РУССКИЙ ЯЗЫК
Что такое местоимение?
171. Прочитайте. Назовите сказку.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Я, _______-норушка! А ты кто?
— А я ______-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Стали они вдвоём жить.
- Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?
- На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имён существительных употребляется слово они?
- Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.
- Разыграйте сценку разговора сказочных персонажей.
В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают. Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это местоимения. Местоимение — это часть речи. |
172. Подготовьте ответ на вопрос: что такое местоимение? Подкрепите свой ответ примерами.
Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.
173. Прочитайте.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы.
(Т. Собакин)
- Определите главную мысль стихотворения.
- Спишите первое предложение. Проверьте себя.
- Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор?
- Каких местоимений в стихотворении нет?
174. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.
Запишите названия предметов, а в скобках — мес тоимение (он, она, оно, они), которым можно заменить каждое слово.
Образец. Платок (он), … .
плато́к
Обратите внимание! Своё название эта часть речи — местоимение — получила за то, что она употребляется в речи вместо имён (вместо имени существительного, имени прилагательного и др.). 175
Прочитайте
175. Прочитайте.
Я играю. |
… играем. |
Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Запишите предложения.
Докажите, что вы записали нераспространённые предложения. Какой частью речи выражено в них подлежащее? сказуемое?
Выберите любое предложение и распространите его второстепенными членами. Запишите его. Подчеркните в предложении главные члены.
176. Прочитайте. Какие слова не являются место имениями? Каких местоимений здесь нет?
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на.
Запишите только местоимения.
177. Прочитайте.
Они клевали корм и весело щебетали. На обед слетелись синички и снегири. Мальчики рады, что птицы пообедали. Петя и Игорь насыпали в кормушку зерно.
- Расположите предложения так, чтобы получился текст. Скажите, какое предложение будет первым и почему. Придумайте заголовок к тексту.
- Запишите заголовок и текст. Проверьте себя.
- Объясните, вместо каких имён существительных употреблены выделенные слова. Какие ещё слова можно использовать вместо слов мальчики и птицы?
Обратите внимание! Старайтесь не повторять имена существительные в стоящих рядом предложениях. Для этого заменяйте повторяющееся слово:. образным выражением: птицы — пернатые гости
местоимением: мальчики — они;
синонимом: мальчики — ребята;
образным выражением: птицы — пернатые гости.
178. Прочитайте.
- Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
- На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
- Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки и тоже зачирикала.
- Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
- Выскажите мнение: что нужно сделать, чтобы не было повторов одного и того же имени существительного в каждой паре предложений?
- Запишите любую пару предложений, заменяя, где нужно, повторяющиеся имена существительные местоимениями.
179. Рассмотрите рисунки.
- Составьте по любому рисунку рассказ и включите в него диалог. Подготовьтесь его инсценировать.
- Скажите, какие местоимения вы употребили в диалоге. С какой целью?