Русский язык 3 класс фразеологизмы словарь

ГДЗ учебник по русскому языку 3 класс Канакина Слово и словосочетание Упражнение 84 Прочитайте в фразеологическом словаре толкование фразеологизмов брать на буксир висеть на телефоне Выпишите из словаря эти фразеологизмы и их значения

РУССКИЙ ЯЗЫК

Что такое фразеологизмы?

83. Прочитайте.

Кого называют словом тапир? А что означает выражение повесил нос? В прямом или в переносном значении оно употреблено?

Обратите внимание! Выражение повесил нос имеет переносное значение «расстраиваться». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют

Такие сочетания слов называются устойчивыми.

Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл: ни свет ни заря, прикусил язык.

Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов:

  • ни свет ни заря означает «рано, до рассвета»;
  • прикусил язык имеет значение «замолчал».

Обратите внимание! В учебнике помещён фразеологический словарь. В нём даются толкования некоторых фразеологизмов

84. Прочитайте в словаре учебника толкование фразеологизмов брать на буксир, висеть на телефоне.

Выпишите из словаря эти фразеологизмы и их значения.

85. Прочитайте фразеологизмы. Когда так говорят?

гладить по головке
падать духом
надуть губы
во все лопатки
ломать голову
рукой подать
капля в море

унывать
быстро
хвалить
мало
думать
обидеться
близко

  • Выберите из правого столбика слова, которые объясняют фразеологизмы. Запишите парами по образцу.

    Образец. Падать духом — унывать.

  • Какому фразеологизму соответствует рисунок?
  • Составьте предложение, употребив в нём одно из данных устойчивых сочетаний слов.

86. Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).

1. Филипок пустился бежать во весь дух. (Л. Толстой) 2. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки. (Д. Мамин-Сибиряк) 3. Лягушка полетела вверх тормашками на землю. (В. Гаршин) 4. Вот и пошли они куда глаза глядят. (Из сказки «Петух да Собака»)

Спишите любые два предложения.

87. Прочитайте.

М..рской бер..г, дружить с т..вар..щем, взяться за ум, остаться с носом, м..двежья берлога, м..двежья услуга, мягкая меб..ль, с гулькин нос.

  • Запишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите и подчеркните устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их лексическое значение. Слышали ли вы эти фразеологизмы?

   Как возникли фразеологизмы

Интересно проследить историю возникновения некоторых фразеологизмов.

Бить баклуши. Когда-то баклушами называли деревянные чурки, из которых крестьяне делали ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши, то есть набить чурок из полена, считалось несложной работой. Её с лёгкостью мог выполнить ученик или подмастерье. Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение бить баклуши стали употреблять в значении «праздно проводить время, бездельничать».

Спустя рукава. Происхождение этого выражения связано с покроем русской боярской одежды XVII века. Она имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчёркивало нежелание хозяев заниматься физическим трудом. Работать в такой одежде со спущенными рукавами было неудобно. Простые люди, наоборот, во время работы засучивали рукава. Поэтому выражение спустя рукава приобрело значение «относиться к делу неохотно, работать кое-как, с ленцой». Со временем оно стало относиться не только к физической работе, но и ко всякому делу вообще, если оно делалось кое-как.

Обратите внимание! Обратите внимание! В учебнике помещена Памятка 7 «Как подготовиться к изложению». Познакомьтесь с ней.. 88

Прочитайте

88. Прочитайте.

Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

(Н. Сладков)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Придумайте к тексту заголовок.
  • Пользуясь памяткой 7, напишите изложение текста по вопросам:
    1. Когда появилась ёлочка?
    2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
    3. Какая стояла ёлочка?

Словарь фразеологизмов

Бабушкины сказки. Выдумки. Вздор.

Бить баклуши. Бездельничать, заниматься пустяками.

Брать на буксир. Помогать отстающему.

В ежовых рукавицах. Очень сурово, строго.

Вертеться (путаться) под ногами. Находясь рядом, мешать тому, возле которого находишься.

Висеть на телефоне. Часто и долго говорить по телефону.

В один миг. Быстро, мгновенно, моментально.

Глаза на мокром месте.Кто-либо часто плачет.

Голова варит. Кто-либо умён, сообразителен, находчив.

Голова садовая.Несообразительный, невнимательный человек.

Гонять лодыря.Бездельничать.

Зарубить на носу. Твёрдо запомнить, запомнить крепко-накрепко, навсегда.

За тридевять земель. Очень далеко.

Зелёная улица. Путь без задержек.

Идти на поводу. Действовать несамостоятельно, по чьей-либо указке.

Как воды в рот набрал. (Будто) онемел, лишился дара речи.

Как с нёба (с луны) свалился. 1. Совершенно неожиданно, внезапно появился, возник. 2. Кто-либо не понимает того, что ясно каждому.

Как собака на сене. Сам не пользуется чем-либо и другим не даёт пользоваться.

Комар носа не подточит. Ни к чему не придерёшься.

Кот наплакал. Очень мало.

Навострить уши. Напряжённо, внимательно слушать.

Надувать губы. Обижаться, сердиться.

Намылить шею. Отругать, сделать внушение.

На скорую руку. Поспешно, торопливо, наскоро.

Не ударить в грязь лицом. Успешно справиться с делом.

Ни свет ни заря. Очень рано, до рассвета.

Обвести вокруг пальца. Ловко обмануть.

Пальчики оближешь. Очень вкусно (о пище).

Под боком. Совсем рядом, недалеко.

Проще простого. Очень легко и просто.

Рыцарь без страха и упрёка. Смелый, великодушный человек.

Садиться не в свой сани. Браться не за своё дело.

Своими словами (рассказать). Не дословно, а передать только главный смысл.

Сгорать от стыда. Испытывать чувство сильного стыда, стыдиться.

Семь пятниц на неделе. Кто-либо часто меняет свои мнения, решения.

Сесть в калошу. Потерпеть неудачу; оказаться в смешном положении.

Сказка про белого бычка. Бесконечное повторение одного и того же.

Смешинка в рот попала. Кто-либо никак не может удержаться от смеха.

Спустя рукава.Без должного внимания, старательности, кое-как.

Стреляный (старый) воробей. Опытный, бывалый человек.

Убить двух зайцев. Одновременно выполнить два дела или добиться осуществления двух целей.

Ушки на макушке. Кто-либо очень внимательно, напряжённо вслушивается.

Хватать с нёба звёзды. Отличаться необыкновенными способностями.

Чудеса в решете. Что-то удивительное, необычное.

Чуть свет. Самым ранним утром, когда начинает светать.

Язык развязался. Кто-либо начинает много говорить, становится болтлив.

ГДЗ к теме Словосочетание

Что такое словосочетание?

Упражнение № 57. Прочитайте. Спишите, подчеркните основу предложения.

В поле созрела густая пшеница.

• Выпишите из предложения подлежащее с второстепенным членом, который его поясняет. Поставьте вопрос от подлежащего к зависимому слову.• Выпишите из предложения сказуемое с второстепенным членом, который его поясняет. Поставьте вопрос к зависимому слову.

Ответ:

Из чего состоит словосочетание?

Упражнение № 58. Прочитайте. Спишите предложение.

Жёлтые листья закружились в воздухе.

• Назовите основу предложения. Подчеркните её.• Назовите словосочетания. Какое слово в каждом словосочетании является главным, а какое – зависимым?

Ответ:

Упражнение № 59. Прочитайте.

Весело стрекочут длинноусые кузнечики.

• Спишите. Подчеркните основу предложения: подлежащее и сказуемое.• Выпишите из предложения словосочетания.

Ответ:

Упражнение № 60. Прочитайте.

Ранней весной на лесных проталинках расцветут голубые подснежники.

• Спишите. Подчеркните главные члены предложения.

• Выпишите словосочетания.

Подснежники (какие?) _____________ .Расцветут (где?) _____________ .Расцветут (когда?) _____________ .На проталинках (каких?) ______________ .Весной (какой?) _______________ .

Ответ:

Упражнение № 61. Прочитайте стихи А. Громовой.

Усталое солнце по небу гуляет.4Ленивая туча над лесом скучает.На сонной берёзе щебечут синицы.4Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

• Какое настроение вызывают эти стихи? (Ощущение покоя, тишины)• Назовите слова, которые употреблены в переносном значении.• Спишите. Подчеркните основу каждого предложения. Выпишите из любого предложения словосочетания.

Ответ:

Упражнение № 62. Прочитайте.

1. Солнце скрылось; вечернее солнце; скрылось за деревьями. 2. Чёрный дятел; дятел уселся; уселся на ствол; на ствол сосны. 3. Он долбил; долбил звонко; долбил дерево; сухое дерево.

• Какие пары слов составляют предложения, а какие – словосочетания? Найдите в словосочетания главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову.• Составьте предложения из данных пар слов и запишите. Подчеркните в каждом предложении основу.

Ответ:

Упражнение № 63. Рассмотрите в репродукцию картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».

• Что изобразил художник на картине? Какими вы увидели реку? Её берега? Заливные луга, уходящие к горизонту? Деревья и их осенний наряд? Землю?• Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? Что вам запомнилось в картине?• Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.

Ответ

  • Назад

  • Вперёд

Словарь фразеологизмов.

Бабушкины сказки. Выдумки. Вздор.

Бить баклуши. Бездельничать, заниматься пустяками.

Брать на буксир. Помогать отстающему.

В ежовых рукавицах. Очень сурово, строго.

Вертеться (путаться) под ногами. Находясь рядом, мешать тому, возле которого находишься.

Висеть на телефоне. Часто и долго говорить по телефону.

В один миг. Быстро, мгновенно, моментально.

Глаза на мокром месте. Кто-либо часто плачет.

Голова варит. Кто-либо умён, сообразителен, находчив.

Голова садовая. Несообразительный, невнимательный человек.

Гонять лодыря. Бездельничать.

Зарубить на носу. Твёрдо запомнить, запомнить крепко-накрепко, навсегда.

За тридевять земель. Очень далеко.

Зелёная улица. Путь без задержек.

Идти на поводу. Действовать несамостоятельно, по чьей-либо указке.

Как собака на сене. Сам не пользуется чем-либо и другим не даёт пользоваться.

Как с нёба (с луны) свалился. 1. Совершенно неожиданно, внезапно появился, возник. 2. Кто-либо не понимает того, что ясно каждому.

Как воды в рот набрал. (Будто) онемел, лишился дара речи.

Комар носа не подточит. Ни к чему не придерёшься.

Кот наплакал. Очень мало.

Навострить уши. Напряжённо, внимательно слушать.

Надувать губы. Обижаться, сердиться.

Намылить шею. Отругать, сделать внушение.

На скорую руку. Поспешно, торопливо, наскоро.

Не ударить в грязь лицом. Успешно справиться с делом.

Ни свет ни заря. Очень рано, до рассвета.

Обвести вокруг пальца. Ловко обмануть.

Пальчики оближешь. Очень вкусно (о пище).

Под боком. Совсем рядом, недалеко.

Проще простого. Очень легко и просто.

Рыцарь без страха и упрёка. Смелый, великодушный человек.

Садиться не в свой сани. Браться не за своё дело.

Своими словами (рассказать). Не дословно, а передать только главный смысл.

Сгорать от стыда. Испытывать чувство сильного стыда, стыдиться.

Семь пятниц на неделе. Кто-либо часто меняет свои мнения, решения.

Сесть в калошу. Потерпеть неудачу; оказаться в смешном положении.

Сказка про белого бычка. Бесконечное повторение одного и того же.

Смешинка в рот попала. Кто-либо никак не может удержаться от смеха.

Спустя рукава. Без должного внимания, старательности, кое-как.

Стреляный (старый) воробей. Опытный, бывалый человек.

Убить двух зайцев. Одновременно выполнить два дела или добиться осуществления двух целей.

Ушки на макушке. Кто-либо очень внимательно, напряжённо вслушивается.

Хватать с нёба звёзды. Отличаться необыкновенными способностями.

Чудеса в решете. Что-то удивительное, необычное.

Чуть свет. Самым ранним утром, когда начинает светать.

Язык развязался. Кто-либо начинает много говорить, становится болтлив.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: