Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы)
Упражнение 124 — страница 12
Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством букв. Запиши их.
Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.
Упражнение 125 — страница 12
Запиши по памяти отрывок из сказки А. Пушкина. С чем сравнивается месяц? В выделенных словах подчеркни безударные гласные, впиши проверочные слова.
Подбери к слову месяц слово, близкое по значению.
Упражнение 127 — страница 14
Прочитай текст. В чём ошибся ученик? Устно исправь его ошибки.
Найдите и подчеркните орфограммы в выделенных словах. В скобках запишите проверочные слова.
Слова для выбора: на юге — на Севере, долгая — короткая, жаркая — морозная, длинное — короткое, к жаре — к холоду.
Запиши ответы на вопросы, правильно выбери слова.
Приставка
Спиши, раскрывая скобки.
Часть слова перед корнем — это: предлог или приставка Обведи верный ответ.
Образуйте и запишите новые слова с приставками за-, пере-.
Чем различаются записанные вами родственные слова?
Упражнение 144 — страница 24
Какая буква в словах пропущена? Впиши её. Обозначь приставки.
В словах пропущена буква «ъ». Теперь обозначим в словах с пропущенными буквами приставки.
P.S. При разборе слов по составу «ъ» не относится ни к приставке, ни к корню слова. Однако в начальной школе для простаты твердый знак выделяют вместе с приставкой.
Упражнение 145 — страница 25
Попробуй образовать новые слова с приставками. Какое правило нужно вспомнить?
При образовании новых слов с приставками следует вспомнить следующее правило.
Звуки и Буквы. Слог. Ударение
Покажи Ване, как изменить слова, чтобы в них появился разделительный мягкий знак (ь).
Упражнение 113 — Страница 4
Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком (ь).
Таким образом из слов представленных в упражнении следует подчеркнуть слова: Дарья, семья, житьё, пьеса, вьюга, шьют, пьют, друзья. Во всех остальных слова «ь» является показателем мягкости согласных. Таким образом, получим:
Допиши предложения, используя слова для выбора.
Выполненное задание:
Упражнение 115 — Страница 5
Допиши слова с разделительным мягким знаком (ь).
P.S. Тут может возникнуть сложность в названии домиков для пчёл. То есть как правильно улья или ульи? Если обратиться к словарем, то все встает на свои места.
Упражнение 116 — Страница 6
Выпиши слова в две группы: сначала с разделительным мягким знаком (ь), а затем с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Какие слова не попали в эти группы?
Состав слова
Упражнение 131 — Страница 17
Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выдели корень.
Т.о. у слов родина, родители, родственники — общий корень — род; у слов родной и родня — общий корень — родн, а у слово родник — корень родник.
Упражнение 132 — Страница 18
Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима. Подчеркните имена собственные родственников артиста.
Сравните эти слова. Обсудите, чем они похожи. Выделите и обозначьте дугой общую часть в этих словах.
Слова из стихотворения Бориса Заходера: Трулялинском, Трулялётка, Трулялюрка, Трулялишка, Трулялячка образованы от слова «тру-ля-ля», которое обозначает радость, веселье. Все эти слова являются образованными от одного корня путем добавления к ним различных суффиксов. Отметим общую в этих словах.
Прочитай предложение. Выпиши родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выдели корень.
Упражнение 134 — Страница 19
Подбери к каждому слову родственное слово и запиши его.
Слова для выбора: телёнок, слонёнок, тигрица, грачонок, коровий, слоняться.
Какие слова нельзя назвать родственными?
Упражнение 135 — страница 19
Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.
А теперь выделим корень в подчеркнутых словах и поставим в них ударение:
Т.о. в словах: вода, воды, водичка и водяные — корень: вод.
Упражнение 136 — страница 19
Прочитай. Выдели предложения. Озаглавь текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы и правильно оформляя предложения на письме.
Упражнение 137 — страница 20
Подберите к каждому слову родственное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Пропущенные буквы подчеркните. Объясните их правописание в корнях слов.
Упражнение 138 — страница 21
Прочитай. Подбери к выделенным словам однокоренные слова. Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
А теперь выделим корень в однокоренных словах:
Выдели корень в родственных словах.
И выделим корень в словах:
Упражнение 140 — страница 22
Прочитай народные пословицы и поговорки.
Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы.
P.S. Запишем проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Ры б ка — ры б а, сла д ка — сла д ок, ча ш ка — ча ш ечка, ло ж ка — ло ж ечка, шу б ка — шу б а.
Упражнение 141 — страница 23
Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Запишем пары родственных слова:
Выделим корень у этих слов:
Есть ли среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками? Подчеркни буквы на месте этих звуков.
Среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками следующие: звез д ное, ненас т ный, счас т ливая.
Тематические группы слов
Упражнение 128 — страница 15
Прочитай слова. В выделенных словах подчеркни орфограммы, в скобках запиши проверочные слова.
Раздели слова — название вещей на три группы.
На какой общий вопрос отвечают слова всех трёх групп: что? или кто? Подчеркни.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.
Упражнение 129 — страница 16
Прочитай стихи К. Чуковского. Выпиши слова одной тематической группы.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. поставь знак ударения.
Упражнение 130 — страница 16
Прочитай две группы слов. Найди и подчеркни лишнее слово в каждой группе.
Поставь вопрос кто? или что? к каждой группе.
Имя существительное
Упражнение 150 — страница 29
Напиши пять слов — названий предметов, которые ты видишь вокруг себя в классе.
С новой строки напиши пять слов — названий предметов, которые ты видишь за окном.
Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?
Упражнение 152 — страница 30
Угадай, из каких сказок эти герои: «Гуси-Лебеди», «Колобок», «Федорино горе».
Спиши сначала существительные неодушевлённые, а потом одушевлённые.
Поставь вопрос на который отвечают слова каждой группы.
Упражнение 153 — страница 31
Прочитай стихи А. Барто «Имя и фамилия». Подчеркни имена собственные.
Впиши полное имя мальчика. А как назвать его ласково? Запиши.
Полное имя мальчика — Василий Чистяков. Ласково его можно назвать — Васенька.
Упражнение 153 — страница 31
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни имена собственные.
Запиши краткие ответы на вопросы.
Как называется столица наше Родины? Москва.
Что находится в центре города? Кремль и Красная площадь.
Как называется главная улица столицы? Тверская.
Прочитай и спишите высказывание К. Ушинского.
Подумайте, слова Отечество и Родина — синонимы?
Помоги Ане и Ване составить из слов предложения. Запиши их.
Подчеркни имена существительные единственного числа.
Упражнение 158 — страница 34
Прочитай отрывок из текста. Озаглавь его.
Выпиши выделенные слова. Определи и обозначь их число.
Ответьте на вопрос: «Что необычного можно увидеть с степи?»
Упражнение 159 — страница 34
Прочитай стихотворение М. Бородицкой. Вставь в слова пропущенные буквы.
Запиши стихотворение по памяти.
Подчеркни имена существительные множественного числа.
P.S. В слове «закла д ки» вставили букву «д«, проверочное слово — закла д очка. В слове «га д кой» вставили букву «д«, проверочное слово — гла д ок. И в слове «тетра д ки» вставили букву «д«, проверочное слово тетра д очка.
Упражнение 160 — страница 35
Прочитай текст. Подчеркни имена существительные.
Когда существительные уместно было заменить одним из слов его, она, он? Спиши текст, заменяя существительные одним из слов его, она, он, где это необходимо.