Невидимые нити между животными
Связь растений и животных – не единственная в этом ряду. Куда заметнее (причем на любом ландшафте) взаимовлияние разных видов фауны. Самый яркий пример – пищевая цепочка. Мельчайшие представители биоценоза не дают умереть с голода более крупным, так как вторые поедают первых. У каждого зверя набор «живых продуктов». Если из этого набора что-то исчезает, хищнику грозит вымирание. А как же травоядные братья меньшие? Они тоже взаимодействуют с иной фауной. Как доноры – с кровососущими насекомыми. Как «косвенные реципиенты» – с червями, удобряющими почву (ведь она потом рождает сочную траву или густую листву, которыми питаются травоядные).
Эко-кроссовки
Собери кроссовки из переработанных материалов. Для этого нажимай на знаки вопроса и выбирай подходящие предметы. Под каждым знаком будут предметы и надо перетащить их в соответствии с материалом. Ниже представлены правильные ответы, что надо выбрать.
- Резиновые предметы для подошвы: покрышка, резиновый мячик, воздушный шар
- Предметы из ткани для наружной части кроссовок: хлопковая сумка, брюки
- Пластмассовые предметы для шнурков: стаканчик из-под йогурта, пластиковая канистра
- Стеклянные предметы для украшений: стеклянный стакан, разбитая бутылка, стеклянная ваза
- Металлические предметы для вставок: старый замок, консервная банка, гаечный ключ
Живая и неживая природа
Связи живой и неживой природы весьма многогранны и неразрывны. Все тела в мире крепко связаны, и разрыв их приведет к гибели окружающего мира. Рассмотрим следующую модель:
Человек – это особь. Для его существования требуется несколько предметов:
- воздух – чтобы дышать,
- вода – это основа жизни человека,
- солнце – чтобы получать необходимый витамин D,
- почва – чтобы взращивать продукты питания.
Таким образом, на примере человека ясно видно, что связи живой и неживой природы неразрывны, и без одной не было бы второй, ведь и организмы имеют влияние на статичные тела: растения после умирания насыщают почву удобрениями, рыбы поддерживают химический состав воды и т. д
Для осознания важности целостности мира достаточно привести некоторые примеры:
- Воздух нужен каждой особи.
- Солнце питает мир светом и энергией, которые также необходимы для существования всех существ.
- Животные удобряют почву.
- Человек вносит серьезные коррективы в функционирование всех систем своей деятельностью.
Именно эти связи позволяют всему сосуществовать в гармонии. Связь между живой и неживой природой можно отражает следующая схема:
Классификация
Долгое время рассматривались только объекты живой природы, именно их изучала биология, которая многие века сводила все только к описанию видов.
Статичные тела не рассматривались в качестве отдельного мира, их изучали отдельные науки (астрономия, философия и т. д.).
Первую классификацию, которая включала все части естествознания, создал Карл Линней.
Он был шведским ученым – физиологом и профессором медицины. Кроме этого, Нобелевским Лауреатом.
Внимание! Под ведением Карла Линнея находился большой ботанический сад города Упсала, в котором проводили различные научные эксперименты. На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию, по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место
Он разделял всех на:
Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:
На основе изучения растений и других объектов Линней сумел создать классификацию, по которой все предметы разделялись на животных, растения или предметы. Он заметил, что разделять организмы на группы можно, опираясь на их особенности и характеристики, а действуя так, можно создать огромную систему, в которой у каждого будет свое место. Он разделял всех на:
- класс,
- отряд,
- род,
- вид.
Изучая и систематизируя особь, Линней делал это, используя латинское название, и такой порядок сохранен до сих пор. Сегодня полная классификация природного мира включает в себя:
- надцарство или домен,
- царство,
- подцарство,
- надтип или надотдел,
- тип или отдел,
- подтип или подотдел,
- надкласс,
- класс,
- подкласс,
- инфракласс,
- надотряд или надпорядок.
Линней впервые в биологии ввел бинарную номенклатуру, которая подразумевает определение каждой особи под именем вида и рода.
Человек по этой причине классифицируется как Homo sapiens, что означает вид разумный.
Классификация Линнея определяет всем организмам собственное место в мире.
В современном мире классификация Карла Линнея живой природы несколько устарела и ученые пользуются другой схемой.
Так, сейчас выделяют кроме 4 царств природы, 2 надцарства и два подцарства.
Разница между живой и неживой природой, урок
Живая и неживая части природы, ее объекты
Хохлатка
Этот цветок называют торопливым. Ведь хохлатка цветёт очень рано.
Его цветки сиреневые и они быстро увядают, если растение сорвать.
За период цветения хохлатка набирает питательные вещества в луковицы. Потом её цветки опадают, а под землёй остаётся клубень растения.
Размножается хохлатка и семенами, которые зацветают только через 4–5 лет и разносятся муравьями.
В природе известно более 100 видов хохлатки.
Ветреница лютичная
Это растение цветёт чуть позже хохлатки и состоит из трёх частей.
Под землёй спрятан длинный горизонтальный корень, из которого растёт стебелёк с тремя листьями.
А на макушке растения жёлтые цветы.
Ветреница красиво качается на ветру, почему и получила своё название.
Эта ветреница цветками похожа на лютик, поэтому и носит такое название. Но бывают и другие ветреницы — дубравная и лесная, они более редкие.
1) По своим наблюдениям расскажи, как изменилась погода с приходом весны.
Учебник «Окружающий мир» приглашает нас в гости к весне. Посмотрим, что изменилось с приходом этого времени года.
Весной стало теплее. Уже нет сильных морозов и даже ночью лужи не замерзают. Солнце поднимается всё выше, и продолжительность дня увеличилась.
Ещё случаются снегопады, но часто идёт и просто дождь.
2) Что изменилось весной в жизни растений и животных?
Как только стаял снег, появились и первые цветы, а потом и начала зеленеть травка.
На деревьях набухли почки.
Стали прилетать птицы с тёплых краёв, в лесах просыпаются животные, которые спали всю зиму — медведи, ежи и другие.
3) Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной. Сделайте сообщение классу.
Сообщение «Изменения в неживой природе весной» для 2 класса
С приходом весны увеличилась долгота светового дня.
Ночь и день почти сравнялись по продолжительности.
А солнце стало выше подниматься по небосводу.
Из-за этого стало ощутимо теплее.
Снег начал таять, побежали весёлые ручейки.
Сугробы осели и стали грязными.
С крыш застучала капель, и выросли сосульки.
Лёд на реках начал опускаться и открылась чистая вода.
Небо стало более голубым, ярким, по нему теперь бегут высокие белые облака.
Снегопады почти прекратились, но по ночам случаются заморозки, и лужи покрываются тонкой корочкой льда.
Природные явления
Явлениями природы называют еще метаморфозы (что это такое?). Например, по весне на деревьях вырастают листья, а осенью они опадают. После дождя в небе появляется радуга, и растут грибы. Зимой идет снег, вместе с ветром образуя метель или пургу.
Все это и многое другое и есть природные явления, совокупность которых делится на классы:
- по происхождению (климатические, космические, геологические, биогеохимические, геоморфологические) – цунами, ураганы, землетрясения, осадки, молнии, солнечное и лунное затмение и т.д.;
- по продолжительности (мгновенные, кратковременные, долговременные) – извержение вулкана, сосульки, усыхание русла реки и т.д.;
- по регулярности действия (суточные и сезонные) – восход, распускание почек;
- по масштабу распространения;
- по характеру воздействия (благоприятные, неблагоприятные). Например, стихийные явления могут быть очень разрушительными – наводнения, смерчи и др.
Сезонные явления природы.
Все изменения в природе связанные со сменой сезонов — времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.
Зимние явления природы.
Зимние явления природы необычайно очаровательны и сказочно красивы. Зима приносит не только мороз и холод, но и красивые узоры на окнах, великолепный танец снежинок, хрустальное покрытие водоёмов и много других восхитительных явлений. С приходом зимы природа облачается в белоснежные наряды, украшая себя сверкающими сосульками-сережками и ожерельем из снежинок. Белоснежные шубки красиво сверкают на солнце, развеивая на ветру свой искрящийся шлейф.
Зима превращает природу в сказку. Поверхность земли покрывается мягкими сугробами, растения покрываются инеем, который превращает пейзаж в хрустальное королевство. Под лучами солнца природа мерцает и переливается всевозможными красками. Миниатюрные кристаллики отсвечивают солнечные лучики, создавая необыкновенную игру света. Заколдованное зимнее царство так и манит к себе, притягивая своей восхитительной красотой.
Особенно зимой красиво в лесу. Он полностью укрыт белоснежным покровом, который согревают землю от лютых морозов. В лесу стоит необычайная тишина, нарушающаяся порой хрустом веточек. Лес украшен слепящим искрящимся снежком, хрустальным льдом и серебряным инеем. В лесу спрятано множество хрупких драгоценностей, которые являются настоящим природным кладом.
В лесу на белоснежном мягком ковре можно обнаружить следы лесных жителей. По следам видно, где пробегал зайчик, и как он остановился у пенечка, чтобы прислушаться к малейшему шороху. А за зайчиком, скорее всего, шла лисица, заметая следы хвостом. Неподалёку видны совсем свежие следы, по которым узнаётся неспешная походка лося. Он недавно был здесь и поедал кору, поскольку вся еда спрятана под снегом.
Очень красиво выглядят высоченные ели и пышные сосны, покрытые мохнатым снегом. Они величественно возвышаются под голубым небосклоном, а сквозь пушистые веточки настырно пробиваются яркие лучики солнца. Местами небо покрыто облаками, а иногда виднеются клочки чистой голубизны. На фоне неба прозрачный воздух тоже окрашивается голубым оттенком.
Погодные явления неживой природы зимой.
Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель. 150 опытов с природными явлениями.
Примеры зимних явлений в неживой природе.
Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.Превращение воды в лед — это сезонное явление в неживой природе.Примеры зимних природных явлений в неживой природе, наблюдаемых вокруг нас:
- Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.
- С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.
- Метели и вьюги заметают дороги.
- Солнце стоит низко над землей и слабо греет.
- На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.
- Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.
- В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.
- Растут на крышах большие сосульки.
Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс.
К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»
Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.Зимой деревья стоят без листьев — это явление называется сезонным. Примеры изменений происходящих зимой в живой природе, которые мы наблюдаем:
- Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.
- Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.
Окружающий мир 2 класс. Ответы. Учебник + тетрадь.
- Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.
- Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.
- Зайцы переодеваются – меняют свою серую шубку на белую.
- Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.
- Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.
- На Новый Год дети наряжают елку игрушками и веселятся.
- На праздник приходят к нам Снегурочка и Дед Мороз.
- Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы — синицы и снегири.
- Птицы и животные зимой голодают, люди их подкармливают.
Чистяк весенний
Цветёт одновременно с ветреницей и имеет жёлтые цветки.
Но в отличие от ветреницы его цветки имеют побольше лепестков, они более пышные.
А листья чистяка гладкие.
Размножается чистяк семенами и клубеньками, которые появляются прямо на стебле.
6) Расскажите, какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?
Я видела, как напротив нашего дома, на пригорке расцвела мать-и-мачеха.
Я наблюдала прилёт грачей и скворцов. Эти птицы одними из первых появляются в наших краях.
И также я видела несколько первых бабочек — крапивницу и павлиний глаз.
7) Узнайте перелётных птиц на рисунке.
На рисунке первым справа показан Скворец, за ним мы видим птицу под названием Зяблик, третий нарисован Жаворонок и последней — Трясогузка.
Подумайте, как связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе. Постарайтесь показать эти связи с помощью модели.
Три примера модели связей между живой и неживой природой для 2 класса
1. Увеличение продолжительности дня — Таяние снега — Появление проталин — Первые цветы.
2. Таяние снега — Появление проталин — Прилёт перелётных птиц.
3. Высота подъёма солнца над горизонтом — Повышение температуры воздуха — Появление первых бабочек.