ГДЗ учебник по русскому языку 2 класс Канакина Звуки и буквы Проверь себя 1 Упражнение 3

Образцы слоговой схемы

При обучении чтению первоклассников учат, как разложить слово на слоги. Для этого достаточно помнить, что слог образует гласная. Например, в слове «лист» один слог, а в слове «листья» — два.

Таким образом, слог может состоять:

  • Из одной гласной: Аист, Якорь.
  • Начинаться на согласную и содержать гласный: Дерево.
  • Согласные без гласной, Й, Ь и Ъ отходят предыдущему слогу: Мальчик, Цапля, Чайка, Чайник.
  • Согласные отходят к слогу из гласной: Арбуз, Экран, Астра.
  • В начале слова все согласные присоединяются к первой гласной: Стриж, Стрекоза.

На картинках примеры слов, разложенных на слоги:

Теперь можно попробовать самим разложить слово «Дельфин» на слоги. И решить следующую задачу.

Как составить звуковую схему слова?

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Гласных звуков в русском языке шесть – , , , , ,

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука , . Буквой Ж один звук .

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (узнать сколько в слове слогов (частей) можно по гласным звукам.
Сколько в слове гласных, столько и слогов
).

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук обозначает мягкость согласного. Первый звук – мягкий согласный, второй звук – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук обозначает твёрдость согласного. Звук – твёрдый согласный. Звук – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Затем делаем транскрипцию (как мы слышим слово).

Записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: , , .
Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: , , .

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

Уважаемые родители, обязательно помогайте ребенку, если у него не получается. Хвалите ребенка за самые маленькие успехи, даже, если не получается, хвалите за то, что он правильно повторил за вами и выполнил задание.

Польза ГДЗ для преподавателей

Помимо учащихся и родителей пользоваться пособием с ГДЗ по русскому языку за 3 класс Канакина, Горецкий часть 1, 2 можно и учителям. Вспомогательный материал станет для них фундаментом в разработке своих карточек с заданиями и прочих учебных инструментов. Вместе с этим педагог сможет прорабатывать планы занятий. Полезен сборник будет и для репетиторов, занимающихся с учащимися индивидуально. Во время урока можно быстро проверить верность выполнения упражнений подопечным, дабы не терять драгоценное время и силы. Это позволит увеличить эффективность и объем запоминаемого материала школьником.

Согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков  36.  Как это возможно? Давайте разбираться.

Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:

      – парные звонкие согласные звуки

   – парные глухие согласные звуки

Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук  в зависимости от положения в слове.

Есть в русском языке непарные согласные звуки:

 –непарные звонкие согласные звуки

 – непарные глухие согласные звуки

Также необходимо знать:

 – всегда твёрдые звуки

–всегда мягкие звуки

Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ)  или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.

Звуко-буквенный разбор слова: теория

Что такое фонетический разбор и зачем он нужен? Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это один из способов анализа в русском языке, который предполагает разложение слова на звуки и буквы. Это понятие входит в раздел фонетики, который как раз и изучает звуки речи.

Выполнение звукобуквенного анализа необходимо для развития фонетического слуха и успешного освоения школьной программы. Навык выполнения фонетического разбора позволит минимизировать риск неправильного произношения или написания слов. 

Разберёмся, что такое фонетический разбор слова. Начать следует с теории: необходимо чётко различать звуки и буквы, которые входят в состав тех или иных слов.

Звуки – это то, что мы слышим, когда произносим слово.

Буквы – это способ графической записи тех звуков, из которых слово состоит.

Звуко-буквенный анализ слова предполагает разбивку на звуки и буквы с выделением разницы произношения. Количество гласных и согласных звуков и букв в русском языке не совпадает.

В состав анализа входят: 

Подсчитывание количества букв
Определение числа звуков в слове
Постановка ударения
Распределение звуков на согласные и гласные
Классификация каждого звука
Составление транскрипции (графической формы слова)

Во время разбора слова по звукам важно учитывать ряд особенностей: 

Некоторые буквы не дают звук
Некоторые буквы произносятся не так, как пишутся
Некоторые слова произносятся не так, как пишутся
В составе одного слова может быть разное количество звуков и букв
Гласные могут делать согласные твёрдыми или мягкими
Некоторые согласные являются мягкими или твёрдыми независимо от последующих гласных

Чтобы быстрее разобраться в теме, стоит вспомнить алфавит:

В русском языке выделяют ровно десять гласных букв:

Придают мягкость Придают твёрдость
«Я» — «Ё» — «Ю» — «Е» —  «А» — «О» — «У» — «Ы» — «Э» —  

Но только четыре гласных буквы, таких как: Я, Е, Ё и Ю делятся на два звука. 

Мягкость или твёрдость передаётся последующему звуку. Если перед согласным стоит другая согласная, то он остаётся твёрдым.

В русском языке выделяют двадцать одну согласную букву (и 37 согласных звуков):

Звонкие непарные буквы Й’, Л, М, Н, Р
Глухие непарные Х, Ц, Ч’, Щ’ 
Звонкие парные Б, В, Г, Д, Ж, З
Глухие парные П, Ф, К, Т, Ш, С

Парные согласные довольно часто при произношении могут отличаться от тех, которые будут содержаться в слове. Довольно часто некоторые звуки и вовсе выпадают из слова при чтении (непроизносимые согласные как в словах: соЛнце, лесТница).

Звонкие согласные образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парные согласные образуют пару из глухого и звонкого звука (-, -, -), а непарные — не образуют пары (, , )

При фонетическом анализе слова стоит учесть, что:

Согласные , , — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог;

Согласные , и — всегда твердые, даже если после них идут мягкие гласные, поэтому при звуко-буквенном разборе пишется ;

Звуки , , , , , , , , — сонорные, поэтому они всегда будут звонкими, так как при их произношении используется голос, а не шум;

Буквы и не дают звука; 

Удвоенные согласные сливаются в один; 

Ться произносится как ; 

Звуки и под ударением.

Классическим примером необходимости использования данного способа анализа являются слова с йотированными гласными:

  • Ёлка;
  • Яблоко;
  • Ёж;
  • Юла;
  • Ехать.

Дело в том, что первая гласная в каждом из таких слов состоит из двух звуков: Й и О, А, Э или У. Вот и выходит, что при написании букв меньше, чем звуков.

Подобные буквы будут давать два звука в трёх случаях:

  • Когда стоят в начале слова (ящик, Ямайка, ёжик);
  • После гласной (Якутия, умею, объятия);
  • После ь или ъ (объезд, подъезд, изъян, платье).

Но в этом правиле имеется исключение: 

Если стоит после мягкого знака, то при звуковом анализе слова выделяют уже не один звук, а два — и . 

Пример

Соловьи; Муравьи; Ручьи; 

Ульи; Плясуньи. 

Существуют и словесно-звуковые уравнения. Что это такое? Словесно-звуковые уравнения представляют собой запись в виде уравнения (два+три = четыре). Как же их решать? 

В слове два ровно три звука. В слове три — тоже. В слове четыре их шесть. Вот и получается, что если сложить слова два и три — получится слово четыре. Подобные упражнения помогут в форме игры в разы быстрее разобраться в представленной теме. 

При выполнении звукобуквенного анализа очень важно учитывать особенности произношения того или иного слова. Довольно часто можно допустить ошибки при подсчёте звуков, если слово имеет удвоенные согласные или мягкий/твёрдый знак

Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже. 

Когда заниматься с ГДЗ к учебнику Канакиной?

Дети часто не обращают внимания на возникающие с учебой сложности. Впрочем, некоторые родители тоже начинают реагировать на плохие оценки, когда учитель сделает замечание на собрании или после итогов четверти/триместра. Но момент оказывается уже упущен. Чтобы нагнать одноклассников, учащимся необходимо потратить уйму сил, изучить все упущенные темы. Времени на это просто нет. Поэтому не нужно доводить ситуацию до критической точки. Лучше с самого начала учебного года использовать решебник по русскому языку за 2 класс к учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г. (ФГОС).

Добиться успеха и полного понимания материала можно таким путем:

  1. не забывать про теорию, разбирать и запоминать все грамматические правила;
  2. всегда самостоятельно выполнять домашние задания;
  3. после этого, можно сравнивать свои результаты с верными ответами из решебника;
  4. тщательная работа над ошибками позволит избегать их появления в дальнейшем.

Благодаря детальным решениям, наглядным примерам и дополнительным комментариям у учеников создается полное представление о пройденном параграфе. Простота изложения информации позволяет легко ее запоминать. Это же в свою очередь помогает школьникам добиться высокой успеваемости и показывать отличные результаты на контрольных.

Правила фонетического разбора

Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:

звуки , , , как фонетические единицы не образуются;
согласный становится твёрдым, когда располагается перед «а», «о», «у», «ы», «э»;
согласный становится мягким, если он находится перед «я», «ё», «ю», «и», «е»

Важно! В некоторых иностранных словах согласный, предшествующий «е», продолжает быть твёрдым;
гласные «я», «ю», «е», «ё», стоящие перед согласными звучат так: «я» — , «ю» — , «е» — , «ё» — ;
если гласные «я», «е», «э», «о» находятся в безударном положении и следуют за согласными, то они имеют следующее звучание: «я» — или , «е» — , «э» — или , «о» — ;
«ё», «я», «ю», «е», стоящие за гласными, после «ь», «ъ», в начале слова дают два звука: «я» — , «ю» — , «е» — , «ё» — (ударные) и «я» — , «е» — (безударные);
«и», следующая за «ь», звучит удвоенно ;
«и», стоящую в слове сразу за «ж», «ш», «ц», произносят как ;
мягкость согласного обозначают с помощью символа , например ;
тянущиеся звуки дополняют двоеточием;
«й», «ч», «щ» всегда мягкие;
«ж», «ц», «ш» всегда твёрдые;
«й» всегда звучит мягко и звонко;
«л», «м», «н», «р», «й» всегда значатся звонкими звуками;
«х», «ц», «ч», «щ» всегда значатся глухими звуками;
если парным согласным заканчивается слово, а до него стоит глухая, то транскрипция букв следующая: «б» — , «д» — , «г» — , «з» — , «в» — ;
непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях фонетических единиц не образуют;
удвоенные согласные, следующие за гласной под ударением, обозначают тянущимся звуком;
удвоенные согласные, стоящие перед гласной под ударением, обозначают одинарный звук;
«ъ» и «ь» фонетических единиц не образуют;
«ь», стоящий после согласной, даёт мягкость;
«ъ», стоящий после согласной, даёт твёрдость.

ГДЗ по русскому языку за 3 класс Канакина, Горецкий часть 1, 2

Издательство: Просвещение 2015

Тип: Учебник, Школа России

В третьем классе школьники продолжают знакомиться с основами русского языка. Во многих школах для изучения предмета используются УМК за авторством Канакиной В.П. и Горецкого В.Г. Главным элементом комплекса является учебник, который знакомит учащихся с правилами пунктуации, грамматики и лексики. Помимо теоретического материала в нем есть и упражнения на закрепление. Справляться с ними смогут далеко не все, поэтому методистами также был разработан и решебник.

Сборник ГДЗ русский язык 3 класс Канакина вполне способен заменить репетитора для третьеклассника. В нем содержатся развернутые объяснения ко всем заданиям, приведенным в основной книге. Также тут имеются ключи к вопросам из специализированных разделов. Всего здесь насчитывается более пяти сотен ответов, каждый из которых поможет понять тот или иной языковой аспект.

Звуко-буквенный разбор слов

Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.

Таблица гласных и согласных звуков русского языка

Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же — на глухие и звонкие, парные и непарные.

Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: , , , , .

Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.

Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:

  • Б (звонкий) — П (глухой);
  • В — Ф;
  • З — С;
  • Д — Т;
  • Г — К;
  • Ж — Ш.

Остальные согласные парными не являются:

  • звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
  • глухие: Ц, Щ, Х, Ч.

Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:

  • Ч, Щ, Й — всегда мягкие.
  • Ж, Ш, Ц — всегда твёрдые.

Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый — нет.

Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:

В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:

  • Гласный — красный цвет;
  • Согласный твёрдый — синий;
  • Согласный мягкий — зелёный.

Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую — красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.

Примеры

Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.

Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.

Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.

Для слова «дуб» она выглядит так: . Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий — твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:

  • Сначала нарисовать прямоугольник.
  • Его разделить пополам по диагонали.
  • Первую часть закрасить синим цветом, вторую — красным.
  • Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.

Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.

Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:

Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:

Слова из 2 слогов:

Еще несколько примеров из 2 слогов и более:

  • Шишка, сосна:

  • Белка, чашка: есть мягкий согласный

  • Юбка: буква Ю в начале

  • Банан, жираф:

  • Лимон, петух:

  • Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале

  • Пальто:

  • Пчела, слива:

  • Ворона, собака:

  • Ракета:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 2-3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: