Непарные согласные звуки

Гдз русский язык 3 класс климанова, бабушкина - учебник «просвещение»

Непарные звонкие согласные

В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.

Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».

В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.

Например, воздух проходит через нос и образует звуки и , а при смыкании губ получаются звуки и .

Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки и .

Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки и .

Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук .

Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими  глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.

Определение
Звуки , , , , , , , , — это непарные звонкие согласные.

Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:

Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:

  • банка — банька;
  • рад — ряд;
  • мыс — миска;
  • лов — лев.

А звук непарный по всем характеристикам:

  • непарный звонкий;
  • непарный мягкий.

Звонкие и глухие согласные

Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.

Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.

Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки , , , , , . Гласные звуки формируются целиком голосом.

Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.

По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.

Звонкие согласные состоят из шума и голоса:

, , , , ,

А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:

, , , ,  , , , , ,

Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:

  • — .

Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.

В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:

  • убор — упор;
  • влага — фляга;
  • грот — крот;
  • дрова — трава:
  • жалость — шалость;
  • зев — сев.

Остальные согласные являются непарными.

Непарные звонкие согласные

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове (пень) звук парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки (непарный звонкий, непарный мягкий), (непарный мягкий, непарный глухой), (непарный мягкий, непарный глухой) и (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это .

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непар­ные соглас­ные, в обра­зо­ва­нии кото­рых голо­са боль­ше, чем шума. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через гор­тань и голо­со­вые связ­ки напря­га­ют­ся и виб­ри­ру­ют, то есть в их рож­де­нии участ­ву­ет голос.

Эти зву­ки отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных сво­ей осо­бой звуч­но­стью, поэто­му их назва­ли сонор­ны­ми. Это назва­ние вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный».

В фор­ми­ро­ва­нии сонор­ных зву­ков шум тоже при­сут­ству­ет, но в мень­шей сте­пе­ни, чем у звон­ких согласных.

Например, воз­дух про­хо­дит через нос и обра­зу­ет зву­ки и , а при смы­ка­нии губ полу­ча­ют­ся зву­ки и .

Если воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде язы­ка и про­хо­дит в про­ход меж­ду кра­я­ми щёк, то появ­ля­ют­ся зву­ки и .

Кончик язы­ка под­ни­ма­ет­ся к аль­ве­о­лам и дро­жит под выхо­дя­щей стру­ей воз­ду­ха. Тогда рож­да­ют­ся зву­ки и .

Если рас­тя­нуть губы в улыб­ке, а кон­чик язы­ка при­жать к ниж­ним зубам, то про­из­не­сем звук .

Эти все­гда звон­кие зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, не соот­но­сят­ся ни с каки­ми  глу­хи­ми соглас­ны­ми. У них нет фоне­ти­че­ской пары по при­зна­ку глухости/звонкости.ОпределениеЗвуки , , , , , , , , — это непар­ные согласные.

Между собой они обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

Послушаем, как зву­чат мяг­кие и твер­дые сонор­ные зву­ки в словах:

  • бан­ка — банька;
  • рад — ряд;
  • мыс — миска;
  • лов — лев.

А звук непар­ный по всем характеристикам:

  • непар­ный звонкий;
  • непар­ный мягкий.

Непарные глухие согласные

Среди глу­хих соглас­ных так­же есть непар­ные, кото­рые не соот­но­сят­ся со звон­ки­ми согласными.ОпределениеЗвуки , , , , — это непар­ные глу­хие согласные.

Глухие соглас­ные и обра­зу­ют пару по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

  • храб­рый — хитрый;
  • хлеб — химия;
  • худой — хилый.

Остальные глу­хие соглас­ные непар­ные по всем фоне­ти­че­ским при­зна­кам. Укажем их особенности:

  • звук — это непар­ный глу­хой, непар­ный твердый;
  • звук — это непар­ный глу­хой, непар­ный мягкий;
  • звук — это непар­ный глу­хой, непар­ный мягкий.

Непарные мягкие и твёрдые согласные

Вне зави­си­мо­сти от после­ду­ю­ще­го глас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­ва­ми «е», «ё», «и», «ю», «я»,  или «ь», зву­ки , , все­гда твер­дые в сло­вах, а , и , напро­тив, зву­чат мяг­ко. B тран­скрип­ции слов их мяг­кость все­гда обо­зна­ча­ет­ся апострофом.

Сравним:

  • ци́ркуль
  • це́нный
  • жёл­тый
  • за́лежь
  • кошёл­ка
  • пу́стошь
  • чёр­ный
  • чисто­та́
  • щёт­ка
  •  щу́ка .

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «ж», «ш», «ч», «щ» слу­жит для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм гла­го­лов (беречь, поёшь, отрежь), а не для ука­за­ния мяг­ко­сти согласного.

Итак, в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка три соглас­ных явля­ют­ся непар­ны­ми мяг­ки­ми, а зву­ки , , — непар­ны­ми твёрдыми.

В 3 класс с ГДЗ

Многие дети думают, что раз они уже привыкли ходить в школу, то все знают. Но программа по предметам, в том числе и по русскому, становится сложнее с каждым годом. Возрастают и объемы сведений, которые необходимо усвоить. У многих школьников начинают возникать проблемы, связанные с пониманием материала и нехваткой времени, чтобы сделать все задания учителя. «ГДЗ по русскому языку 3 класс Учебник Климанова, Бабушкина (Просвещение) Перспектива» позволит успешно преодолеть все трудности.

Недопонимание данной дисциплины грозит ученикам весьма неприятными последствиями:

  1. Множеством ошибок в домашних и классных работах.
  2. Снижением оценок по дисциплине.
  3. Проваленными тестированиями.
  4. Общей безграмотностью.
  5. Невозможностью реализовать себя в будущем.

Все начинается с малого, на что обычно многие ребята закрывают глаза, не пытаются как-то исправить ситуацию. Постепенно пробелы в познаниях нарастают, пока не становятся огромными и непреодолимыми. Поэтому необходимо с самого начала прорабатывать даже малейшие недочеты, чтобы избежать более крупных проблем. Решебник сделает эту задачу более легкой. С этим пособием можно добиться отличных навыков и поддерживать их на должном уровне.

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных – и – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:

, , , ,

Иногда не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

Звонкие б в г д ж з й л м н р
Глухие п ф к т ш с х ц ч щ

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук .

Звонкие и глухие согласные

Чтобы понять, что такое непар­ные соглас­ные, вна­ча­ле опре­де­лим, что наша речь состо­ит из пред­ло­же­ний, пред­ло­же­ния — из слов, а сло­ва — из звуков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи, кото­рая сама по себе не име­ет зна­че­ния, но объ­еди­нив­шись с дру­ги­ми зву­ка­ми созда­ет фоне­ти­че­ский облик сло­ва, име­ю­ще­го лек­си­че­ское значение.

Звуки речи про­из­но­сят­ся по-разному. Если струя воз­ду­ха про­хо­дит сво­бод­но через напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки и полость рта, то обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки , , , , , . Гласные зву­ки фор­ми­ру­ют­ся цели­ком голосом.

Большинство зву­ков речи обра­зу­ют­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствия в виде язы­ка, зубов, смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ и пр. Тогда появ­ля­ет­ся шум­ный звук, кото­рый назы­ва­ет­ся согласным.

По соот­но­ше­нию голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят­ся на звон­кие и глухие.

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голоса:, , , , ,

А глу­хие соглас­ные, напро­тив, «без­го­ло­сые». Они состо­ят толь­ко из шума:, , , ,  , , , , ,

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные похо­жи по спо­со­бу обра­зо­ва­ния, но раз­ли­ча­ют­ся толь­ко сво­ей звон­ко­стью, то есть уча­сти­ем голо­са, или глу­хо­стью. По при­зна­ку звонкости/глухости такие соглас­ные состав­ля­ют пары:

  • — .

Это пар­ные соглас­ные, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся при­зна­ком звонкости/глухости.

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет 6 пар звон­ких и глу­хих соглас­ных. С их помо­щью мож­но раз­ли­чать слова:

  • убор — упор;
  • влага — фляга;
  • грот — крот;
  • дрова — трава:
  • жалость — шалость;
  • зев — сев.

Остальные соглас­ные явля­ют­ся непарными.

Упражнение: Говорите вместе: Громкие и тихие голоса: Ресурсы для раннего обучения

Стандарты

Стандарты MA:

Разговор и аудирование/SL. PK.MA.1: Участвуйте в совместных беседах с разными партнерами во время повседневных дел и игр. Language/L.PK.MA.1: Демонстрация использования устной речи в неформальной повседневной деятельности.

Начальные результаты:

Развитие речи/рецептивный язык: Обращает внимание на язык во время разговоров, песен, рассказов или других обучающих мероприятий. “ Развитие речи/Выразительный язык: Использует язык для выражения идей и потребностей

Логика и рассуждение/Рассуждение и решение проблем: Классифицирует, сравнивает и противопоставляет объекты, события и переживания. Социально-эмоциональное развитие/саморегуляция: Распознает и обозначает эмоции

“ Развитие речи/Выразительный язык: Использует язык для выражения идей и потребностей. Логика и рассуждение/Рассуждение и решение проблем: Классифицирует, сравнивает и противопоставляет объекты, события и переживания. Социально-эмоциональное развитие/саморегуляция: Распознает и обозначает эмоции.

Руководство по обучению PreK:

Английская словесность/язык 2: Активно участвуйте в дискуссиях, прислушивайтесь к идеям других, задавайте соответствующие вопросы и отвечайте на них

Говорите вместе: громкие и тихие голоса

Содружество штата Массачусетс, Департамент раннего образования и ухода (фотограф Дженнифер Уодделл).

Ключевые понятия STEM: Звуки имеют источник; Звуки различаются по трем параметрам: громкость, высота тона и тембр

ELA Навыки фокусировки:

Обсуждайте различные объекты, которые громкость контролируют, например, телевизор или автомобильное радио. Спроси, Вы когда-нибудь включали звук телевизора погромче? А автомобильное радио?

  • Вы можете продемонстрировать разную громкость с помощью звонка мобильного телефона или видео.
  • Как вы демонстрируете, скажем, Меняю громкость звонка. Громкость говорит о том, насколько громкий или тихий звук.

Спросите детей, просили ли их когда-нибудь   «успокоиться». Затем спросите:  Когда кто-то просит вас успокоиться, чего он от вас хочет? (уменьшите громкость голоса) Если они попросят вас говорить громче, чего они хотят? Как это похоже на изменение громкости телевизора или автомобильного радиоприемника?

Попросите детей попрактиковаться в изменении громкости голоса.

(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: