Ответы к страницам 48, 49 и 50
Дикорастущие и культурные растения
1. Заполните таблицу. Приведите не менее трёх примеров в каждом столбце.
Дикорастущие растения | Культурные растения |
Клевер, крапива, камыш, ива, ель | Яблоня, слива, вишня, картофель, тыква |
2 Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения.
3. Наш Попугай — любитель и знаток фруктов. Выполни его задание. В жарких странах выращивают много замечательных фруктов. Вот некоторые из них. Знаешь ли ты их названия? Пронумеруй в соответствии со списком. Устно опиши вкус плодов, которые тебе доводилось пробовать.
1. Финики. 2. Манго. 3. Гранат. 4. Папайя.
Если тебе интересно, найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о любом из этих растений. Подготовь сообщение. Гранат – это небольшое дерево или кустарник, высотой не больше 6 метров. Плод этого растения называется гранатина (ягода). Обладая огромными количеством витаминов и микроэлементов, гранат по праву можно назвать не только вкусным гастрономическим лакомством, но и лекарственным средством. Он отлично дезинфицирует повреждения на коже любой сложности, хотя следует отметить, что в коре дерева содержание этого вещества выше, нежели в самом плоде. Сок фрукта имеет положительное влияние на работу желудочно-кишечного тракта, способен побороть даже дисбактериоз кишечника и сопутствующие расстройства.
4. Используя дополнительную литературу, Интернет, приведи примеры сортов любых культурных растений (по своему выбору). Сорта огурцов: “Мурашка”, “Мальчик с пальчик”, “Бенефис”, “Алексеич”, “Санькина любовь”. Сорта помидор: “Орлиное сердце”, “Кенигсберг”, “Чио-чио-сан”, “Шапка Мономаха”, “Пузата хата”.
Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.
1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.
лягушкажабаящерицазмея
2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.
Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.
Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.
3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.
Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.
4. Впиши в текст названия животных.
На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.
Любознательным: подробнее про бурого медведя >>
Сообщение про репейник
Растение репейник или репей знаком многим под другим своим названием — лопух. В России этот цветок встречается почти повсюду, кроме слишком холодных регионов севера. За рубежом его можно увидеть и в Европе, и в Азии, и в Северной Америке. Лопух — настоящий сорняк. Он сильный, живучий и селится на неблагоустроенных территориях вроде обочин дорог или на пустырях.
Это крупное растение высотой с первоклассника имеет толстый стебель и большие зеленые бархатистые листья. Некоторые листочки такие большие, что ими можно прикрыть голову на солнцепеке или завернуть еду на пикнике.
Цветы у лопуха необычные. С первого взгляда так и не догадаешься, что этот зелёно-фиолетовый шарик с колючками — цветок. А колючки на цветке такие цепкие, что могут прилипать не только к одежде, шерсти животных, но и к коже. Внутри цветка зреют семена, так что когда цветок цепляется за одежду проходящего мимо человека, то таким образом он отправляет свои семена на новое место. Именно поэтому он так часто растет около дорог и тропинок.
Не все знают, что лопух можно есть. Молодыми листьями лопуха можно заменить капусту в голубцах, а корень лопуха очень популярен в японской и китайской кулинарии при приготовлении супов.
Сообщение про подорожник
Подорожник – это травянистое растение, обладающее лекарственными свойствами. Подорожник можно встретить везде: на даче, в поле, на лесных тропинках, даже на пустырях и вдоль дорожек в городе. Подорожник поэтому так и называется, что растёт по обочинам дорог. Ещё это растение называют попутчик, семижильник, придорожник, ранник и чирьевая трава. Попутчиком его прозвали потому, что когда семена растения созревают, они прилипают к одежде и обуви людей, проходящих мимо, к шерсти животных, и таким образом переносятся на дальние расстояния.
Листья у подорожника гладкие, широкие, овальной формы с вертикальными жилками и длинными черешками, собраны в розетку. Листья прочные и прижаты к земле. Размеры зависят от вида и могут достигать 30 см. Цветки мелкие и невзрачные, расположены на стрелках, чем-то напоминающих колоски, формирующихся из середины розетки. Корни неглубокие, нитевидные, образуют небольшой пучок. Цветёт подорожник все лето. Семена вызревают в крошечных яйцевидных коробочках на колосках. Осенью крышечки на коробочках открываются, семена высыпаются.
Подорожник обладает удивительными целебными свойствами. При первой помощи листья подорожника используют при ранах и порезах. Нужно приложить лист к ранке, и кровь быстрее остановится, кроме того, подорожник обладает противомикробными и противовоспалительными свойствами.
В лечебных целях используют листья и семена. Из листьев делают настои, которые помогают при различных заболеваниях, а сок из молодых листьев, например, используют для улучшения пищеварения. Подорожник входит в состав многих лекарств.
Стр. 64-65. Будь здоров.
1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.
Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.
2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.
Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.
3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…
ИГРА «Высокий дуб»
В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.
Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.
Играют до тех пор, пока не надоест.
Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.
Еще русские старинные игры на воздухе >>
ГДЗ по теме Природа
Страница 17-19. ГДЗ к теме Неживая и живая природа
1. Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) объекты неживой и живой природы.Солнце, ель, лягушка, воздух, карась, ландыш, гранит, кактус, созвездие, облако, подосиновик, комар, льдина, сосулька, роза, вода.
В рамке расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом обозначены объекты неживой природы, а каким — живые существа.
Неживая природа Живая природа 2. Вырежи из Приложения картинки и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей картинки.
3. Исправь ошибки в утверждениях Сережи (зачеркни лишнее слово). Проверь себя с помощью учебника. 1) Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения — это неживая природа. 2) Растения, грибы, животные, человек, звёзды — это живая природа. 4. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Старайся не повторять примеры из задания 2.
Объекты неживой природы Объекты живой природы Месяц Животные Град Рыбы Камни Птицы Песок Растения
5. Наш удивительный Попугай — любитель загадок. Вот какие загадки он тебе предложил. Отгадай их и впиши отгадки в схему. Объясни схему (устно). Расскажи с её помощью о значении Солнца для жизни на Земле. Взойдет Егор на бугор – Выше леса, выше гор. С бугра спускается – За травой скрывается (Солнце) То, от чего тает лед – тепло Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет – свет 6. Обсудите, какими способами можно показать связи между неживой и живой природой. Какой из этих способов самый наглядный? Почему? В верхней рамке выполните рисунок, показывающий пример связи между объектами неживой и живой природы (или наклейте фотографию). В нижней рамке покажите эту же связь с помощью схемы.
Пример: Солнце, почва и вода влияет на растения.
Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.
1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.
Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины — желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.
Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>
2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.
Ответ: можжевельник.
Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.
Ответ: лиственница.
3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.
Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.
4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез — в октябре; у лип — в сентябре; у кленов — в сентябре; у тополя — в ноябре; у осины — в сентябре; у калины — в октябре.
С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.
1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.
Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.
2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.
Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.
3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.
Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).
4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.
Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.
Сорта культурных растений? откуда они взялись. Откуда взялись культурные растения
На заре своего существования человечество использовало то, что давала природа. При переходе от «дикости» (то есть присваивающей экономики – собирательства, охоты, рыболовства) к «варварству» – производящей экономике (скотоводство, земледелие, ремесло) человек столкнулся со следующей проблемой. Урожайность возделываемых растений была невысока и не могла обеспечить потребности людей, выбравшихоседлую жизнь, поэтому было необходимо ее как-то увеличить. В результате отбора лучших образцов (селекции) из «диких» растений появились «культурные», у которых нужный человеку орган – колос, корень или плод –превосходил (по размеру, по вкусовым качествам)своего «некультурного» предка.
Основное отличие культурных растений от диких в том, что первые могут существовать исключительно под присмотром человека. Люди, выводя новые сорта, концентрировали усилия на том, чтобы сделать растение более урожайным. Если пшеница – то пусть колос будет заметно тяжелее, чем у ее «дикой» сестрицы, если фрукты – пусть будут вкуснее и больше, чем «дички».Но, приобретая одни качества, растения теряют в других. Они становятся неустойчивыми к внешним неблагоприятным воздействиям (плохие погодные условия, болезни и так далее) или при прекращении ухода быстро возвращаются в исходное, «дикое» состояние. Часто селекционерам приходится делать выбор: высокая урожайность, устойчивость к негативным факторам или поиск некого компромисса.
Сообщение про пустырник
Пустырник – это известное слово. Даже если человек никогда не видел у себя на даче это растение, то точно слышал это название по телевизору. Многие лекарства так называются. Что это за растение? Пустырник многолетний. Он может жить очень долго. Также это очень высокое, вытянутое вверх растение. Иногда пустырник может вырасти до двух метров. Когда это растение начинает цвести, то на нем появляются разные цветы. Они могут быть белые, фиолетовые, розовые. Обычно пустырник начинает цвести в конце июня, цветки сохраняются все лето. Распространяется пустырник таким образом: его плоды прикрепляются к одежде людей или запутываются в шерсти какого-нибудь животного. Встретить это растение можно в Азии, Сибири, в Европе.
Народ называет это растение обычно пустырником. Это связано с тем, что столкнуться с ним можно везде, даже на пустырях.
Также пустырник еще называют сердечной травой. Причина такая: один из видов этого растения – сердечный. Название говорит о том, что пустырник хорошо помогает при болезнях сердца.
Еще одно название пустырника – собачья крапива. Такое название дал народ, потому что растение как сорняк может появиться в любом месте. Он, как и крапива, может вызвать жжение и аллергию.
Сообщение про птичью гречиху
Птичья гречишка очень известное растение. Её можно встретить где угодно: на берегу реки, на дороге, на пустыре, на лугах. Она может как ковром застелить даже целые улицы. В нашей стране птичья гречишка растёт практически везде, даже возле болот. Её плоды похожи на орешки, которые с кусочками земли цепляются к лапами животных или обуви человека и таким образом, могут распространяться на огромные расстояния.
Это растение имеет множество названий. В деревнях и сёлах его в основном называют спорыш. В художественной литературе часто встречается как гусиная травка, трава-мурава, собачий перец, дикая горчица, чечина, змеевик, ужевник, свиной буркун.
Общая информация
Группы культурных растений, список которых будет приведен ниже, выращиваются человеком для получения кормов для сельскохозяйственных животных, пищевых продуктов, промышленного, лекарственного и прочего сырья и для других целей. В соответствии с восьмым изданием Международного номенклатурного кодекса, сегодня признается три категории, по которым осуществляется разделение рассматриваемых представителей флоры. К ним, в частности, относят вид, группу и грекс (для орхидных). Получены они все из диких сортов. При этом применялась селекция, гибридизация либо методы генной инженерии. При поиске диких сортов для выведения культурных растений и последующего их использования, сформировалось учение о центрах происхождения агрокультур. Так, Вавилов, обобщив имевшиеся знания, выделил 7 главных центров. При этом необходимо сказать, что группы культурных растений, в отличие от диких сортов, не имеют естественных зон распространения (ареалов).
Описание
Группы культурных растений определяются в соответствии с различными признаками. Достаточно широко используется классификация в соответствии с хозяйственным назначением того или иного сорта. Так, существуют группы лекарственных, медоносных, красильных, прядильных, кормовых, пищевых, технических и прочих культурных растений. В качестве разновидности данной классификации (менее удобной и, в связи с этим, редко используемой) может выступать разделение в соответствии с веществами, присутствующими в них. В этом случае различают, например, алкалоидосодержащие, белкосодержащие, жирномаслиничные и прочие. Также нередко используют и смешанную классификацию: вместе с пищевыми , лекарственными, кормовыми, выделяют также масличные, волокнистые, пряно-ароматические группы культурных растений. Однако наиболее логичной и вполне доработанной системой считается классификация в соответствии с отраслевым принципом.
Сообщение про тысячелистник
Тысячелистник растёт на лугах, в луговых степях, в светлых лесах, вдоль дорог почти по всей России. Это многолетнее травянистое неприхотливое растение высотой 26-60 см.
Листьев у тысячелистника не тысяча, а гораздо меньше. Но каждый изрезан, рассечён на множество долек. Вот и кажется, что их очень много.
На высоком стебле — белая шапка. На первый взгляд она состоит из цветков. Каждый такой «цветок» — маленькое соцветие. Но не всегда цветочные шапки его бывают чисто-белыми. Нередко они розоватые. Цветёт растение с июня по октябрь.
Тысячелистник размножается не только семенами. Под землёй у него есть длинное ползучее корневище.
В середине лета на открытых местах, где особенно жарко, цветов становится меньше, трава желтеет — выгорает. И только тысячелистник стоит как ни в чем не бывало, украшая поля и луга своими розовато-белыми цветами и кружевными листьями. Для коров, овец, коз сочный тысячелистник — самая лакомая трава в это время. Так и простоит он до осенних заморозков зелёным. Ни жары не боится, ни холода. И растёт быстро.
Ещё 900 лет назад греческий врач Диоскорид писал, что тысячелистник заживляет раны и останавливает кровотечения.
Герой Троянской войны Ахилл, умевший не только воевать, но и лечить, доказал целебную силу этого растения. Ахилл вылечил с помощью тысячелистника царя Телефа.
В годы Великой Отечественной войны отвары и настои растения применялись при лечении раненых воинов.
Полевые сорта
Эта группа растений включает в себя зерновые культуры (хлебные злаки – рожь, пшеницу, зернобобовые – чечевицу, сою, горох, крупяные сорта – просо, гречиху, корнеплоды (турнепс, свеклу), клубнеплоды (картофель), прядильные (коноплю, лен, хлопчатник), масличные (горчицу, арахис, подсолнечник), кормовые травы (люцерну, клевер). В некоторых случаях к полевым относят и бахчевые сорта: тыкву, арбузы, дыни. Но, как правило, удобнее рассматривать их в качестве отдельных культур либо в составе овощных культурных групп. По мнению специалистов, целесообразно также отдельно выделять лекарственные сорта (валериану, наперстянку и прочие), эфиромасличные (лаванду, кориандр), а также специфичные виды (махорку, табак).
Страница 36. Осень.
Осенние месяцы.
1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.
В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной
2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.
б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.
в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.
Подробнее о старинных названиях осенних месяцев >>
3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.
Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).
4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.
1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.
Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).
Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.
2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.
Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.
3. Запиши дату.
День осеннего равноденствия — 23 сентября.
Сорта культурных растений окружающий мир. Представители культурных растений. Их использование.
Все культурные растения разделяют на десять с лишним классов. Самые известные – это зерновые, бобовые, злаковые, плодовые и овощные. А потому и выбраны растения именно из данного перечня типов. Что же, вот и первый представитель:
Да, вот так было решено начать список. И неудивительно, ведь картофель – это не только пища. Но обо всем по порядку. Выращен картофель был в Южной Америке, где он, кстати, растет до сих пор. В России же картофель появился во время правления последнего царя Петра Первого. Для нашей страны картошка по праву считается «вторым хлебом», причем уже с начала 20 века. Теперь понятно, что картофель – один из главных продуктов питания. Еще из картофеля можно получить крахмал, который используют в медицине, а также для приготовления порошков и присыпок.
Еще один полезный продукт, который русский народ привык употреблять в пищу для того, чтобы защитить себя от всяких вирусов. И, стоит признаться, это помогает. Кроме того, именно лук применяют как модели для исследований. Сами вспомните, что вы чаще всего рассматривали под микроскопом, когда учились? Правильно, кожицу лука.
Опять же, главное применение данного растения – это пища. Мало того, в одном из блюд свекла имеет ключевое место. Это всем известный борщ. Раньше корень свеклы использовали в медицинских целях. Да и сейчас нередки случаи, когда из свеклы изготовляют разного рода антисептики.