Основы грамотной речи для школьников
За свой первый школьный год ребята усвоили небольшой, но очень важный объем информации. Сейчас они уже могут уверенно писать под диктовку простые предложения и умеют различать их по интонации. Со второго года обучения их ждет новое увлекательное путешествие в мир правописания и чистой речи.
Особое место в школьном образовании занимает представленный учебник. В нем содержится отличный комплекс упражнений, который в легкой игровой форме дает учащимся новые знания. Они также сопровождаются иллюстрациями и творческими заданиями, которые прививают ученикам интерес к обучению и раскрывают их творческий потенциал. Но даже такого прекрасного учебника бывает недостаточно, чтобы каждый второклассник усвоил программу на отлично. Невнимательность на занятиях, пропуски уроков или банальная нехватка времени может дорого обойтись ребятам.
Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы)
Упражнение 124 — страница 12
Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством букв. Запиши их.
Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.
Упражнение 125 — страница 12
Запиши по памяти отрывок из сказки А. Пушкина. С чем сравнивается месяц? В выделенных словах подчеркни безударные гласные, впиши проверочные слова.
Подбери к слову месяц слово, близкое по значению.
Упражнение 127 — страница 14
Прочитай текст. В чём ошибся ученик? Устно исправь его ошибки.
Найдите и подчеркните орфограммы в выделенных словах. В скобках запишите проверочные слова.
Слова для выбора: на юге — на Севере, долгая — короткая, жаркая — морозная, длинное — короткое, к жаре — к холоду.
Запиши ответы на вопросы, правильно выбери слова.
Имя существительное
Упражнение 150 — страница 29
Напиши пять слов — названий предметов, которые ты видишь вокруг себя в классе.
С новой строки напиши пять слов — названий предметов, которые ты видишь за окном.
Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?
Упражнение 152 — страница 30
Угадай, из каких сказок эти герои: «Гуси-Лебеди», «Колобок», «Федорино горе».
Спиши сначала существительные неодушевлённые, а потом одушевлённые.
Поставь вопрос на который отвечают слова каждой группы.
Упражнение 153 — страница 31
Прочитай стихи А. Барто «Имя и фамилия». Подчеркни имена собственные.
Впиши полное имя мальчика. А как назвать его ласково? Запиши.
Полное имя мальчика — Василий Чистяков. Ласково его можно назвать — Васенька.
Упражнение 153 — страница 31
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни имена собственные.
Запиши краткие ответы на вопросы.
Как называется столица наше Родины? Москва.
Что находится в центре города? Кремль и Красная площадь.
Как называется главная улица столицы? Тверская.
Прочитай и спишите высказывание К. Ушинского.
Подумайте, слова Отечество и Родина — синонимы?
Помоги Ане и Ване составить из слов предложения. Запиши их.
Подчеркни имена существительные единственного числа.
Упражнение 158 — страница 34
Прочитай отрывок из текста. Озаглавь его.
Выпиши выделенные слова. Определи и обозначь их число.
Ответьте на вопрос: «Что необычного можно увидеть с степи?»
Упражнение 159 — страница 34
Прочитай стихотворение М. Бородицкой. Вставь в слова пропущенные буквы.
Запиши стихотворение по памяти.
Подчеркни имена существительные множественного числа.
P.S. В слове «закла д ки» вставили букву «д«, проверочное слово — закла д очка. В слове «га д кой» вставили букву «д«, проверочное слово — гла д ок. И в слове «тетра д ки» вставили букву «д«, проверочное слово тетра д очка.
Упражнение 160 — страница 35
Прочитай текст. Подчеркни имена существительные.
Когда существительные уместно было заменить одним из слов его, она, он? Спиши текст, заменяя существительные одним из слов его, она, он, где это необходимо.
Тематические группы слов
Упражнение 128 — страница 15
Прочитай слова. В выделенных словах подчеркни орфограммы, в скобках запиши проверочные слова.
Раздели слова — название вещей на три группы.
На какой общий вопрос отвечают слова всех трёх групп: что? или кто? Подчеркни.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.
Упражнение 129 — страница 16
Прочитай стихи К. Чуковского. Выпиши слова одной тематической группы.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. поставь знак ударения.
Упражнение 130 — страница 16
Прочитай две группы слов. Найди и подчеркни лишнее слово в каждой группе.
Поставь вопрос кто? или что? к каждой группе.
Приставка
Спиши, раскрывая скобки.
Часть слова перед корнем — это: предлог или приставка Обведи верный ответ.
Образуйте и запишите новые слова с приставками за-, пере-.
Чем различаются записанные вами родственные слова?
Упражнение 144 — страница 24
Какая буква в словах пропущена? Впиши её. Обозначь приставки.
В словах пропущена буква «ъ». Теперь обозначим в словах с пропущенными буквами приставки.
P.S. При разборе слов по составу «ъ» не относится ни к приставке, ни к корню слова. Однако в начальной школе для простаты твердый знак выделяют вместе с приставкой.
Упражнение 145 — страница 25
Попробуй образовать новые слова с приставками. Какое правило нужно вспомнить?
При образовании новых слов с приставками следует вспомнить следующее правило.