, вдруг ещё какой-нибудь грибок попадётся…Вот ребята поели и хотят уходить, зовут Васиного папу.— Сейчас, сейчас, — кричит он, — собирайтесь пока.Собрались ребята, а бумагу, полиэтиленовые пакеты, бутылки из-под воды и яичную скорлупу бросили на полянке.Тут подошёл Васин папа, оглядел полянку и говорит:— Погодите, ребята, не спешите. Есть у меня небольшой разговор. Вот подумайте и скажите, что вы сделали совсем не так?Мальчишки растерялись и стали думать, что же они сделали не так. Но ничего не придумали.Тогда Васин папа спросил:— До вашего прихода на эту полянку были здесь бумага, пакеты, бутылки и скорлупа от яиц?— Нет! — хором ответили ребята.— Значит, всё это вы оставляете лесу на прощание? В благодарность за грибы? Да?Папа обвёл взглядом полянку.— С каждым годом, — сказал он грустно, — всё больше мусора в природе: в лесах, на лугах, по берегам рек, прудов, озёр и под их водой тоже. Сильно мусорят люди повсюду. Пошёл кто-нибудь в лес по грибы, вот как мы, взял с собой хлеб, чтобы подкрепиться, а бумагу или пакет, в котором хлеб был завёрнут, оставил в лесу. И невдомёк ему, что пройдёт два, три, пять, а то и все десять лет, пока эта бумага сгниёт и исчезнет.— Не может быть! — воскликнули ребята.— Да нет, может, к большому сожалению, — развёл руками папа и продолжал: — Это установили учёные-экологи. И ещё они выяснили следующее: чтобы совсем не стало вот этого полиэтиленового пакета, понадобится больше двух веков! Оставленные вами две стеклянные бутылки могут сохраняться больше тысячи лет! А тем временем на лесных полянах будет появляться всё новый и новый мусор…— Папа, мы всё поняли, — откликнулся Вася. — Лучше мусор не оставлять в лесу. Но куда же его деть?— Куда деть? — переспросил папа. — Соберите-ка весь мусор и возьмите с собой. А когда вернёмся домой, бросьте его в урну или мусорный ящик. Давайте действовать по правилу: «Свой мусор — всегда с собой».— Папа, а может быть, оставить здесь яичную скорлупу, ведь её птицы поклюют? — спросил Вася.— Нет, лучше и её не оставлять. Обычно в природе птицы скорлупу от яиц не клюют. У них и без того дел хватает.Ребята собрали мусор с поляны, положили в пакеты и спрятали в сумки.По дороге домой Васин папа продолжил начатый разговор:— Никакой мусор, приносимый людьми, природе не нужен. Он ей вреден. Давайте-ка посчитаем его вредности. Только с чего начать?Папа подумал немного и начал загибать пальцы.— Вот вредность первая. В жаркую солнечную погоду кусочек разбитой в лесу стеклянной бутылки может вызвать лесной пожар. Он, как увеличительное стекло, может поджечь лес от солнечного луча.Вредность вторая — мусор отнимает у растений и животных место для жизни. Представьте: здесь бы цветку вырасти или молодому деревцу, здесь бы лесной мышке норку себе построить, но куча мусора мешает. И тут мусор, и там… Скоро лесным растениям, зверям, птицам и податься будет некуда — всюду ржавые банки, пустые бутылки и тому подобное.Вредность третья: мусор нарушает красоту природы. Чем будут любоваться люди, которые придут в лес после нас? Нашими газетами, пакетами и яичной скорлупой?— И вообще, — заключил папа очень серьёзно, — культурный человек нигде не бросает никакого мусора, ни в селе, ни в городе, ни в природе.— Ну а если… — задумчиво сказал Денис, — если мы пойдём в многодневный поход? Неужели все дни мы должны нести мусор с собой? Тогда для него, пожалуй, потребуется отдельный рюкзак.— Нет, нет, — засмеялся Васин папа, — многодневный поход — это случай особый. Вася, ты помнишь, что мы делали с мусором, когда в прошлом году ходили в поход на целую неделю?— На том месте, где мы останавливались, — стал вспоминать Вася, — мы выкапывали небольшую яму, но сначала снимали дёрн.— Верно, — подтвердил папа. — А потом?— Вырезанные плитки дёрна клали около ямы. В эту яму мы постепенно складывали весь появляющийся мусор. Перед тем как уйти с этого места, мы засыпали яму землёй, а сверху клали плитки дёрна.— Совершенно верно, — подхватил папа. — И весь наш мусор оказывался в земле, а на её поверхности даже следа не оставалось.— Вот здорово, — радостно воскликнули Денис и Лёша. — Если мы с родителями пойдём в поход, мы всё так же сделаем. Чтобы ничего не напоминало в лесу о мусоре и его вредностях.
О чем рассказ «Горит костер» из книги «Великан на поляне»: читать онлайн
В рассказе «Горит костёр» автор даёт очень важные советы о правильном разведении костра в лесу и в других природных местах. Автор предупреждает об опасности при разведении костров на природе, которая может привести к пожару.
Поэтому автор советует вообще не разводить костров, особенно, в ветряную погоду и в сухую погоду. Костры, обычно, в лесу разводят люди, которые по своему роду занятий связаны с лесом, например, они ходят в дальние походы или они являются исследователями геологами и долгое время находятся в лесу, но такие люди хорошо знают как обращаться с костром, как правильно его разместить, вынув дёрн сначала с помощью лопаты. У таких людей всегда есть лопата с собой.
А вот, например, люди, которые пошли на два часа в лес погулять лопаты не имеют с собой, но хотят костёр развести, чтобы просто посидеть у него и это конечно недопустимо — зачем портить природу, оставлять потом кострище — чёрное пятно на поляне в лесу — такое пятно очень вредно для леса и к тому же, что самое главное, при неправильно затушенном костре может случиться пожар, а это принесёт лесу и его обитателям непоправимый вред.
О чем рассказ «Горит костер» из книги «Великан на поляне» А.Плешакова
Данный рассказ очень поучительный и поэтому его необходимо проходить на уроке, чтобы дети знали, чем может закончится обычная шалость. Это рассказ о том, что люди, отдыхая в лесу разводят костры, и отчасти это бывает бесконтрольно, от костра погибают насекомые, семена, а также остаётся чёрное пятно, выжженное место после костра.
Лесные пожары — это неконтролируемое горение растительности на лесной территории. Его опасность – в быстром и стихийном распространении, с которым сложно бороться, а последствия – в длительном восстановлении флоры и фауны на той территории, где он случился, нанесении ущерба экологическому, экономическому, материальному состоянию территории региона, физическому и психологическому здоровью людей.
А если плохо затушить костёр, то может и вовсе случиться пожар. Пожар опасен, он уничтожает большие площади с растительностью и живыми существами. В очень сухую и жаркую погоду может сгореть лес полностью. Также есть в лесу и торфяные места, где даже одной искорки, принесённой от ветра достаточно, чтобы случилось не поправимое.
Причины возникновения лесных пожаров
Неосторожное обращение с огнем (беспечность туристов, охотников, незатушенные спички, костры, окурки, искры из глушителя автомобиля и т.д.).
Употребление пыжей из легковоспламеняющихся материалов.
Нарушение правил пожарной безопасности при заготовке леса (выбрасывание пропитанного горючими веществами обтирочного материала, курение или использование открытого огня возле машин, заправляемых горючим и т.д.).
Неконтролируемые сельхозпалы в весенний и осенний периоды (выжигание травы на сенокосах, отгонных пастбищах).
Разведение костров, сжигание мусора в непосредственной близости от деревьев, заготовленной древесины, на торфяниках.
Оставление в лесу бутылок, осколков стекла, которые могут сработать как линзы при ярком солнечном свете.
Рассказ «Горит костер» из книги «Великан на поляне» повествует о том, какой вред лесу может нанести костер, как правильно разводить костер в лесу, если без него не обойтись, почему категорически нельзя разводить костер в ветреную погоду, чем опасны костры, разведенные на торфяниках, в захламленном лесу, где много сухих веток. Уходя из леса, обязательно нужно хорошо затушить костер, погасив каждую искорку, чтобы при малейшем ветре из искорки не случилась беда — большой лесной пожар.
5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.
Типичные модели питания пресного водоёма:
6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
2) Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
У рыб есть плавники, хвост, чешуя, которые позволяют им плавать. Они могут дышать кислородом, растворенным в воде.
У уток перепонки на лапах, что позволяет им плавать.
3) Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
Лягушки питаются комарами. Если лягушки исчезнут, то комаров разведётся очень много.
Цапли питаются лягушками. Если исчезнут лягушки, цаплям придётся покинуть водоём в поисках пропитания.
Лягушки могут исчезнуть, если водоём высохнет. Если икру лягушек будут поедать другие животные, уничтожать человек. Если человек будет уничтожать лягушек, например, как источник пищи.
Проверь себя
Такое сообщество составляют: водные растения, водоросли, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, моллюски, ракообразные.
2) Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
3) В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?
Школьники могут помогать спасать молодь рыб после весеннего половодья. Молодь остаётся в лужах после спада воды и гибнет, если её не перенести в водоём.
Можно вместе со взрослыми делать лунки во льду, чтобы зимой подводные обитатели не задохнулись от недостатка кислорода.
Задания для домашней работы по теме «Жизнь в пресных водах»
Наверное, каждый видел, как по поверхности водоёма бегают клопы — водомерки. Они скользят по воде на широко расставленных лапках, перемещаются рывками, очень быстры.
Я видела, как мальчишки кидали в клопов камни, чтобы убить их. Но так делать нельзя, ведь клопы — водомерки очень полезные животные для водоёма. Они поедают личинок комаров, но и сами служат пищей для рыб.
2) В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
Бобры — удивительные и очень милые трудолюбивые животные. Они относятся к грызунам и считаются лучшими строителями среди животных.
Живут бобры в хатках или норах, вход в которые обязательно должен быть расположен под водой. Поэтому, чтобы поднять уровень водоёма, бобры строят плотины, запружая стволами деревьев русла лесных ручьёв.
Вода в ручье поднимается, и от этого выигрывают и бобры, и лес. В таких бобровых водохранилищах поселяется рыба, поднимается уровень почвенных вод, а значит лучше расти деревьям.
А бобры даже зимой легко находят себе пищу под слоем льда, ведь вода перед плотиной не замерзает.
Ещё бобры строят каналы, то есть проводят орошение леса, доставляя воду к корням деревьев, удалённых от водоёма.
В этой главе мне показалось очень интересным то, что оказывается бобры, добывая себе пищу и строя дома, приносят пользу окружающей природе, своему сообществу. Это пример экологических связей в пресноводном сообществе.
3) В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?
ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков. страница 139. Номе𠹕 3
План изучения природного сообщества
. Пресноводное сообщество − пруд в Нижегородской области.
. Растения: кувшинки, камыш, телорез, горец земноводный, кубышка жёлтая, рдест, эйхорния.
Животные: лягушка, цапля, карась, окунь, утки.
. Жизнь пресного водоёма невозможна без водных растений. Растения являются пищей для животных, рыб, насекомых. Растения насыщают воду кислородом и она становится пригодной для дыхания рыб. Для многих живых организмов пресная вода − это дом.
Для жизни растений необходимо солнце, вода, почва и воздух. Однако, есть растения, которые не растут из почвы, а получают нужные вещества из воды.
. Место для рыбалки, место для отдыха, любоваться красотой природы, запас пресной воды.
. Влияние человека на пресноводное сообщество: загрязнение водоёмов мусором, вылавливание рыбы, уничтожение растений.
. Пруды нужно очищать от загрязнения и мусора. Пойманную рыбу необходимо отпускать. Соблюдать правили экологической безопасности, бережно относиться к обитателям пруда.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Задание №1
Учительница спросила, что изображено на рисунке.Серёжа ответил: «Тела».
Таня ответила: «Вещества».
Руслан ответил: «Частицы».
Кто ответил верно?
А) Серёжа
Б) Таня
В) Руслан
Ответ:
Руслан ответил верно. Правильный ответ − В.
На рисунке изображены частицы (слева направо) твёрдых веществ, жидких и газообразных.
Задание №2
Ученики получили задание: дать описание поваренной соли.
Ира предложила такое описание:
«Это вещество имеет вид белых крупинок. Оно солёное на вкус. В природе встречается под землёй, содержится в воде морей и некоторых озёр. Человек использует его в пищу».
Коля предложил такое описание:
«Это вещество имеет вид белых крупинок. Оно сладкое на вкус. В природе содержится в растениях. Человек использует его в пищу».
Кто из ребят справился с заданием?
А) Ира
Б) Коля
Ответ:
Ира справилась с заданием. Правильный ответ А.
Поваренная соль имеет вид белых крупинок. Оно солёное на вкус. В природе встречается под землёй, содержится в воде морей и некоторых озёр. Человек использует его в пищу.
Задание №3
На уроке ребята решили узнать, что произойдёт с поваренной солью, если её поместить в воду. Проделали опыт. В лабораторный стакан налили воды, насыпали щепотку крупной соли, помешали стеклянной палочкой. Сначала соль была хорошо видна, но постепенно стала не видимой. Попробовав жидкость на вкус, дети убедились, что она солёная. Какой вывод ученики могли сделать из этого опыта?
А) Соль исчезла.
Б) Соль превратилась в воду.
В) Вода превратилась в соль.
Г) Соль растворилась в воде, то есть частицы соли перемешались с частицами воды.
Ответ:
Правильный ответ − Г.
Ученики смогли сделать вывод из этого опыта, что соль растворилась в воде, то есть частицы соли перемешались с частицами воды.
Задание №4
Ребята получили задание: с помощью опыта установить, что происходит с воздухом при нагревании.
Денис проделал такой опыт:Лиля проделала такой опыт:Кто поставил опыт правильно?
А) Денис
Б) Лиля
Ответ:
Денис правильно поставил опыт. Правильный ответ − А.
При нагревании воздух расширяется и начинает по трубке выходить через наполненный водой мерный стакан.
Задание №5
Учащиеся исследовали свойства воды. Учительница раздала детям разноцветные полоски бумаги. Что можно узнать с их помощью?
А) Прозрачна ли вода.
Б) Имеет ли вода цвет.
В) Имеет ли вода запах.
Ответ:
Правильный ответ − Б.
С помощью разноцветных полосок можно узнать, имеет ли вода цвет.
Задание №6
Дети получили задание: собрать модель круговорота воды в природе. Какие детали они должны использовать (с. 118)?
А) 1, 3, 5
Б) 2, 3, 5
В) 1, 4, 6
Г) 2, 4, 6
Ответ:
Правильный ответ − Г.
Дети должны использовать детали с изображением облаков, солнца и водоёма.
Задание №7
Учительница попросила разделить на группы животных, изображённых на карточках.
Серёжа предложил такую классификацию: 1, 2 − птицы; 3, 4 − пресмыкающиеся; 5, 6 − звери.
Даша предложила такую классификацию: 1, 2 − птицы; 3, 4 − земноводные; 5, 6 − животные.
Руслан предложил такую классификацию: 1, 2 − птицы; 3, 4 − земноводные; 5, 6 − звери.
Кто выполнил задание верно?
А) Серёжа
Б) Даша
В) Руслан
Ответ:
Выполнил задание верно Руслан. Правильный ответ − В.
Цапля и утка − птицы; Лягушка и жаба − земноводные; Ёж и белка − звери.
Задание №8
Дети получили задание: составить из предложенных деталей модель цепи питания.Витя составил такую модель:Оля составила такую модель:Дина составила такую модель:Кто выполнил задание верно?
А) Витя
Б) Оля
В) Дина
Ответ:
Верно выполнила задание Дина. Правильный ответ − В.
Пищевая цепочка всегда начинается с растения, дальше идут растительноядные, а затем хищники.
Задание №9
На экскурсии ребята встретили вот такое растение:Серёжа сказал, что это купальница. Полина решила, что это ежеголовник. Витя сказал, что это стрелолист. Ира предположила, что это водокрас.
С помощью атласа−определителя проверьте, кто из ребят прав.
А) Серёжа
Б) Полина
В) Витя
Г) Ира
Ответ:
Права Ира. Правильный ответ − Г.
Задание №10
О чём можно узнать с помощью этих иллюстраций?
А) О способах питания животных.
Б) О развитии животных.
В) О цепях питания.
Г) О классификации животных.
Ответ:
С помощью этих иллюстраций можно узнать о развитии животных. Правильный ответ − Б.
На иллюстрациях изображено развитие бабочки и лягушки.
← Предыдущее
Следующее →
Пример экологических связей на лугу для 4 класса
Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.
Трава является основным производителем, её листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня
На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные звери.
Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Всё это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.